Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях Детского дома
Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях Детского дома
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К. Денейки.
Муниципальное образовательное учреждение
Детский дом №5 «Единство»
город Междуреченск
Кемеровской области
Автор-составитель Доманина Наталья Ивановна, воспитатель
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc307655709 \h 3Закаливающее дыхание PAGEREF _Toc307655710 \h 5Массаж рук PAGEREF _Toc307655711 \h 7Массаж волшебных точек ушек PAGEREF _Toc307655712 \h 11Закаливающий массаж подошв PAGEREF _Toc307655713 \h 14Антистрессовый массаж PAGEREF _Toc307655714 \h 18
ВведениеПроблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех образовательных структур, начиная с дошкольной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Дети совершено так же, как и взрослые, хотят быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо делать. Надо объяснить им в доступной и понятной форме необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Решение вопросов сохранения психического и физического здоровья детей является одной из первостепенных задач, особенно для воспитанников детского дома. В детский дом поступают дети из социально-неблагополучных семей, пережившие немало психологических травм. Сохранению и укреплению их психологического здоровья помогает психологическая компетентность педагога.
Одной из основных составляющих психологической компетентности является представление о способах гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку оно помогает найти адекватные способы снятия напряжения. Занятия массажем и самомассажем в игровой форме помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях.
Перед началом работы необходимо провести мониторинг:
Оценить общее состояние ребенка;
Провести наблюдение за физической активностью;
Обследовать психо-эмоциональное состояние ребенка;
Нервно-психическое развитие ребенка.
На основании первичного наблюдения составляется заключение, в котором дается предварительная оценка психо-эмоционального состояния каждого ребенка.
В данном сборнике упражнений представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях. Упражнения предназначены для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, формирования устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Закаливающее дыханиеЭтот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится два-три раза в день.
«Поиграем с носиком»
Организационный момент
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал хорошо гулять и дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох или выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет десять входов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку».
На вдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
Заключительный этап
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _________ покажи.
Носик надо очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот такой носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос «Бо-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рукИнтенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Основная часть
Большими и указательными пальцами одной руки массируем – растирает каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим их к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрею,
Плечи мягко разомну.
Затем ручки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушекЭтот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти с всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме два-три раза в день.
«Поиграем с ушками»Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
Основная часть
Упражнения с ушками.
«Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
«Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
«Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
Заключительный этап
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрути козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошвЗакаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»Подготовительный этап
Удобно сесть и расслабиться.
Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
Основная часть
Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки. Сделать разминание стопы всеми пальцами.
Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
Похлопать подошву ладонью.
Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
Заключительный этап
Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами.
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем рядом, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
Крема понемножку.
Хоть они и не машины,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно,
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселей ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем всем: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Антистрессовый массаж
Этот вид массажа позволяет гармонизировать эмоционально-волевую сферу ребенка, способствует снятию мышечного и психо-эмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон. Рекомендуется для детей младшего и старшего дошкольного возраста с учетом индивидуального психо-эмоционального состояния ребенка.
Массаж пальцев рук
Массаж запястья круговыми движениями.
Массаж рук. Упражнение «моем руки», растирание ладоней и !погреем щеки».
Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
Массаж затылка. Указательными пальцами массировать снизу вверх и сбросить.
Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
Массаж головы. Над ушами к макушке, ото лба к макушке.
Массаж ушей. Пощипывание уха снизу вверх и сбросить.
Массаж ушных раковин, наушники.
Список литературы
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. – М. : АРКТИ, 1999.
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2002.
Доскин, В.А. Растем здоровыми : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин. – М. : Линка-пресс, 1999.
Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М. : АРКТИ, 2000.
Кудрявцев, В.Т Развивающая педагогока оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М. : Линка-пресс, 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Рецензия
на сборник упражнений «Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях детского дома» Доманиной Натальи Ивановны, воспитателя МОУ Детский дом №5 «Единство» г. Междуреченск, Кемеровской области.
Решение вопросов сохранения психического и физического здоровья детей является одной из первостепенных задач для воспитанников детского дома. Контингент детей детского дома специфичен: из социально-неблагополучных семей, с перенесенными психическими травмами, ослабленным здоровьем. Такие дети требуют к себе наибольшего внимания.
Сборник состоит из комплексов игровых упражнений, направленных на укрепление дыхательного тракта, интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, стимуляцию биологически-активных точек, расположенных на ушной раковине, подошвах ног, на развитие умения регулировать свои эмоциональные процессы, что позволяет гармонизировать эмоционально-волевую сферу, методические рекомендации по обучению детей приемам массажа и списка литературы.
Автор предлагает активно включать воспитанников детского дома в проведение игрового массажа, что позволяет научиться регулировать свои эмоциональные процессы, находить адекватные способы снятия напряжения.
Игровой массаж помогает улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывает профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях.
Кроме здоровьесберегающего эффекта данный вид деятельности несет и воспитательную нагрузку: способствует формированию толерантности, взаимопомощи и других положительных качеств личности.
Сборник комплексов Н.И. Доманиной упражнений «Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях детского дома» является интересным пособием, которое может быть рекомендовано к использованию в работе с детьми дошкольных образовательных учреждений.