Доклад Сохранения и укрепления физического здоровья детей, через здоровье сберегающие технологии.


Сохранения и укрепления физического здоровья детей, через здоровье сберегающие технологии.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья, именно на данном этапе, важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому здоровье детей в нашем ДОУ, является предметом пристального внимания всего коллектива.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Кроме того, следует отметить отсутствие у детей физических качеств, таких как: усидчивость, умение напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системной работы при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического здоровья ребенка.
Педагоги в ДОУ интенсивно развивают тенденцию профилактической работы, с целью формирования у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Кроме того, обучают ребенка правильному выбору в любой ситуации, только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Прививают детям с малых лет, правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Успешная реализация оздоровительной работы – это постоянный и тесный контакт воспитателя с медицинским работником, а также с родителями. В своей работе с родителями мы используем различные формы; участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, физкультурные занятия совместно с родителями, совместные походы.
Родители же, в свою очередь, также являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте, поскольку семья для ребенка является первой и иногда почти единственной средой, формирующей его образе жизни. К сожалению, современные родители не умеют или не хотят организовать правильный досуг детей дома, сходить с ними на экскурсии, в походы, провести подвижные игры. Часто у них отсутствует интерес, как к своему оздоровлению, так и своего ребенка.
Сохранение и укрепление здоровья детей в нашем детском саду реализуется путем применения здоровье сберегающих педагогических технологий, в соответствии требований ФГОС . По всем разделам образовательной работы; использование современных методов и приемов обучения, способствующих сокращению заболеваний детей; индивидуальный подход к каждому ребёнку; соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении; наличие специалистов разной направленности; реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей; реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
Среди перечисленных условий важнейшим является индивидуальный подход к ребёнку, который реализуется при организации воспитательно -образовательной деятельности. Кроме того, нами эффективно используются меры по охране физического здоровья и предупреждение утомляемости детей. Так же в детском саду, большое значение придается адаптации ребёнка к меняющимся внешним условиям: климатическим, бытовым, погодным и другим. Для профилактики заболеваний проводим мероприятия общеукрепляющего характера, включающих полноценное физическое воспитание при реализации определенных нагрузок.
Для повышения эффективности оздоровительной работы в детском саду, осуществляется мониторинг состояния здоровья воспитанников, представляющий собой систему динамического наблюдения за детьми. Особое внимание в ДОУ уделяется здоровью сберегающим технологиям: Утренняя гимнастика; физические занятия, релаксация, пальчиковая гимнастика; которая эффективно помогает развивать речь, мелкую моторику; закаливание, в которое входит умывание прохладной водой, ходьба босиком по массажным коврикам, ребристым доскам, а так же бодрящая гимнастика, физические минутки, подвижные игры, досуги и развлечения. Такая система позволяет нам накапливать базу данных для выявления наиболее эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья каждого ребёнка[4].
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: занятиям физкультурой, прогулки, соблюдению правил личной гигиены: закаливанию, созданию условий для полноценного сна.
Ключевой фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов: постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей. Формируем принципы сохранения и укрепления здоровья ребенка.
бережное отношение к себе, к своему физическому здоровью.
медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
формирование понятия "не вреди себе сам".
Особое внимание здоровье сберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, происходит только при постоянном и последовательном применении физических упражнений, регламентируемых соответствующей направленностью и под контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.
Список литературы
1. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленич. - М.: Просвещение, 1987
2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова - М.: Мозаика-Синтез, 2000
3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиологическая и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др. – М.: Просвещение, 1990
4. Шебеко, В.Н. Практикум по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999
5. Шпак, В.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы / В.Г.Шпак - Витебск: изд-во ВГУ, 1997
6.Научно-практический журнал. Инструнтор по физкультуре
2009,№2.