Социализация подростков группы «риска» в условиях обновленного содержания, форм и методов работы в рамках городской программы «Камские виражи»
«Социализация подростков группы «риска» в условиях обновленного содержания, форм и методов работы в рамках городской программы «Камские виражи»
заместитель директора по УВР,
1 квалификационная категория,
педагог дополнительного образования
руководитель городской программы
"Камские виражи»
Яковлева Елена Николаевна
Дополнительное образование для детей группы «риска» сегодня - необходимый компонент в воспитании многогранной личности подростка, способной мыслить универсально. Происходящие процессы выдвинули ряд значимых и качественно новых задач по корректировке плановой системной работы с детьми группы «риска». Учреждения дополнительного образования детей стали по-новому определять специфику своей деятельности, включая в поиск новое содержание образования, педагоги дополнительного образования переосмысливают научно-методические основы образовательно-воспитательного процесса, стараются отойти от привычных схем и приемов воспитания. Сам же принцип дополнительного образования закладывает добровольное участие ребенка в объединениях дополнительного образования. Сегодня представляется наиболее актуальным рассмотрение подростка как феномена социальной личности.
В любом обществе существует категория подростков-оппозиционеров: трудных, неблагополучных, подростков группы «риска», подростков с девиантным поведением. Это те дети, которые не смогли принять и использовать так любимую взрослыми броню социальной желательности. Те, которые переживают пубертатный период во всей его полноте, стремятся использовать время отрочества по назначению - попробовать все, испытать на прочность этот мир, найти свои способы решений, справиться со своими собственными задачами.
Благодаря изменению форм работы УДО с правоохранительными органами, только за последние 2 года детская преступность стала несколько снижаться. Однако, необходимы иные формы и методы работы с подростками, чтобы можно было контролировать и эффектно снижать уровень детской преступности.
Посещение детьми группы «риска» объединений дополнительного образования преследует сразу две цели. Первая – организация досуга подростка (т.е. возможность заняться тем, что действительно интересует подростка), а вторая - сокращение времени для общения с дворовыми компаниями и бесполезного времяпровождения.
В связи с этим на базе МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» была разработана совместно с ООД ОПДН УВД города Набережные Челны городская программа «Камские виражи» для несовершеннолетних детей группы «риска», вызывающих своим поведением тревогу инспекторов ПДН УВД и педагогов школ.
Программа предусматривает занятость воспитанников группы "риска" в период каникул. Кроме занятости «трудных» детей в объединениях дополнительного образования перед нашим Центром стоит еще одна задача: профориентация подростка. Данная программа во многом поможет подросткам через патриотическое воспитание определить свой дальнейший жизненный путь. По мере прохождения этапов программы, происходит самореализация и, как следствие – повышение самооценки. Подростки приобретают жизненный опыт, становятся более приспособленными к условиям самостоятельной жизни, не попадают под влияние антисоциальных групп.
Организовать детей, обделенных родительским вниманием, необычным интересным делом, дать почувствовать себя избранным, такова цель городской программы «Камские виражи».
На занятиях военные моряки - «морские волки» - капитан 2 ранга Ботвенко Павел Александрович, старший мичман Гейнц Евгений Александрович знакомят ребят с морскими традициями, с морскими терминами, учат вязать морские узлы и вместе разучивают правила управления шлюпкой на веслах, воспитывают чувство гордости за Военно-Морской Флот России. По окончании учебного года педагоги вместе с подростками идут в поход на шлюпках по реке Кама, где учащихся подразделяют на экипажи. Подросток приобретает специальные знания и умения, получает возможность проживания целостного социокультурного контекста, опираясь на военно-профессиональные и игровые моменты: “отряд”, “рапорт”, “командир отряда”. Каждый из перечисленных контекстов задает свой набор социальных ролей, специфическую символику быта похода. Содержанием организуемого социального опыта в таких походах является опыт совместного проживания, служения, совместного преодоления трудностей, испытаний. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, парад, марш-бросок. Правила и этикет определяются военной ролевой игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты.
Первый день похода всегда начинается с построения и поднятия Андреевского флага. Педагоги своим личным примером прививают ребятам уважение к морским традициям, государственным атрибутам. Педагоги-офицеры проводят подробный инструктаж по технике безопасности, правилах поведения на береговой территории, обучают правильно надевать спасательные жилеты. На второй день экипажи выходят на шлюпках на воду. В перерывах между тренировками на воде ребята изучают премудрости вязания морских узлов, установки туристической палатки. Особый интерес вызывает у подростков сборка-разборка автомата Калашникова, стрельба из пневматической винтовки по мишеням. В процессе организации и проведения похода педагогами проводятся промежуточные соревнования под названием «Морская регата». И хотя за несколько дней невозможно в совершенстве отработать полученные ребятами знания и навыки, экипажи отчаянно борются за победу.
Надеемся, что данное полезное начинание, поможет заинтересовать эту категорию детей необычными занятиями и летним отдыхом, полезным для души, ума и тела. Возможно, кому-то из них эти новые знания помогут в будущем определиться с выбором профессии. Полезный труд не только облагораживает человека, но и гасит агрессию, негативное восприятие окружающей действительности.
Таким образом, педагогический коллектив, осознавая важность поставленных перед ним задач, определил приоритетные направления Программы развития учреждения, включился в процесс изменений. Сегодня педагоги осознают уровень требований, предъявляемых обществом, в Центре стало престижным работать творчески, что, безусловно, сказывается и на результатах.