Урок по математике на тему Умножение и деление многозначных чисел на однозначное.(4 класс)
Тема: Умножение и деление многозначных чисел на однозначное. Повторить: Действия с именованными числами.
Цель: закрепить учение учеников выполнять действия над именованными числами, решать задачи на встречное движение, развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать с геометрическим материалом, развивать познавательный интерес к обучению; воспитывать аккуратность, умение работать коллективно, взаимопроверки.
Оборудование: перфокарты, плакаты по теме.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, вы знаете, что раз в четыре года проводятся Олимпийские игры, на которых как всегда в упорных состязаниях будут определять самых сильных, ловких и умелых. Но ни одни олимпийские игры не обходятся без зажжения Олимпийского огня на главном стадионе. Но в древности стадионов не было, поэтому огонь зажигали на горе Олимп. Сегодня на уроке мы сделаем тоже самое: мы зажжем Олимпийский огонь. На уроке вы будете работать командами. У каждой команды своя эмблема:
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
В каждой комнате свой эксперт (называются фамилии учеников), которые будут моими помощниками.
По мере выполнения задания, мы будем подниматься на гору.
(На доске – рисунок горы с обозначенными несколькими остановками. У подножья – нарисованный человечек с факелом в руке.)
II. Работа с материалом урока.
1. Каллиграфия.
27
6
- Дописать строчки числами, произведения которых равно 27, а разность равна 6.
2. Устный счет.
- На нашем пути возникло горное ущелье, которое мы сможем преодолеть с помощью воздушного шара. Некоторые из вас будут выполнять индивидуальные задания (по одному ученику из каждой команды работают с перфокартами, по одному ученику – с учебником), а остальные работают командами. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году. Давайте узнаем сколько лет воздушному шару.
1 и 2 группы – узнают в веках;
3 и 4 группы – узнают в годах.
- Чтобы узнать, кто были первые пассажиры воздушного шара, вы выполните задания на карточках и выберите правильные ответы, разложив их горизонтально под примерами. (Дети выполняют задание)
Теперь переверните свои ответы. Если вы правильно решили примеры, вы прочтете о том, кто был первым пассажиром воздушного шара. Пока команда выполняет задание эксперт проверяет индивидуальные задания и поставит отметку о выполнении (дети узнают, что первый пассажиры – петух, баран, утка, а также их вес).
3. Решение уравнения.
- Чем выше мы поднимаемся по горе, тем ближе наша цель. И следующее задание мы должны выполнить вместе. (1 ученик работает у доски)
- Произведение неизвестного числа и 5 равно сумме чисел 15167 и 10238
(дети составляют и решают уравнение)
4. Решение задач.
Олимпийцы – это не только сильные и выносливые люди, но и образованные, умеющие справляться с любыми преградами. Чем выше мы поднимаемся, тем сложнее становится задание. Следующее – это задача.
(вывешивается плакат с данными, на который по мере чтения задачи вывешиваются цифровые данные)
- Из двух городов, расстояние между которыми 44 км, выехали навстречу друг другу два лыжника. Первый ехал со скоростью 10 км/ч, а второй – 12 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
- Где поставить флажок, обозначающий место встречи? К какому лыжнику ближе? Почему?
(задачу решают 3 и 4 гр.)
- 1 и 2 гр. Составляют и решают задачу, обратную данной, где надо найти расстояние.
- проверка.
5. Физминутка.
- Следующая остановка – это база отдыха. Опустили головы на парты. Закрыли глаза и внимательно послушали меня.
- Однажды летним утром я проснулся и вспомнил, какой сегодня день – день открытия Зимней Олимпиады. Я поужинал, включил телевизор, там показывали участников Олимпиады: лыжников, фигуристов, пловцов. Под впечатлением увиденного, я вышел на улицу. Погода была чудесная, несмотря на мороз, пели птицы: воробьи, синицы, ласточки. Я решил не отставать от олимпийцев и тоже заняться спортом.
Какие неточности заметили?
6. Геометрический материал.
- Чтобы выполнить следующее задание, вы должны обратить внимание на свои эмблемы.
1 задание – начертите окружность, радиус которой равен 3 см. Впишите в него треугольник, одна сторона которого равна диаметру. Найти Р
·.
2 задание – начертить прямоугольный треугольник, в котором стороны, образующие прямой угол равны 3 см и 5 см. Найти Р
·.
3 задание – две оставшиеся команды должны начертить фигуру, соответствующую своей эмблеме с S = 16 см2.
Запишите, как найти площадь своей фигуры.
- проверка
III Итог урока.
- Мы с вами добрались до вершины. Вы работали замечательно и сейчас мы зажжем Олимпийский огонь.
(зажжение огня)
Все олимпийцы имеют девиз, выполнить который стремятся всю свою жизнь. (На доске алфавит. Под каждой буквой число, соответствующее номеру буквы в алфавите)
(разгадывание Олимпийского девиза)
2
29
19
20
18
6
6
б
ы
с
т
р
е
е
3
29
26
6
в
ы
ш
е
19
10
13
30
15
6
6
c
и
л
ь
н
е
е