Программа сопровождения учащихся Группы риска состоящих на внуришкольном учете и учетах КДНиЗП и ОДН

«Утверждаю»
директор Муниципального бюджетного
учреждения Основная общеобразовательная
школа №4 г. Елизово
________________ З.И. Липатникова
«_____» _______________2014 г.







Программа социально педагогического сопровождения
детей «группы риска»



Программа рассчитана на 2 года, в течение 2014-2016 года.




Программу разработала
заместитель директора по УВР
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
Основная общеобразовательная школа №4

Павлова А.С.




г. Елизово
2014 год





Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
В школе обучается 176 учащихся, и некоторые из них из асоциальных семей, что является характерной особенностью микрорайона Пограничный .
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими воспитанниками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы
Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка у некоторых семей.
Высокий уровень подавления и насилия.
Хаотичность в воспитании.
Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.

3. Цель программы
1. Адаптация воспитанников школы асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

4. Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

5. Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с воспитанниками.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и сотрудников представительских органов.

6. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 10-16 лет.

7. Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2014-2016 года.

8. Полученные результаты и способы их оценки
Программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали детей поставленных на внутришкольный учёт, и относящихся к «группе риска». Был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлении типа семейного воспитания и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с педагогами, так и с детьми и родителями параллельно. При этом проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы (беседы с участием представителей ведомственных структур – ФСКН, КДН, ПДН), диспут (с участием детей («группы риска»), деловая игра, спортивные игры с участием учащихся и педагогов, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.

Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

9. Ожидаемые результаты и способы оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
7. Снижение количества детей асоциального поведения.
8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за непосредственной реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

1. Диагностика
Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
Информация о семьях (сбор сведений, акты)
Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
Списки учащихся, состоящих на учете
Списки учащихся, уклоняющихся от учебы (не севших за парту)
Папка классного руководителя

2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей

Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в группе для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
-психокоррекционная работа - консультация (оказание помощи в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с педагогами и детьми.
Принцип реализации работы:
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Семья, семейные ценности»«Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

Работа с педагогами

Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли педагогов в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.


Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Профилактика правонарушений
Беседы по факту
Заседания Совета профилактики, общешкольного родительского комитета
Акция "Детям - заботу взрослых"
Лекции специалистов, классные часы
Конференция "Знаешь ли ты закон?"
Привлечение детей «группы риска» к участию в «Слёте мальчишек»
Кинофильмы "Вредные привычки"
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
Выступления с информацией о состоянии преступности
Профилактика употребления ПАВ
Организация летнего отдыха и каникулярного времени
Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы

Контроль
Индивидуальные карточки учета
Рейды в вечернее время
Подготовка материалов на неблагополучные в КДН, ПДН
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
Проверка занятости после уроков
Совещания при директоре
Административные совещания
Методические семинары

Психологическое сопровождение (при наличии психолога)
Специально - коррекционные занятия
Индивидуальные консультации
Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений

Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи воспитателям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях (группе, на прогулке). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
Выявление детей асоциального поведения.
Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
Ведение картотеки этих детей.
Встречи с работниками ИДН.
Правовое просвещение подростков
Разработка и применение памяток поведения.
Совет по профилактике правонарушений при директоре
Психологические консультации для детей и родителей.
Организация психолого-педагогических консилиумов
Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)
Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


мероприятия
Ответственный
2014-2015

2015-2016

1
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,
сбор банка данных
Соц. педагог
Зам по УВР
психолог
Сентябрь, октябрь
Повторно
октябрь

2
Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска»
Психолог
В течение года

В течение года


3
Тренинг: « Навыки общения».
Соц. педагог
В течение года


4
Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Зам. Директора по ВР.
Соц. педагог
В течение года



5
Контроль за дозировкой домашнего задания, ведения ученической документации (дневники, тетради)
Зам. Директора по УВР
В течение года

В течение года

6
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения
Соц. Педагог
Зам по УВР
психолог
В течение года
В течение года

7
Исследование адаптации к школе
Зам по УВР,
Зам по ИКТ,
Соц. педагог
Первая четверть
Первая четверть

8
Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»

Классные руководители

В течение года
В течение года

9
Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования
Зам по УВР
соц. педагог
1 раз в полгода
1четверть


10
- проверка сменной обуви;
- контроль за чистотой рук в буфете;
- контроль за курильщиками на территории школы;
- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».
Темы.
Когда сигарета не нужна.
Береги здоровье смолоду.
Не кури.
Табак и верзилу сведёт в могилу.
Вредные привычки.
Наше здоровье в наших руках.
Кто скажет курению нет.
Суд над вредными привычками.
Компьютер- враг или друг.
Зам по УВР
соц. Педагог
классные руководители
В течение года

В течение года

11
Игры:
Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
Правовая игра «Мой взгляд»
Игра «Школа безопасности»
Зам. директора по УВР,
Социальный педагог
Декабрь,
Февраль,
апрель
Ноябрь
Февраль
апрель

12
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,
« Ты и твои права»
Инспектор ПДН
Инспектор ОДН
Соц. педагог

Ноябрь,
март
Декабрь
апрель

13
Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска»
Классные руководители,
соц.педагог
зам по УВР
Один раз в четверть

Один раз в четверть


14
Проведение «Дней здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»
Зам. Директора по УВР
Учитель физ. культуры
1 раз в четверть
1 раз в четверть

15
Акция: «Нет вредным привычкам!»
Зам. директора по УВР
соц. педагог, классные руководители
ноябрь
ноябрь

16
Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?»
Декабрь,
февраль
Январь,
Март,
май


17
Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья
Классные руководители
1 раз в четверть
1 раз в четверть

18
Проведение физкультминуток во время уроков

Учителя
В течение года
В течение года

19
Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.
Нарколог городской больницы.
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие

20
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
-кружках и секциях,
-турпоходах.
Зам. директора по УВР.

В течение года

В течение года

21
Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей».
Соц. педагог


В течение года



22
Лектории: «Уют и комфорт в нашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»
Соц. педагог,

В течение года
В течение года

23
Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица»
Классные руководители,
Соц. Педагог
Зам по УВР
март
март

24
Профориентационная работа с учётом состояния здоровья.
Соц. педагог
Зам по УВР

Третья четверть

Третья четверть


25
Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей асоциального поведения
Соц. педагог.
Один раз в четверть
Один раз в четверть











Список литературы

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010
















Приложения

Анкета по выявлению трудновоспитуемых воспитанников в школе-интернате
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома, школы-интерната?


АНКЕТА № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе-интернате?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы- интерната к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса, группы?
Старался ли избежать драки в школе-интернате, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе- интернате со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы-интерната?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением посторонних взрослых людей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе, группе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Беседовал ли ты с инспектором (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру
Уровень педагогической запущенности
Итоговая сумма баллов

6 > N > 3
I - начальный уровень трудновоспитуемости
30 > N > 15

3 > N > 0
II - дезорганизаторы
15 > N > 0

N < 0
III - особо трудные
N < 0


Характеристика уровней ( по итоговой сумме) Уровень, качества личности (признаки)
уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
пропустите его: будет следующий;
несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
нет, вы вообще не ходите в походы;
да, если они вам хоть немного симпатичны;
неохотно, потому что это может быть утомительно.
Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
вовсе не пропадает;
желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
Каково ваше мнение о турпоходе всей группой?
вам нравится, когда это делают другие;
вы бы с удовольствием к ним присоединились;
нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
ложитесь спать;
кричите и ругаетесь со своими одногрупниками;
долго гуляете на свежем воздухе.
Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
нужно побольше есть;
необходимо много двигаться;
нельзя слишком переутомляться
Принимаете ли вы регулярно лекарства?
не принимаю даже во время болезни;
нет, в крайнем случае принимаю витамины;
да, принимаю
Какое блюдо вы предпочтете?
гороховый суп с копченым окороком;
мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
пирожное с кремом или взбитыми сливками
Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
чтобы были все удобства;
чтобы была вкусная еда;
чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
Что заставляет тебя употреблять спиртное?
встреча с друзьями;
праздники;
одиночество, невезение в жизни;
драмы;
иное;
не употребляю.
Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому. (по десятибалльной системе). АНАЛИЗ (к п.5):
10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
7,8 - хорошая;
5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).

Анкета "Приобщение к здоровому образу жизни"
Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
Есть ли у тебя друзья, которые курят?
Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
Что такое наркотики?
Спросите себя:
"Как я отношусь к своей внешности?"
Нравится ли вам, как вы выглядите"
Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?


"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни" Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым " "Курить значит стать взрослее " "Наркотик убивает жизнь "
Шкалирование
Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт     да                  да                    да                     да ______________________________________________________________________
   нет                 нет                   нет                     нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.



Анкета для учащихся 5 - 9 классов
С какого возраста, по твоему, человеку можно
курить
употреблять спиртные напитки
наркотические вещества
Пробовал ли ты (да, нет)
курить
употреблять спиртные напитки
наркотические вещества
С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
куришь
употребляешь спиртные напитки
наркотические вещества
Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
положительного:
отрицательного:
Твои родители
курили
употребляли спиртные напитки
наркотические вещества отец: мать:
Как педагоги школы-интерната относятся к твоим привычкам?
запрещают категорически
осуждают
безразлично
Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю) юношам - девушкам -

Что мы знаем о курении Тест При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
Подростки курят, чтобы "быть как все".
Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

Коллекция педагогического инструментария
Мотивы учения (анкеты)
Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)

Анкета №1
Порядок работы с анкетой.
Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.

Анкета – тест
Я учусь потому, что:
1) на уроках по _____________________________________________________
__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;
2) заставляют воспитатели;
3) хочу получать хорошие оценки;
4) надо подготовиться к будущей профессии;
5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;
6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;
7) нравится узнавать новое;
8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________
__________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;
10) хочу больше знать;
11) мне приятно думать, соображать;
12) хочу быть первым учеником.

Обработка результатов
Провести классификацию мотивов.
Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.
Пункт 1 – мотив благополучия
Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный
Пункты 6, 12 – мотив престижа
Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению
Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников
По каждому ученику:
Выявляют ведущие мотивы;
Определяют их разнообразие
Смотрят, какие мотивы преобладают
Составляют план работы по формированию мотивации

Анкета 2 «Мотивация к успеху»
На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.
Когда я работаю, я все «ставлю на карту».
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.
В некоторые дни мои успехи ниже средних.
По отношению к себе я более строг, чем к другим.
Я доброжелателен.
Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.
Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.
Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.
Препятствия делают мои решения более твердыми.
У меня легко вызвать чувство честолюбия.
Если я работаю без вдохновения, это заметно.
Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.
Я полагаюсь только на себя.
В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
Я не очень честолюбив.
В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.
Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.
Мои друзья считают меня ленивым.
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.
Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
Я завидую людям, которые не загружены работой.
Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.

Обработка результатов.
Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл
Да
Да
Нет
Да
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Да


От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.
Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов.
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе-интернате. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
Воспитатели всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
Я очень люблю узнавать что-то новое.
Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
Я всегда рассказываю об успехах в учебе.
Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы-интерната за плохую успеваемость.
Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе- интернате столько времени на уроки.
Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что воспитатели как-то поощрят мои старания.
Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
Мне очень важно, чтобы меня считали меня способным учеником.
Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
Я очень переживаю, если называют меня неспособным, неуспешным учеником.
Я уже сейчас задумываюсь о том, куда я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.
Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1
2
3
4
5
6
7
8
9



2
3





6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
















ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец – шкала 1а
2 столбец – шкала 1б
3 столбец – шкала 2
4 столбец – шкала 3
5 столбец – шкала 4а
6 столбец – шкала 4б
7 столбец – шкала 4в
8 столбец – шкала 5а
9 столбец – шкала 5б
10 столбец – шкала 6
11 столбец – шкала 7
12 столбец – шкала 8
13 столбец – шкала 9

Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7
Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б
Шкала 12 – среднее по шкалам 4б и 5а
Проводится анализ индивидуальных результатов.
Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.
Проводится анализ группового результата.

ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.
Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.

Опросник «Чувства к школе»
Класс___________ Ф.И._________________________________________
Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе
Да

Спокойствие


Усталость


Скуку


Радость


Уверенность в себе


Беспокойство


Неудовлетворенность собой


Раздражение


Сомнение


Обиду


Чувство унижения


Страх


Тревогу за будущее


Благодарность


Симпатию к учителям


Желание приходить сюда




Опросник «Отношение к учебным предметам»
Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.

Предмет
Изучаю с интересом
Равнодушен
Не люблю

1
Русский язык




2
Литература




3
СБО




4
Математика




5
История




6
Природоведение




7
Физкультура




8
Труд




9
ИЗО




10
Музыка







Анкета
Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»
Тебе нравится в школе?
Нравится
Не очень нравится
Не нравится


Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться в игровой?
С радостью иду в школу
Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться в игровой
Хочется остаться дома


Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
Пошел бы в школу
Не знаю
Остался бы дома


Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Нравится
Не очень нравится
Не нравится


Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?
Хотел бы, чтобы задавали домашние задания
Не знаю
Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания


Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?
Хотел бы, чтобы остались все предметы
Не знаю
Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы


Ты часто рассказываешь о успехах в школе другим педагогам?
Часто
Редко
Никогда


Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие
Не знаю
Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие


У тебя в классе много друзей?
Много
Мало
У меня нет друзей в классе


Тебя нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Не очень нравятся
Не нравятся



Причины школьной дезадаптации
Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Различают два типа дезадаптированных учеников:
- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;
- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Для оценки причин дезадаптации к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»
Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.
После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.
Нами получены следующие результаты:
Я испытываю в школе чувства
Да

1. Спокойствие
67%

2. Радость
54%

3. Уверенность в себе
56%

4. Желание приходить сюда
58%

5. Симпатию к учителям
52%

6. Благодарность
45%

7 – 8. Беспокойство
45%

7 – 8. Тревогу за будущее
40%

9. Усталость
48%

10. Сомнение
32%

11 – 12. Скуку
20%

11 – 12. Неудовлетворенность собой
25%

13 – 14. Страх
20%

13 – 14. Чувство унижения
19%

15. Раздражение
21%

16. Обиду
25%





13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Таким образом, все чувства, набравшие более 45%, являются позитивными: спокойствие, радость, уверенность в себе, желание приходить в школу, симпатия к учителям.
Близко к рубежу 45% подошли такие чувства, как беспокойство, тревога за будущее, усталость, сомнение.
Такие чувства, как скука, неудовлетворенность собой, страх, чувство унижения, раздражение, обида испытывают отдельные ученики.
Можно сделать вывод, что необходима индивидуальная работа с учащимися, испытывающими негативные чувства к школе.
Опросник «Отношение к учебным предметам показал следующее:
Предмет
Изучаю с интересом
равнодушен
Не люблю

Русский язык
50%
15%
25%

Литература
40%
42%
18%

СБО
57%
30%
13%

Математика
50%
45%
5%

История
53%
30%
17%






Физкультура
90%
8%
2%

Труд
55%
33%
12%











13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 Самые популярные предметы, вызывающие интерес: физкультура, природоведение, музыка, СБО, история. Меньший интерес вызывают основные учебные предметы (русский язык, математика, литература).
Таким образом, можно сказать, что учащиеся с интересом проявляют больший интерес к предметам общеразвивающей направленности.
Анкета «Школьная адаптация» позволила выявить личностное отношение к учебе, учителям, организации учебного процесса, одноклассникам.
Получены следующие ответы:
Тебе нравится в школе
Нравится – 61%
Не очень нравится – 34%
Не нравится – 5%


Утором, когда просыпаешься, ты всегда с удовольствием идешь в школу?
С радостью иду в школу – 40%
Иногда с радостью, а иногда хотелось бы остаться дома – 55%
Хочется остаться дома – 5%


Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
Пошел бы в школу – 15%
Не знаю– 21%
Остался бы дома – 64%


Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Нравится – 59%
Не очень нравится – 34%
Не нравится –7%


Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?
Хотел бы, чтобы остались все предметы – 41%
Не знаю – 17%
Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы – 42%


Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?
Хотел бы, чтобы задавали домашние задания – 5%
Не знаю – 10%
Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания – 85%


Ты часто рассказываешь о школе посторонним людям?
Часто – 35%
Редко – 37%
Никогда – 28%


Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие – 10%
Не знаю – 45%
Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие – 55%


У тебя в классе много друзей?
Много – 61%
Мало – 34%
Нет друзей – 5%


Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся – 30%
Не очень нравятся – 38%
Не нравятся – 32%


Учебно-познавательная мотивация сформирована у учащихся недостаточно: недовольны, что отменяют уроки 7%; хотели бы не выполнять домашние задания 85%; только 10% учащихся считают, что учителя в меру строги, остальные считают, что излишне.
Стоит обратить внимание, что 28% учащихся никогда не рассказывает о школьных делах родителям.
Ребята имеют в школе друзей, но при этом, только 30% нравятся их одноклассники.
Таким образом, трудности адаптации вызваны, прежде всего, с недостаточным уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации – ребята скорее приходят в школу общаться, чем учиться. Следует также отметить, что воспитатели недостаточно интересуются жизнью детей в школе.


СОЦИОМЕТРИЯ.
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.

Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).
Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.
Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.
Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.
«Серый» - безразличие.
«Синий»- спокойствие.
«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.
«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.
«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.
«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.
«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.
«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.

Социально-психологический тренинг «Навыки общения»
Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.
1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.
А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.
Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.
Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.
3. «Портрет».
Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,
т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.
Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.
4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.
Вопросы:
- Твоя любимая пословица или высказывание?
-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат»
- Чем бы ты занимался охотнее всего?
-На что тебе приятнее всего смотреть?
-Что бы ты охотнее всего слушал?
-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?
Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.
5. «Прощание».
Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315



Root Entry