Методические рекомендации для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Методические рекомендации « Здоровьесберегающие технологии».
Тема: «Утро начинается»
Утром человеку чаще всего грустно ...? Потому что переход от сна кбодрствованию даётся нелегко. Бывают дни, когда вам и вовсе не хочется вставать. Всё кажется малоинтересным, скучным. Но от того, как мы с вами начнём, день зависит и от того, как мы этот день проживём.
Правила поведения утром:
1)Нельзя думать о плохом только положительные мысли: - я живу,
я здоров;
у меня всё хорошо? Ура!
у меня есть дом, родители, друзья;
я могу учиться и т.д.
2)Сгоните сон-
Растяните позвоночник лёжа в кровати, сделав вытягивающие упражнение.
2. Массаж головы - тёплыми руками:
а)протирать подглазья костяшками больших пальцев;
б)поглаживание шеи растопыренной ладонью от подбородка к яремной ямке и к грудине;
в)массаж края щёк;
г)лоб рёбрами рук от волосяной части и до переносицы;
д)растирание ушей;
е)осторожный массаж волосяной части от макушки до затылка подушечками пальцев;
ж)растирание затылочных бугров;
з)растирание шеи рёбрами обоих рук («отпиливание»);
и) массаж мышцы, которая находится за плечами (опускается к лопатке).
3)Промывание кишечника"- выпить 1 стакан тёплой или комнатной воды; поднять руки вверх и немного походите на носках —> удаление непереваренных остатков.
4)Утренняя зарядка
Требования к помещению;
Требования к одежде;
Требования к упражнениям. Разучивание комплекса утренней зарядки
4. Утренняя зарядка в школе. Разучивание школьной гимнастики.
5)Водные процедуры (правила)'
Умывание;
Обтирание;
Душ контрастный;
Обливание холодной водой;
Закаливание;
Дорожка;
Соль;
Мыло;
«Умывание» рта;
Уборка постели.
Завтрак.
Самый полезный завтрак на свете - геркулес;
Овсянка;
Хлеб, бутерброды;
Чай, кофе - свежее.
НЕЛЬЗЯ! Жареное, жирное.
Пожелание доброго утра всем домашним.
Положительный настрой на посещение школы.
Тема: «Здоровье и школа»
Особенности физиологического развития подростков и гигиеническиетребования, необходимые для сохранения здоровья школьников.
Интенсивный рост и развитие подростков (рост - количественное увеличение,развитие - качественное).
Опорно-двигательная система.
Скачок роста (от 4 до 7 см, масса ежегодно увеличивается до 3-х кг). Рост конечностей.
Увеличивается масса мышц, их толщина, что часто приводит к переоценке своих физических возможностей, у девочек сила нарастает в 12 лет, а у мальчиков в 14 лет; у девочек рост увеличивается с 12 до 14 лет, у мальчиков с 14 до 17 лет, НО мышцы развиты неравномерно. Сила сгибателей больше, чем разгибателей. НЕ РЕКОМЕДУЮТСЯ большие физические нагрузки.
Увеличивается длина позвоночника, формируются изгибы (лордозы, кифозы), НО позвоночник до конца ещё не окостенел. РЕКОМЕНДУЕТСЯ чередование видов деятельности - в расписании уроки физической культуры, труда, ритмики. 3, 5, 6 физкультминутки. Парты по росту.
Когда человек сидит -> напрягается шея и расслабляются мышцы спины -> нарушается осанка. На уроке проверка осанки, парты, позы.
Проверка осанки - СИДИТ: кулак между грудной клеткой и партой.
СТОИТ: пятки, ягодичные мышцы, плечи, голова на один уровень. У шеи и талии должна проходить рука.
2) Сердечно-сосудистая система.
Сердце растёт интенсивно, т.к. увеличивается в 15 раз. Сосуды не успевают за сердцем
Давление выравнивается с взрослым.
Аккуратно, а не резко вставать, двигаться, бегать,т.к. бывают головокружения, боли в сердце, одышка, сердцебиение.
3)Дыхательная система.
Увеличивается грудная клетка -> разворачивается -> рост лёгких —» увеличивается жизненная ёмкость. НО не развито глубокое дыхание —> страдает головной мозг, т.к. не хватает О2 (болит голова, слабость, обморок).
Глубокое дыхание.
Дыхание через нос.
Режим проветривания (классы, коридоры).
Озеленение кабинетов.
4)Нервная система.
Недостаточная устойчивость нервной системы;
У девочек снижение тонуса коры —> повышенная эмоциональность (внешне открытая, закрытая). Поэтому реакции не соответствуют замечаниям;
Снижается уровень условного рефлекса на слово —> не слышат с первого раза. Поэтому учителя и стремятся говорить требовательно, твёрдо, целенаправленно. НО требования и замечания должны быть тактичны.
Изменения речи особенно у мальчиков, становится лаконичная, короткая;
Завышается уровень психического развития -> родитель, конфликты
Необходимо сдерживать эмоции взаимная культура, уважение друг друга.
Учет динамики умственной работы при составлении расписания.
Понедельник – врабатывание;
Вторник, среда - устойчивая работоспособность;
Четверг - низкая работоспособность;
Пятница - средняя работоспособность;
Суббота - низкая работоспособность.
1 урок (низкая работоспособность).
Чередование предметов (по баллам трудности).
Необходима утренняя гимнастика - « умывание внутренних органов», т.к. во сне проходят застойные явления.
В капиллярах -> закрыты артериолы в сосудах -> открыть - дать нагрузку!
Устойчивость нервной системы, мобилизации;
Отдых одних мышц и работа других!
Активизирует работу внутренних органов - сердца, мозга.
5) Органы чувств. Зрение.
Большая нагрузка на глаза -> главный источник информации;
Свет (световой режим • календарь), 15% могут не гореть;
Искусственное освещение плохо;
Порядное, частичное отключение;
Свет слева;
Окно - источник света (нельзя высокие цветы);
Доска с зеркальными отражениями;
Гимнастика для глаз;
Если есть проблемы —» специальный режим, питание, упражнения.
6)Пищеварительная система.
Рост числа заболеваний пищеварительной системы!
Разнообразие;
Достаточное количество!
Нельзя чипсы, сухарики, напитки!
В школьной столовой не добирается по калорийности (по цене) правильное питание (домашний завтрак), полдник - больше белков, меньше сладостей, полуфабрикат, ужин.
7)Кожа.
Экран внутреннего здоровья и изменений;
Увеличивается работа больных желёз —» бледность, желтоватый цвет лица;
Угревая сыпь;
Девочки используют косметику;
Начинают работать апокриновые потовые железы (подмышками, пупковые, ноги).
Соблюдение личной гигиены. Исключить консервированные продукты, пряные и солёные.