Статья ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС


Попова Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №409 СП при ФГУ НИДОИ им.Г.И.Турнераг.Санкт-Петербург
Познавательный компонент развития детей на уроках математики
в соответствии с требованиями ФГОС
Особенностью современных уроков математики в начальной школе является то, что помимо традиционных целей - освоение смысла арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков, обучение решению задач и т.д.- первостепенное значение придаётся и цели развития мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей и познавательных интересов учащихся, т.е. основной задачей является всесторонние развитие ребёнка. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Практика показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную, игровую и общественно-полезную деятельность в связи с этим новое знание я стараюсь не давать ученикам в готовом виде, а постигается оно ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А я, как учитель, подвожу их к этим «открытиям», организую и направляю их поисковые действия.
Например, расставляя карандаши в стаканчике, учащиеся устанавливают, что для сравнения групп предметов по количеству можно составлять пары.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе является творческая работа детей.
Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают, предлагаю систематически, не реже двух- трёх раз в неделю. В них дети могут придумать примеры на изученный, вычислительный приём, составить задачу по данному выражению (н-р, 85/5x9), задачу данного типа (на кратное сравнения, по сумме и разности и т.д.) или по заданному сюжету (о спорте, о животных, задачу-сказку и т.д.). Могут нарисовать узоры или геометрические фигуры данного свойства (н-р, луч КМ, пересекающий прямую АД не пересекает отрезок СД), расшифровать или зашифровать названия города, книги к/ф с помощью вычислительных примеров. Подобные задания, где дети «творят»,- развивают ребят и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.
Для развития вариативного мышления и творческих способностей часто предлагаю детям задания, допускающие различные варианты решения, например, выбирая из фигур (О ● □) лишнюю, ребёнок может назвать 1) квадрат (т.к. все остальные фигуры круги), 2) он может назвать большой круг (т.к. все остальные фигуры маленькие), 3) или чёрный круг ( т.к. все остальные фигуры белые).
В данном случае все предложенные варианты ответов верные. Но вариант может быть и неверным - тогда он обсуждается, исправляется.
Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Обстановка на уроке обычно спокойная и доброжелательная. Формы работы на уроке стараюсь разнообразить. Здесь незаменимой является устная работа. Это и коллективный диалог, работа с карточками и кассой цифр, работа в парах, самостоятельный ответ у доски, математический диктант.
Почти в каждое занятие включаю, весёлые стихи, ребусы, считалочки, игры, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот то главное, что лежит в основе развития ребёнка, а значит и определяет качество работы учителя с детьми.
Литература:
Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х т
М.: Смысл: Издательский центр «Академия» 2006
Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М. ИМАТОН, 1999.
0бухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / / Народное образование, №10, 1999.