Статья.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей на уроках истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №20»
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей
на уроках истории и обществознания
Подготовила:
Райкина Жанна Владимировна - учитель истории
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей на уроках истории и обществознания
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.
Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий.
Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья детей. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, особенно дети с девиантным поведением, а также дети из группы риска и различных неформальных групп, где доминирует свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания - это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Это мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровьясберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике врожденные свойства характера детей педагог сможет естественным образом формировать поведение детей.
На уроках истории и обществознания можно делать релаксационные паузы, носящих терапевтический характер, настраивающих детей на положительное восприятие информации. Приведем примеры:
Релаксационная пауза №1.
Учитель. Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните руки вперед так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он, какого цвета, может быть, он имеет запах. Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце. Представьте, как добро входит в вас, как оно согревает душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить его в сердце.
Релаксационная пауза №2.
Учитель. «Давайте немного отдохнем, представим, что мы птицы, как птицы машут крыльями. А теперь давайте нарвем цветы, которые растут у нас под ногами,- делаем наклоны».
Релаксационная пауза №3.
«Шалтай-Болтай».
Цель игры: предупреждение невротического проявления, возбудимости, истощения нервной системы.
Учитель. Делать повороты влево - вправо, руки болтаются. На слова «Свалился во сне»- резко наклонить корпус тела вниз. Итак:
Шалтай – Болтай
Сидел на стене,
Шалтай – Болтай
Свалился во сне.
Взбодримся, похлопаем в ладоши.
Очень важно проводить на уроках физкультминутки, которые направлены на снижение утомляемости, формирование навыков ЗОЖ. Так для формирования красивой осанки детям необходимо научиться правильно дышать. Решить эти задачи поможет игра «Вырастим большими».
Учитель. Давайте походим на носках, руки вверх. А теперь - дыхательные упражнения. Исходное положение - основная стойка. На счет один – два - отвести плечи назад, вдох через нос. На счет три - четыре-пять - выдох через губы, сложенные трубочкой. Следить за тем, чтобы вдох был глубокий, а выдох продолжительнее вдоха. Воздух должен «выдуваться».
Упражнение №2.
1.Исходное положение - сидя или стоя. 1-4-глубокий вдох; 5- пауза; 6-9- спокойный медленный выдох; 10-11-пауза (2-3 раза).
Вместо счета учитель может говорить во время вдоха: «Вдыхаем аромат розы!»; во время паузы: «Затаим дыхание»; на выдохе: «Подуем на цветок!»
2. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Выполняют дыхательные упражнения одновременно с движением рук и ног. На счет 1-2-глубокий вдох и подскок вверх, хлопок поднятыми руками над головой. На счет 3-4- быстрый выдох, руки опускаются (5-6 раз.)
Можно делать массаж пальцев, ушных раковин, упражнения для глаз, потягивание - все это также снимает напряжение, способствует улучшению самочувствия, настраивает детей на положительное восприятие информации.
В курсе «Обществознания» по теме «Человек среди людей» можно провести уроки-практикумы, цель которых познакомить детей с формами общения, сформировать культуру общения, способствовать сплочению детского коллектива.
Игра «Пантомима».
Учитель. Пантомима - это бессловесное выражение какой-либо мысли, чувства, состояния. Давайте проведем конкурс на лучшее изображение:
- грустного пингвина, задумчивого кота;
- человека, только что плотно пообедавшего;
- сцену приглашения (на день рождения, на свидание, в кино);
- сцену объяснения опоздания на урок.
Молодцы! Вы можете сами придумывать задания для такой игры. А сейчас я предлагаю вам посоревноваться и потренироваться в написании короткого послания:
- старому другу;
- понравившейся девочке (мальчику);
- учителю;
- бабушке.
Затем проводится выборочный анализ работ.
Игра «Аргументация».
Учитель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Аргументация». Мы разделим роли между собой, и каждый участник должен вести в соответствии с ролью.
Формальный лидер-лицо, которое наделено правом решать вопросы.
Неформальный лидер выполняет роль «пожарного», принимает на себя ответственность за решения в незапланированных ситуациях.
Оппонент от дьявола. Его цель - подвергнуть все заслуги сомнению.
Догматик- ретроград. Его аргументация соответствует канону, традиции. Он негативно относится к гипотезам, проектам.
Новатор-реформатор. Он все время пробует что-то новое. Его положение поверхностно.
Революционер. Аргументы обоюдоострые. Его идеология заключается в разрушении созданного и достигнутого.
Провокатор вырабатывает свое ролевое участие, которое сводится к таким аргументам, которые торпедируют конструктивные рассуждения.
Эмпирик-практик. Его аргументы из опыта. Он верит только в факт.
Человек без роли - действует в зависимости от обстоятельств.
Тема разговора может быть любая, например, «Моден ли здоровый образ жизни». На размышление дается 10 минут, для того, чтобы выбрать линию проведения.
Продолжительность игры 10 минут.
Юмор на уроках истории
Очень важно заинтересовать учащихся изучаемым материалом, вызвать интерес к предмету. В этом может помочь учителю юмор. Смех - особая комическая оценка действительности, построенная на контрасте или неожиданности. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью, поэтому смех и защищает нас чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию к чему угодно, в том числе и к себе, т.е. дает возможность оценить себя по - другому. Смех- это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождает от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой, а следовательно, ситуация становится более управляемой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения. Юмор помогает иначе оценить положение, по-другому взглянуть на себя и свое поведение., переключиться с отрицательных эмоций на положительные, быстрее найти выход.
Исторический анекдот дает возможность оценить положительные и отрицательные стороны русской жизни, лучше понять исторические личности. Прелесть исторического анекдота часто кроется в столкновении значительного и забавного, высокого и низкого, греха и добродетели. На уроках истории можно приводить курьезные случаи из жизни великих людей. Например, при изучении истории России XIX в., эпохи Николая I , можно рассказать такую историю:
***
Николай I восхищался известным фокусником Боско.
- Да что там Боско!- сказал как-то императору светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. – У Вас, Ваше Величество, есть свой фокусник, отечественный, получше заморского…
- Кто ж такой?- спросил царь.
- Да министр финансов Канкрин.
И в самом деле, о графе Егоре Франциевиче Канкрине говорили, что он способен превращать в деньги что угодно и так пополнять собственный карман. Впрочем, это еще надо доказать. А вот то, что при графе Канкрине российский бюджет стал бездефицитным,- это неоспоримый факт.
***
Однажды Николай I, назначив свой выезд в Царское Село, повелел, чтобы дорога была совершенно пуста. Железной дороги тогда не было, шоссе тоже, поэтому следовало перекрыть только некоторые мосты.
Подъехав к одному мосту, государь заметил чиновника, и, узнав, что он был исправником, спросил:
- Каким образом ты оказался здесь, ведь я приказал, чтобы дорога была свободной?
- По личному усердию, Ваше Величество,- отвечал исправник.
- За личное усердие на неделю на гауптвахту,- сказал государь.
***
Когда Николай I подъезжал к уездному городишку Пензенской губернии Чембару, кучер вывалил императора из экипажа. Николай I сломал ключицу и левую руку.
В Чембаре император вынужден был пролежать на попечении местных эскулапов шесть недель, пока не срослись кости.
Впрочем, эта неожиданная неловкость царского кучера послужила тому, что Николай пережил не только неприятные минуты, но и минуты самого живого веселья.
А дело было вот в чем.
Когда Николай стал поправляться, он захотел увидеть чембарских уездных чиновников.
Пензенский губернатор Панчулидзев собрал их в доме уездного предводителя дворянства, в котором жил император.
Чиновники по торжественному случаю оделись в новую, залежавшуюся в сундуках и пропахшую махоркой от моли!- форму, очень стеснительную для них, оплывших, привыкших к домашним халатам.
В таком виде они и выстроились по старшинству в чинах в шеренгу, при шпагах, а треугольные шляпы с позументом деревянно держали в неестественно вытянутых по швам руках.
Трепещущие чиновники почти умерли от страха, когда губернатор услужливо отворил перед императором дверь его спальни.
Николай, мужчина огромного роста и прекрасного сложения, осмотрел внимательно всю комическую шеренгу и сказал по-французски губернатору:
- Но послушайте, ведь я их всех не только видел, а даже отлично знаю!
Губернатору была известна чудесная память императора на лица и фамилии, но он знал и то, что Николай раньше не был в Чембаре.
Панчулидзев недоуменно спросил императора:
- Когда же вы изволили лицезреть их, Ваше Величество?
Николай ответил, милостиво улыбаясь:
- Я видел их в Петербурге, в театре, в очень смешной комедии под названием «Ревизор».
Результативность опыта.
Используя данные формы работы, новые подходы в преподавании истории и обществознания можно достичь следующих результатов:
- формирование у учащихся интереса к предмету;
- развитие навыков самостоятельной работы у школьников;
- формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья;
-осуществление индивидуального подхода в обучении;
- гармоничное развитие личности.
Список используемой литературы.
1. Борзова. Л. П. Игры на уроке истории. М, 2001
2. Исторические анекдоты из русской жизни.- М.: Захаров, 2004
3. Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории Средних веков // ПИШ.1997 №1
4. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М, 2005
5. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. Ростов-на-Дону, 2005