«Русская лапта на уроке физической культуры как одно из средств укрепления и сохранения здоровья обучающихся»


УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ № 81» Г.СЫКТЫВКАРА
(МАОУ "Прогимназия №81")
Конспект урока по дисциплине «Физическая культура»
по теме: «Русская лапта на уроке физической культуры как одно из средств укрепления и сохранения здоровья обучающихся».
Раздел программы - подвижные игры.
Целевая аудитория – учащиеся 4 класса.
Данный урок включает в себя использование ИКТ технологий и здоровьесберегающих технологий. Народная игра «Русская лапта» значительно, по сравнению с многими другим средствами физического воспитания, активизирует двигательную активность обучающихся и повышает уровень развития двигательных качеств и функциональных способностей, способствует формированию социально-нравственных качеств, необходимых для жизни в современном обществе и выживания в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Сформировать у обучающихся понятие о русской лапте, как о национальной культурной ценности русского народа, о значении занятий русской лаптой на уроке физической культуры в их повседневной жизни.
Ознакомить с правилами техники безопасности при выполнении игровых действий.
Совершенствовать функциональную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию быстроты двигательной деятельности и реакции организма на внешние раздражители.
Способствовать воспитанию социально-нравственных качеств, честность, выдержка, товарищеское отношение к соперникам.
Вид урока: Практическое занятие.
Инвентарь: мячи для большого тенниса на пару, круглая бита, ноутбук, проектор.
Место и время проведения урока: спортивный зал, урок 45 мин.
Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
1.

2.
3.
Вводная часть урока
Построение учащихся в шеренгу по росту. Выявление у них умения играть в русскую лапту.Краткий рассказ об игре «Русская лапта».
В обход по залу бегом с различными беговыми заданиями:
- приставными шагами правым и левым боком;
- скрестным шагом правым и левым боком;
- прямыми ногами вперёд и захлёстыванием голени назад
- с касанием углов разметки зала.
Ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на внимание.
Перестроение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2 м. от центральной линии.
Общеразвивающие упражнения:
Повороты головы;
Круговые вращения плечами, руками;
Наклоны вперёд;
Наклоны влево-вправо, вперёд-назад;
Прыжки на двух ногах.
Бег на месте.
Дыхательное упражнение
Подвижная игра «Перемена мест».
Основная часть
Передвижение игроков шагом, перестроение в две колонны.
Работа с мячом:
- ловля и передача мяча;
- ловля мяча летящего по воздуху с изменением скорости полёта;
- ловля мяча отскочившего от пола;
- подбор мяча, катящегося по полу;
- броски мяча в стоящего партнёра.
Подвижная игра «Наступление».
Упражнения с мячом на восстановление дыхания и расслабление мышц ног.
Знакомство с правилами игры «Лапта». Учебная игра.
Построение в круг, анализ игры и подведение итогов игры.
Заключительная часть
Построение в шеренгу. Самооценка каждым учеником (по пятибалльной шкале) теоретических знаний о русской лапте и сведений об игровых действиях игроков в лапту. Сообщение ученикам индивидуальных оценок за двигательную активность на занятии. Сообщение оценки всему классу в целом за дисциплину и организованность на занятии. Объявить о том, что на следующем уроке игру отработаем на большой площадке, на улице.
Домашнее задание:
- продолжать изучать содержание и правила игры, используя Интернет ресурсы;
- запомнить историю возникновения игры.
- выполнять 10 ударов ладонью по подброшенному вверх малому мячу.
15 мин.
4 мин.
1 мин.
12-14 раз
8-16 раз
12 раз
14 раз
5 раз
25 мин.
15 раз
12 раз
10 раз
10 раз
8 раз
2 раза по 3 минуты у каждой команды
3-4 упр.
10-12 мин.
3 мин.
5 мин. Сообщение задач, стоящих перед учащимися, выбор трёх-четырёх учеников для оценки их двигательной активности на уроке ( испытуемые у которых в течение урока в вводной, основной, заключительной частях будут браться замеры пульса).
Лапта имеет многовековую историю. Ещё во времена Петра I лапта была любимейшей игрой молодёжи. Она пришла к нам из далёкого прошлого. Свидетельством её древности являются предметы раскопок древнего Новгорода (показать слайды мячи, палки-биты. Давшие название игре) и упоминание о лапте, в русских летописях. Эта игра передавалась от поколения к поколению и служила действенным средством физического развития и воспитания русского народа. Поэтому каждый современный гражданин нашей страны желательно должен знать и уметь играть в эту игру.
Свидетельством популярности русской лапты может служить стихотворение поэта Валентина Берестова «Лапта»:
(показать слайд с фото поэта и текст стихотворения)
О радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
Чего же ей, великанш. Делать тут?
В неё ж мячом всех раньше попадут.
Кидать кидали да не попали.
И к ужину обоих долго ждали.
Во многих странах существуют игры с мячом и битой, похожих на русскую лапту (показать слайд бейсбол в США, крикет в Великобритании, ойна в Румынии, пелота на Кубе, шлагбал в Германии, песапалло в Финляндии). При этом американцы и фины считают, что они в своих играх непобедимы.
В настоящее время в России лапта не считается олимпийским видом спорта, но в то же время она внесена в Единую спортивную классификацию. Ежегодно проводится чемпионат России по игре в лапту.
Чтобы хорошо играть в лапту, надо не только владеть всеми её игровыми приёмами, но и знать правила предупреждения травматизма при выполнении игровых действий.

Бег в среднем темпе.
При выполнении приставных шагов не должно быть фазы полёта.
Выполнить по диагонали с широкой амплитудой работы рук.
Выполнять в быстром темпе на четыре счёта-вперёд, на четыре-назад.
Восстановить дыхание. На восемь счетов поочерёдно правую и левую руку ставим на пояс, затем на плечи, потом вверх и отпускаем через стороны вниз, после этого одновременно две руки повторяют те же самые движения.
При повороте головы студент произносит имя обучающегося, стоящего слева - справа.
Выполнять с широкой амплитудой и в быстром темпе.
Пружинящие, с касанием носков-пяток.
Пружинящие, руки расположены на плечи друг другу.
Ноги врозь-вместе, врозь- скрестно.
Медленно, быстро, как можно быстрее.
Преподаватель даёт команду о перемене мест. Например, «меняются местами те, у кого имя начинается на букву М. или меняются местами те, кто посещает дополнительные занятия, связанные со спортом». Если ученики попадают в список заявленный преподавателем, то он быстро ищет себе место, преподаватель занимает любое свободное место у обучающихся. Победителем становится тот, кто ни разу не был в роли ведущего.
Обратить внимание на расположение рук при ловле одной и двумя руками.
Медленная, средняя, быстрая.
Бросать мяч в ноги, туловище. Партнёр может недалеко убегать от мяча.
У защищающейся команды в руках мяч. По сигналу преподавателя нападающие должны отобрать мяч у противника. Если защитник попал в нападающего мячом с воздуха, то «осаленный» игрок поднимает руку вверх и выбывает из игры. Побеждает команда, которая остаётся в численном преимуществе.
Показ схемы площадки для игры в лапту в спортивном зале; указание названий игровых зон и игроков команды, находящихся в зонах. Обратить внимание и на то, что в процессе игры при определённых условиях команды несколько раз меняются местами расположения на площадке, поэтому игроки обеих команд должны владеть всеми видами игровых действий игроков города (нападающих) и игроков поля (защищающихся), а также игрока, подающего мяч игроку для удара по нему лаптой.
Обозначить, над чем необходимо поработать на следующем занятии.
Анализ занятия самими занимающимися.
Самостоятельное оценивание индивидуальной двигательной активности.
Оценивает объективно преподаватель, учитывая выводы учеников.
Выполнение домашнего задания по практической части урока и теоретической.
РАЗРАБОТАЛ:
учитель физической культуры Т. И. ЧукичеваДиректор МАОУ «Прогимназия № 81» Т.В. Чернавина
Заместитель директора по УВР Л.В. Коновалова