разработка ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ «ПРОГУЛОВ»
Акимова А.Н. социальный педагог
Карагандинская область, Бухар жырауский район, КГУ «Кокпектинская СОШ»
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ «ПРОГУЛОВ»
Причины, по которым учащиеся систематически пропускают занятия в школе, могут быть совершенно разными. И если для этого нет никакого уважительного повода, то классному руководителю, социальному педагогу стоит обратить особое внимание на таких "прогульщиков". Одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.
Своевременное выявление причины "прогулов", терпеливая, настойчивая работа с "трудными детьми", умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, - является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преслуплений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.
Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин. последующего нежелания учиться, а также постепенному прекращению посещения несовершеннолетними государственного образовательного учреждения. Однако, "нежелание учиться" скорее следствие, чем причина.
Неуважительные причины, как показывает практика, разнообразны: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями дома и в школе, соблазнительные салоны компьютерных клубов, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствия со стороны родителей или уклонение их от своих обязанностей, выбытие с родителями без школьных документов и многие др.Проблема пропусков учебных занятий обучающимися имеет актуальность в образовательных учреждениях всех регионов Республики Казахстан.
Своевременное выявление причины пропусков учебных занятий, терпеливая, настойчивая работа с «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками - является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания обучающихся. Поэтому одним из основных направлений работы нашего общеобразовательного учреждения является работа среди обучающихся по профилактике пропусков по неуважительной причине.
Важным шагом на пути решения проблемы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности является профилактика пропуска уроков без уважительной причины. Необходимо остановить процесс «ухода» детей из школы, семьи и заполнение ими улиц городов. Наше общество обязано создать для каждого ребенка условия нормального взросления, а в школе и в семье ребенок праве рассчитывать и получать помощь, поддержку и принятие. Отчужденность близких, конфликты в семье, то, что может подтолкнуть ребенка и из вполне благополучной семьи на улицу, можно и нужно своевременно разрешать. В школе, каждый ребенок должен, приобретать не только знания, но и бесценный опыт ответственного поведения и конструктивного общения.
Основные проблемы, которые могут возникнуть у обучающихся, пропускающих уроки по неуважительной причине - это проблемы с родителями, плохие оценки и конфликты с учителем или одноклассниками. С учетом всех выявленных факторов, система профилактики прогулов уроков должна включать в себя: работу с обучающимися по развитию и совершенствованию навыков общения. раз эмоциональной компетентности, толерантности; создание для «неуспешных» детей ситуации поддержки понимания, социального приятия; эффективный учет посещаемости обучающихся, при котором была исключена возможность «незамеченного» прогула урока. Просветительская работа с родителями и учителями должна вестись с учетом того, что правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним - это наличие внутренней духовной связи с ребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.
Цель профилактической работы:
Устранение случаев пропусков учебных занятий без уважительной причины обучающимися школы. Создание системы индивидуальных профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску учебных занятий,
Задачи профилактической работы:
I .Обеспечить право обучающихся на получение основного (общего) образования.
2.Выявить обучающихся, склонных к пропускам учебных занятий без уважительной причины. Развитие у обучающихся школы положительной мотивации к учебному труду
3.Сохранить контингент обучающихся до окончания ими нашего общеобразовательного учреждения.
4.Повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы деятельности
5.Повышение уровня педагогической работы по предупреждению пропусков уроков.
6.Активизация разъяснительной работы среди родителей об ответственности за воспитание детей.
Работа должная включать в себя ежедневный учет пропусков учебных занятий с выяснением причин. Затем должна быть проведена профилактическая беседа с обучающимся на уровне классного руководителя, социального педагога и директора школы. В целом с классом можно провести классные часы, разъяснительные беседа на темы: - «Учеба-главный труд ученика». «Права и обязанности учащихся», «Учеба - твое профессиональное будущее». Вовлечение обучающихся. склонных к пропускам учебных занятий уважительных причин во внеклассную воспитательную деятельность. Отслеживание организации свободного времени обучающихся.
Ежемесячно классные руководители должны предоставлять полный отчет по пропускам социальному педагогу, в котором указываются фамилия, имя ученика, класс, дни пропусков и причина непосещения .(уважительная или неуважительная). Затем социальный педагог проводит мониторинг между классам выявлением причин непосещения (уважительных и неуважительных), с подведением итогов в виде сравнительных диаграмм. Уважительной считается причина, которая выявлена по медицинским показателям (прием у врача, повышение температуры тела), участие в школьных олимпиадах, соревнованиях. Если произошел пропуск одного дня родители должны утром, перед началом занятий проинформировать классного руководителя, о том. что ребенок заболел или отсутствует по другой причине, затем на следующий день родители должны предоставить объяснительную с указанием причины отсутствия. Если пропусков занятий уважительной причины накапливается много (порядка 2-3 дней) классный руководитель обязан посетить квартиру ребенка, выяснить причину отсутствия. Если данная мера не возымеет должного результата, то классный руководитель обращается к социальному педагогу и они вместе решают данную проблему.
Частой причиной пропусков занятий детьми является, то что многие родители злоупотребляют спиртными напитками, воспитанием детей не занимаются, дети практически предоставлены сами себе. нет должного' контроля со стороны взрослых, поэтому дети не чувствуют никакой ответственности и необходимости получении среднего образования. На такие семьи и родителей нужно обращать пристальное внимание и своевременно наказывать административно (штраф), вплоть до того, что лишать родителей родительских прав с определением детей в детские дома. Однако как показывает практика, определение детей в детский дом не самый лучший способ решения проблемы и не самый действенный. Это крайняя мера.
Дети должны жить в семье и воспитываться родными родителями. Хотя бывают и такие семьи, в которых маленькие дети выглядят взрослее своих родителей.
Неуважительная причина пропусков занятий очень плохо влияет на воспитание и формирование личности ребенка как человека, как гражданина. Она порождает и ведет за собой множество причин детской беспризорности, безнадзорности. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних должна начинаться с выявления пропусков без уважительной причины школьных занятий, морального и психического состояния детей. И как результатом этой большой работы должно стать:
Снижение количества пропущенных уроков без уважительной причины
Повышение уровня успеваемости учащихся
Снижение числа правонарушений среди детей и подростков '
15