Урок-семинар по литературе в 7 классе Как прекрасна Земля и на ней человек (по очеркам из записок охотникаИ.С. Тургенева)

Семинарское занятие по очеркам из «Записок охотника» И.С. Тургенева
«Как прекрасна Земля и на ней человек»

Слова учителя(музыкальный фон – Сен – Санс «Лебедь»)
Орловщина Степь близ Дона и Красивой Мечи, реки Иста и Снежеть, огромный, обнимающий весь небосклон бор «Полесья», Бежин луг с его эпической широтой. Всюду здесь, куда не глянь, «русским людом любимые места».
В этом чудесном крае, в возлюбленном Мценском уезде, прошли его детство и отрочество, началась юность. Здесь был его дом, его Родина, его Россия.

Войдём и увидим, как дерево вянет,
Начнём обсуждать чуть не каждый листок.
В музее, как будто пред ним извиняясь,
Мы вдруг перейдём на глухой шепоток
Потом мы услышим: за речкою косят-
Косилка звенит вдалеке, как ручей.
А бабочки запахи поля приносят
На мемориальный порядок вещей.
И кажется, бабочки в дом залетели
Лишь потому, что минуту назад
Вышел хозяин, наружные двери
Забыл затворить - вот они и летят.
А сам, зачарованный русским раздольем,
С Дианкой ушёл в заливные луга
К далёкому лесу, где светлая Снежеть,
Где дети рассказы ведут у костра.
Каждая деревня, каждое охотничье угодье в досягаемости Спасского были ему известны. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, бывал в придорожных кабаках, останавливался на постоялых дворах. Он вглядывался и запоминал, и ему доверяли и делились с ним самым сокровенным. Результатом этих встреч и бесед с людьми разных сословий и явилась книга рассказов «Записки охотника»

Сообщение ученика:
В конце 1846 г. И.С.Тургенев отдаёт в журнал «Современник» небольшой рассказ о дружбе двух крестьян. Рассказ, озаглавленный «Хорь и Калиныч», появился в первом номере журнала за 1847 г. в разделе «Смесь».
С него-то всё и началось. Тургенев хорошо помнил возбуждённые слова Белинского в письме: «Вы и сами не знаете, что такое «Хорь и Калиныч». Судя по «Хорю», вы далеко пойдёте». Но Тургенев слишком не обольщался и не придавал своему рассказу особенного значения. Когда же книжки первого номера «Современника» дошли до читателя, случилось нечто неожиданное: все заговорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. И вот в течение 1847-1851 годов Тургенев создаёт ещё более 20 рассказов. В 1852 г., объединенные общим названием, «Записки охотника» вышли отдельной книгой, обеспечив автору широчайшую известность. В последние годы своей жизни писатель вновь вернулся к этой книге, добавив ещё 3 рассказа, и теперь в составе «Записок охотника» мы имеем 25 абсолютно самостоятельных очерков, объединённых образом рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.

Учитель: Все, кто читал «Записки охотника», наверное, согласятся со мной, что содержание этой книги связано с осуждением крепостного права. Это действительно так, ведь ещё в юности писатель дал «аннибаловскую клятву» никогда не примеряться с крепостными порядками, бороться с ними всеми средствами, в том числе средствами художественной литературы. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца». «Записки охотника», как никакое другое произведение Тургенева, подтверждают верность клятве, данной ещё в молодости. А правительство, усмотрев в книге осуждение существующего порядка, решило даже выслать писателя в собственную деревню Спасское-Лутовиново без права появления в обеих столицах в течение 2 лет.
Но не только этим интересна сейчас книга Тургенева. Она знакомит нас с миром русской деревни середины прошлого века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал Белинский и сам отвечал на этот вопрос. «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности,- словом, всё то же, что и в образованном человеке».

«Записки охотника» - это прежде всего поэзия, а не политика. От крепостного права не осталось и следа, а художество маленьких тургеневских рассказов не потускнело, потому что главное в них – любование нехитрыми русскими людьми, любование полями, лесами, зорями, лугами России. В «Записках охотника» просто и любовно дана Россия.

Итак, отправимся вслед за автором в этот воистину волшебный край и постараемся увидеть то, что не видели и не умели, а порою и не хотели видеть другие охотники.
Итак, перенесёмся мыслями в далёкое прошлое, представим себе, как на этой же земле, по этой летней траве шагал известный нам по портретам человек и видел то, чего не видели, а порою и не хотели видеть другие охотники.

Сообщение ученика:
Вот, например, рассказ «Малиновая вода». В самом его названии – красота и благодать, природы, прохлада и ласка ручья в знойный августовский полдень. Мы и сейчас можем посетить это «известное во всём околотке» место, спуститься к воде, посидеть в тени кустов, помечтать, глядя на то, как отражаются в тёмной глубине воды редкие облака.
Однажды, измученный зноем, забрёл сюда и Тургенев. Напился из родника, прилёг в тень, и, оглянувшись кругом, увидел двух странников. Один из них в особенности заинтересовал его. Тургенев узнал в этом старике «шумихинского Стёпушку» - безродного, бесприютного, до последней степени униженного бедной своей жизнью крестьянина из богатого села Шумихино. «Всякий человек не знал о его существовании. Ходили, правда, слухи, что был он когда-то у кого-то в камердинерах. Но как он попал в число подданных помещика села Шумихино, чем и где жил, - обо всём этом решительно никто не имел ни малейшего понятия, да и, правду сказать, никого не занимали эти вопросы».
Вот эти-то слова Тургенева и дают ключ к пониманию того главного, что в первую очередь волнует его как писателя.
Его занимает то, что никого не занимает. То, что не интересует людей, равнодушных к чужой беде. Этот Стёпушка никому не интересен и не нужен. Он так бы и канул в беззвестность, как многие другие подобные ему бедняки, мыкавшие своё горе, если бы не странный, не похожий на других охотник, пришедший в знойный день к источнику с поэтичным названием «Малиновая вода».
Тургенев разузнал о Стёпушке всё, что можно было разузнать: и то, что проживал тот летом в «клети, позади курятника, а зимой в предбаннике»; и то, что к нему привыкли и даже иногда «давали ему пинка, но никто с ним не разговаривал; и то, что жизнь свою проводил он в постоянном страхе, боясь чихнуть или кашлянуть, и вечно хлопотал и возился втихомолку, словно муравей: и всё для еды, для одной еды. Ведь не позаботься он о себе сам, то самым обыкновенным способом умер бы с голоду. «Плохое дело не знать по утру, чем к вечеру сыт будешь!» Эта простая и горькая мысль обжигает нас, читателей. Тургенев делает этого старика одним из главных героев своего повествования, отодвигая в сторону даже прекрасную природу. Поэтому у нас, как и у современников Тургенева, сжимается сердце, когда мы читаем страницы, посвященные этому жалкому и беззащитному старику. Перед нами растоптанный жестокими обстоятельствами человек, который унижен, который страдает.

Учитель: Тургенев писал свой рассказ «Малиновая вода», как и другие рассказы «Записок охотника», чтобы у его современников не засыпала совесть. Чтобы неспокойно им было на земле. Чтобы не убаюкивала их «Малиновая вода» сытой, безбедной жизнью. Чтобы они – пусть не прямо, а отраженно, в образах тургеневских героев, смогли бы изведать то, что чувствуют обездоленные люди.
Но, пожалуй, горькая доля Стёпушки лишь вступление к тому основному скорбному мотиву, который звучит в конце рассказа, когда у ключа «Малиновая вода» появляется еще один мужик – «лет пятидесяти, запылённый, в рубашке, в лаптях, с плетёной котомкой и армяком за плечами».
Ходил, как выясняется, Влас в Москву, к барину, просить его, чтобы он «оброку сбавил аль на барщину посадил», - потому что помер у Власа сын, который в извозчиках жил и за отца барину оброк этот немалый вносил. Но барин прогнал Власа. Вот и пошёл Влас назад, в свою деревню.
Тургенев пишет: «Мужик рассказывал нам всё с усмешкой, словно о другом речь шла, но на маленькие и съёженные его глазки навёртывалась слезинка, губы его подёргивало». Тут действительно выдавали себя и душа, и сердце, и страсти – такие страсти, каких не встретишь у образованных людей. А дома, в деревне, ждала Власа голодная жена. Тургенев раскрывает бездну отчаяния и бессилия, которая поглощает такого, как Влас, такого, как Стёпушка. Для Власа никакой никуда дороги больше нет. Недоимку ему не выплатить – оброк на него барин положил непомерный. Влас даже по этому поводу рассмеялся: «Безответная моя голова».

Учитель: Естественно Тургенев заинтересовался, кто его барин. «Граф Валериан Петрович, сын Петра Ильича?» Да, оказывается сын этого самого Петра Ильича, о котором незадолго до прихода Власа рассказывал Тургеневу четвёртый участник этой недолгой встречи у «Малиновой воды» по прозвищу Туман.

Сообщение ученика: А рассказывал Туман примечательные вещи. Этот самый граф Пётр Ильич был барином в старинном вкусе, богачом первостатейным. Своры собачьи держал и музыкантов 40 человек. Пляшут, бывало, гости до зари. А граф был добрый человек. Если, случалось, кого побьёт – «смотришь, уж забыл». Одно плохо: «матресок держал». Одна из них, Акулина, злющая была девка, околдовала совсем графа. Он для неё всё, что потребовала, делал. Через неё и разорился. «Племяннику моему лоб забрила, - рассказывал старик, - на новое платье её шоколад обронил».
- А барин–то, я вижу, у вас был строг, - сделал предположение Тургенев. На что Туман возразил:
- Тогда, это было во вкусе, батюшка.
- Теперь уж этого не делается, - сказал Тургенев, не спуская со старика глаз. Тот посмотрел на Тургенева сбоку и пробормотал, далеко закинув удочку:
- Теперь, вестимо, лучше.
И словно в подтверждение его слов подходит к ключу со своей плетёной котомкой и армяком за плечами несчастный Влас.

Учитель: «Теперь, вестимо, лучше. А что же лучше?» На этот вопрос отвечает сам автор. Теперь господа в ином вкусе. Сами не рукоприкладствуют, общаются с мужиками через приказчиков, управляющих да бурмистров. Как, например, господин Пеночкин, молодой помещик, герой другого рассказа, гвардейский офицер в отставке.

Сообщение ученика: Аркадий Павлович Пеночкин – молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, владелец большого имения. «Роста он небольшого, сложен щеголевато, руки и ногти в большой опрятности содержит; с его румяных губ и щёк так и пышет здоровьем. Смеётся он звучно и беззаботно, приветливо щурит светлые карие глаза; одевается он отлично и со вкусом; выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтения небольшой охотник». В карты играет мастерски. Пеночкин считает себя любителем музыки. Во время игры в карты «поёт сквозь зубы». Он помнит некоторые мотивы из популярных в то время музыкальных пьес, но «что-то всё высоко забирает», - замечает автор, и мы понимаем, что замечания эти носят явно иронический оттенок. Дом у него построен по плану французского архитектора. «Люди» одеты по-английски. Воспитание он получил, как водится, отличное. И вообще считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов своей губернии. «Но со всем тем, - замечает рассказчик, - я не слишком охотно его посещаю», а дворовые люди Пеночкина посматривают «что-то исподлобья», - как бы между прочим сообщает Тургенев.
А дальше начинается рассказ о впечатлениях одного дня, когда автор «Записок охотника» побывал у Пеночкина в доме и в одной из его деревень.
В доме утром, за завтраком, он оказался свидетелем сцены между Пеночкиным и его камердинером. Тот забыл подогреть для барина красное вино. Пеночкин разговаривает с камердинером спокойно, вежливо, не позволяя себе повышать голоса:
- Отчего вино не нагрето? – спрашивает он камердинера. Но тот ничего не произносит в ответ. Да здесь ответ и не предполагается.
- Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? – спокойно продолжает Аркадий Павлович, не спуская с камердинера своих светлых карих глаз. Но несчастный камердинер по-прежнему молчит и лишь крутит в руках салфетку. А Пеночкин, извинившись с приятной улыбкой перед гостем, отсылает прочь камердинера и вызывает звонком толстого, черноволосого человека.
- Насчёт Фёдора распорядиться, - говорит ему Пеночкин с совершенным самообладанием. И мы понимаем, что этот барин нового типа только кажется справедливым и гуманным хозяином. На самом деле под маской культуры и благородства скрываются фальшь, лицемерие, эгоизм и жестокость крепостника – помещика. Это новый тип палача утончённого склада, который не позволяет себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только распоряжается издали, без шума, без скандала, не пачкает свои холёные руки. Общая картина бесправия, забитости и страха крепостных крестьян раскрывается в ряде деталей и попутных замечаний. Мы узнаём, что в доме Пеночкин завёл порядок необыкновенный: «Даже кучера подчинились его влиянию и каждый день не только вытирают хомуты и армяки чистят, но и сами себе лица моют». А когда в деревню въезжает экипаж Пеночкина, там начинается настоящий переполох.
Пеночкин не любит, чтобы его беспокоили грубыми сценами. А именно такая сцена разыгрывается в конце рассказа. В ней образ Пеночкина и его верного пса бурмистра Сафрона получает беспощадную завершённость. Помещик по существу отдал своих мужиков во власть душегуба – бурмистра. Он душегуб в прямом смысле этого слова. Старый крестьянин Антип повздорил с ним когда-то на сходке. «Вот он его, Антип-то, клевать и начал. Ведь он Антиповых-то сыновей без очереди в рекруты отдал». А теперь вот собирается отдать и последнего, третьего, младшего сына. Антип падает барину в ноги и просит заступиться: он разорён, у бурмистра кругом в долгу, забирают в рекруты последнего сына. Отец и сын стоят перед барином на коленях и ждут своей участи. Выслушав мужика, барин хмурится и спрашивает бурмистра в полголоса с недовольным видом:
- Что это, однако, значит?
Барин недоволен тем, что бурмистр не пресёк этой неприятной для барина встречи с мужиком, да ещё в присутствии постороннего человека. Когда же Антип начинает оправдываться да ещё и сын вставляет слово, Пеночкин срывается: «Молчать! Нет, брат, у меня бунтовать не советую Ну, ведь я сказал вам хорошо, ступайте же, я прикажу»
Учитель: Что он «прикажет»? Об этом нам поведал в конце рассказа знакомый Тургенева, крестьянин Анпадист: «Ну, заест он его теперь, заест человека совсем». То есть бурмистр заест, а барин, как и прежде, ничего не сделает для мужика».
Образы помещиков предстают и в других рассказах «Записок охотника». И все они как единая враждебная сила противостоят крестьянскому трудовому люду. При этом Тургенев не идеализирует крестьян: в них есть и беспечность, смешанная с бестолковостью, и раболепие; часто бывают они склонны к выпивкам, суеверны, темны. Некоторые смиряются с любым положением. Но всё это, если внимательно присматреться,- общий результат их тяжёлой жизни. Отрадно и удивительно то, что при таких условиях многие крестьяне не утратили лучших человеческих качеств.
Автору отрадно и удивительно было сознавать, то что и в условиях крепостного права многие крестьяне не теряли золотых россыпей своей души: одни из них были ближе к людям, другие к природе. В этом смысле особенно примечателен рассказ «Хорь и Калиныч», открывающий «Записки охотника»

Сообщение ученика: Мы видим, что Хорь – умный и практичный человек. Он насквозь видит своего барина. Хорь платит ему 100 рублей в год, во всём остальном сам себе голова. У него добротный дом, справное хозяйство, сыновья смотрят открыто, с чуть упрямой усмешкой – а это признак собственного достоинства. И сама собой напрашивается мысль: если отдельные мужики в условиях крепостной системы сумели стать на ноги, то как бы развернулся народ, если бы оказался свободным? Недаром автор сравнивает Хоря с Петром Великим, самым русским человеком по своим преобразованиям и смелости.
А вот друг Хоря Калиныч – нежная, возвышенная душа. Хозяйства у Калиныча нет, но не потому, что ленив. Отнюдь! А потому, что барин отрывает всякий раз его на охоту в качестве «знатока». Главное же – потому, что тяготеет больше к природе, ему нужно постоянное общение с ней. Потому-то Калиныч наделён бесценным даром – душевной теплотой, отзывчивостью. Он идёт к своему другу Хорю с пучком полевой земляники – а это выражение дружеской ласки, привязанности, и, если хотите, деликатности. Рядом с таким человеком как бы отдыхаешь душой. Хорошо бы каждому из нас иметь такие качества, чтобы к нам тянулись люди, а не бежали, как от чумы.
Мудрый маленький мужичок Касьян с Красивой Мечи тоже переполнен любовью ко всему живому и прекрасному на Земле. «Хожу я и в Курск и подале хожу, как случится. В болотах ночую да в залесьях, в поле ночую один, во глуши: тут кулички рассвистятся, тут зайцы кричат, тут селезни стрекочут».
Учитель: Автор всем ходом своего повествования убеждает нас в мысли, что жизнь на земле и природа – это дар, который ничем нельзя заменить и ни с чем нельзя сравнить. Вот он описывает свой привал в лесу в жаркий летний день: «Жара заставила нас, наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие – лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вы не двигаетесь – вы глядите, и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце.» (музыкальный фон – С.В. Рахманинов «2 концерт для ф-но с оркестром»).
«Золото» сердца народного раскрыто Тургеневым и в других рассказах: «Бежин луг» и «Свидание». Но кульминационным в этом смысле, пожалуй, является рассказ «Певцы».
Сообщение ученика: «Был нестерпимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. В этом деревенском кабаке происходит своеобразная дуэль – состязание двух певцов из народа: Якова-Турка и рядчика из Жиздры. Соревнование происходит в разгар дня, и напряжённость обстановки в кабаке вполне соответствует нестерпимо жаркому дню за стеной кабака. Тургенев сознательно сгущает краски, рисуя безотрадный вид и Колотовки, и Притынного кабака, стоящего на краю оврага, как бы на краю бездны. Всё повествование строится на противопоставлении.
Участники турнира противопоставляются друг ругу уже по своему отношению к предстоящему событию. Состояние Якова подчёркивается словом «лихорадка». Это крайняя степень взволнованности, свойственная людям впечатлительным и страстным, по настоящему артистичным. Рядчик в отличие от Якова, не только спокоен, но даже беспечен. «Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки». Этим автор подчёркивает его ограниченность, неспособность к глубокой страсти. Различны, разумеется, и песни исполнителей: у рядчика – плясовая, у Якова – заунывная. Рядчик «играл и вилял голосом, как юлою беспрестанно заливался и переливался сверху вниз». Эта песня радовала, взбадривала, заставляла слушателей встрепенуться, подтягивать и покрикивать невпопад: «Лихо! Забирай шельмец! Забирай, вытягивай, аспид!»
Песня Якова иная: «голос был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-бесконечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала за его русские струны.» (цитата из текста звучит на фоне народной песни «Ой ты, степь широкая»).

Учитель: Известно, что искусство народа – это его душа. Сильная, удалая и страстная, правдивая и горячая, истинно русская, - она как раз и вылилась в песни Якова. Это песня о красоте и раздолье русской земли, о печали и нераскрытых возможностях великого народа. Эта песня повергает всех в скорбную печаль и одновременно объединяет и очищает людей. Ведь здесь, в этом Притынном кабаке, люди ощутили нечто высокое и прекрасное. На такой высокой ноте можно было бы, наверное, и закончить повествование, если бы не последующая сцена.
Ученик: Отдохнув на сеновале и покидая деревню, охотник решил заглянуть в окно кабачка, где несколько часов назад был свидетелем столь дивного пения. И что же? Его глазам предстала невесёлая картина. Все были пьяны, начиная с Якова. На смену духовному, чистому и высокому приходит низменное и обезображенное. Если до поединка автор выделяет красоту, одухотворённость Якова, артистическое благородство его лица, то теперь рассказчик видит нечто противоположное: «Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом».
Учитель: Такова действительность, таковы контрасты России, о которых чуть позже сказал Некрасов:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка – Русь!
Читая «Записки охотника», чувствуешь, как разные образы людей из народа сливаются в один могучий образ народа – мечтателя, народа – творца. Это образ был бы неполным, если бы в рассказе «Бежин луг» Тургенев не запечатлел пленительные черты маленьких представителей крестьянской России, деревенских мальчишек – мечтателей, смельчаков и работников. Рассказ очень прост по содержанию.
Ученик: Рассказчик, возвращаясь с охоты, сбился с дороги. Блуждая в наступившей тьме, он наткнулся на костёр, вокруг которого расположились крестьянские дети: они пригнали лошадей в ночное. Охотник прилёг недалеко от костра и некоторое время наблюдал за детьми, слушая их разговоры. Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – крестьянские мальчики старой, крепостной деревни 19 века. Однако столетие, отделяющее нас от того времени, не стёрло удивительной живости этого произведения. Читая его, мы словно наяву любуемся мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа. Любуемся июльским днём, изображенным в начале рассказа, любуемся прекрасной летней ночью. Становимся свидетелями рождающегося утра, ощущаем бодрый, пророческий смысл, который вложен в заключительную картину – картину рассвета: (цитата). От этой картины веет бодростью, ожиданием светлого, чистого. Вид природы соответствует настроению писателя, который верил в светлый день этих мальчиков и своей Родины.
Учитель: А над Спасским-Лутовиновом в погожие июльские дни солнце действительно не хмурое, не огнистое, не раскалённое, оно светлое и приветно – лучезарное. А ночью по-прежнему, как и раньше, серебрится месяц, мерцают далёкие звёзды. Но сейчас не встретишь здесь высокого бородатого человека в старинных охотничьих сапогах, со старинным дорогим ружьём. Он прошёл, оставив след в наших сердцах – и «Бежиным лугом», и «Малиновой водой», и «Певцами», и другими рассказами, которые навеки связаны с этой землей, с его и нашей Родиной,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Там хорошо










13PAGE 15


13PAGE 14115




15