статья «Я и ДРУГИЕ!» (из опыта работы с подростками «группы риска», возрастной категории 8-14 лет, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП, ОПДН ОМВД)
В.Ю. Бирюкова, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»,
г.Губкинский, ЯНАО
статья «Я и ДРУГИЕ!»
(из опыта работы с подростками «группы риска», возрастной категории 8-14 лет, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП, ОПДН ОМВД)
Цикл психологических тренингов «Я и ДРУГИЕ!» для подростков «группы риска», возрастной категории 8-14 лет, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП, ОПДН ОМВД был проведен в соответствии с постановлением Администрации города в связи с ростом подростковых правонарушений, cогласно плана профилактических мероприятий по предупреждению рецидивных проявлений нарушения подростками законов.
Основная цель проведённых занятий – помочь подросткам осознать свои личностные особенности и особенности общения, поведения, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.
Тема и цель проведённых занятий актуальны, так как подростковый возраст - начало осознания ребятами своей новой, взрослой Я-концепции. К этому возрасту у большинства подростков уже сформировалось формально-логическое мышление. Новое мышление и возрастающие рефлексивные возможности позволяют им и заставляют их задумываться о себе, своих способностях, способах взаимодействия с окружающими. Многие подростки в это время начинают серьёзно задумываться о своём будущем.
В то же время, подростковый возраст – это возраст, когда часть ребят эмоционально полностью уходит в подростковые компании, живёт только настоящим. У них снижается интерес к школе и к общению с любыми взрослыми. Поэтому важно, чтобы подростки имели возможность говорить о своих чувствах, анализировать их, размышлять о них в безопасной для себя обстановке
Актуальность и важность коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка не нуждается в доказательстве. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, опять-таки, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Взаимодействие с подростками эффективнее вести через диалог, через игры и психотехнические упражнения. Необходимость тех или иных действий можно и важно обсуждать с подростками, выстроив картину их последствий. Важно учить подростков осознавать, выражать и контролировать свои эмоции, а также понимать переживания другого человека.
Было запланировано 5 занятий с подростками. В конце первого занятия «Я и другие» с целью конкретизации ожиданий ребят от тренинга ребятам была предложена короткая анкета «Хочешь ли ты…»
лучше узнать себя?
лучше понимать других?
научиться более эффективно общаться?
больше узнать про эмоции и чувства?
узнать, почему возникают конфликты?
Анализ ответов ребят показал, что:
Для участников группы более актуальны темы, связанные с умениями лучше понимать других, с навыками эффективного общения.
Для участников группы, в большей части, не актуальны темы, связанные с конфликтами.
Занятие 2 «Мы такие разные. Мы похожи» и занятие 3 «Мы вместе» были направлены на решение задач по снижению нервно-психического напряжения, обусловленного общением с малознакомыми людьми в неприятной ситуации постановки на учёт в КДН и ЗП. Были включены игры и упражнения, направленные на сплочение группы, эмоциональную встряску, поиск сходства друг в друге, на обучение умению координировать совместные действия, потренироваться в творческом решении коллективной задачи, на развитие навыков невербального общения и саморегуляции.
Занятие 4 «Учимся общаться» было направлено на тренировку умения произвольно регулировать своё состояние в различных ситуациях, что важно для обретения способности уверенно вести себя в эмоционально напряжённых ситуациях. Предлагаемые упражнения обучали контролировать внешние, поведенческие проявления, с одной стороны, и отслеживать своё внутреннее психологическое состояние, с другой стороны; были использованы игры на развитие невербальной экспрессии (способности выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательности и умения понимать собеседников на основе мимики и жестов, упражнения на развитие беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этими качествами), на тренировку умения быстро ориентироваться в поступающей информации, объединять её фрагменты, генерировать идеи. Были включены упражнения, направленные на развитие речевой гибкости, выработку умения контролировать свою речь, излагать свою позицию.
Занятие 5 «Неопределённость. Стрессы. Конфликты. Как с ними справиться» было посвящено ситуациям неопределённости в жизни, стрессовым ситуациям. В информационной части ребятам была представлена информация о стрессе, как общей реакции организма на нагрузку и о специфическом характере этой реакции, о том, что. уровень стресса зависит не столько от жизненных событий самих по себе, сколько от того, как мы их воспринимаем. Обсудили кратко тему уверенного поведения, которое подразумевает, что мы не драматизируем происходящее и тратим силы не столько на переживания по его поводу, сколько на то, чтобы реально изменить жизненную ситуацию.
Занятие включало упражнения на развитие навыков самоконтроля, на изменение восприятия жизненных ситуаций таким образом, чтобы они выступали не источником переживаний, а руководством к действию, на обучение умению смотреть на события более гибко, находить в них как положительные, так и отрицательные стороны, на тренировку уверенного поведения, когда нужно убедить другого человека, руководить его действиями или, наоборот, довериться ему и выполнять его команды, на совершенствование взаимопонимания.
В ходе занятий были использованы экспресс-тесты, например, понравился ребятам «Психогеометрический тест», в результате проведения которого ребята осознали некоторые из своих личностных особенностей. Для этого теста были подготовлены информационные материалы, которые были обсуждены и выданы участникам проведённых занятий.
Занятия были проведены в полном объёме (10 часов: 5 встреч по 1,5-2 часа за одну встречу), в течение 2-х недель. В конце занятий подросткам была предложена анкета «Обратная связь». В анкетах ребята отметили степень своей включенности в мероприятие по 10-бальной шкале: большая часть ребят были включены на 8-10 баллов.
Подростки отметили в анкетах, что самыми значимыми для них эпизодами стали практические упражнения и психотехнические игры на доверие, на преодоление страхов, упражнения, связанные с умением делать комплименты.
На вопрос «Ваши мысли о себе после наших занятий» ребята пишут:
«Хорошие», «Я многое понял о себе», «Надо больше узнавать о себе и окружающих», «Я почти перестала быть стеснительной, может, стала дружелюбнее, перестала чего-то бояться», «Я осознаю, что, в конце концов, я неплохой человек и могу многого добиться, надо лишь хотеть этого», «О себе мыслей не было, был вопрос, что обо мне подумают», «что я очень стеснительный и замкнутый», «Мне очень понравились тренинги и хотелось бы продолжать их проводить. Спасибо за понимание, доверие, за проведение занятий»
Анализ проведённых занятий, наблюдения ведущей, отзывы и впечатления ребят на заключительном шеринге и в анкетах обратной связи позволили сделать выводы о том, что удалось сформировать в группе атмосферу доверия и сотрудничества, о важности и эффективности проведённой работы и необходимости её продолжения. Список литературы
Грецов А. Тренинг уверенного поведения», СПб, 2008 г.
Резапкина. Г.В. Уроки самоопределения, Москва, 2008 г.
.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я, Москва, 2010 г.