«Организация образовательного процесса уроков технологии на основе использования межпредметных связей»
Статья «Организация образовательного процесса уроков технологии на основе использования межпредметных связей»
учителя технологии Саловой Нурании Мусабировны МБОУ СОШ № 57 Кировского района г. Казани Республики Татарстан
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей - это связи:
с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений;
с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов;
с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий;
с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов и др.
Проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов приветствуется.
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и способствовать формированию развития обучающихся в процессе активной учебно-познавательной деятельности.
В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление обучающихся 5 классов с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса биологии они уже имеют знания о хлопке и льне, поэтому изучение материала лучше построить в вопросно-ответной форме с показом видеосюжетов или презентаций. Обучающиеся узнают об изготовлении льняных тканей еще в древности, о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продавали льняные ткани даже в Индию и что хлопок издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось. Возникла потребность в железной дороге. Она была построена в 1898 году, о чем говорят архивные материалы Общества охраны памятников. В одном из них сказано, что на скале Тамерлановых ворот, несколько выше существующих и ныне старинных персидских надписей, была прикреплена медная доска с золоченым государственным гербом и надписью золотыми буквами: «Николай II 1895 г. Повелел – Быть железной дороге» 1898 г. – «Исполнено».
Эти сведения из видеосюжетов заинтересовывают обучающихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.
При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание обучающихся на применение постоянных и переменных величин. Они так же применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, делении угла пополам, построении сопряжений. Хорошо если в кабинете технологии есть все необходимое для организации занятий и обучающиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов.
Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций.
Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» и «полусолнце» обучающиеся строят линию низа по окружности. Можно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен быть не большим, иначе образуются сборки и подшивку выполнять неудобно. Учитель может спросить их: почему образуются сборки; у какой окружности: с меньшим или большим радиусом – длина больше? Надо напомнить о прямо пропорциональной зависимости длины окружности от радиуса.
После построения чертежей основы платья и других деталей можно предложить обучающимся ответить на следующие вопросы: почему для спинки и переда делается только половина чертежа? Почему чертеж рукава выполняется полностью? При затруднении можно задать наводящий вопрос: какие вы знаете симметричные фигуры?
При вырезании выкроек из бумаги и картона обучающиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод:
там, где надо приложить больше усилий, необходимы ножницы с короткими лезвиями, и наоборот («золотое правило» механики из курса физики).
Связь с наукой осуществляется и при изучении швейных машин. В YI- YII классах при повторении материала можно задать школьницам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, транспортер, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к моховому колесу у ножной машины?
В нашей школе уже стало традицией проводить уроки и мероприятия с учителями-предметниками, работаем в группе учителя технологии, биологии, географии, химии. А объединяет нашу группу наш учебно-опытный пришкольный участок. Последний семинар учителей этой творческой группы представлял исследовательскую работу учащихся по разным направлениям: учителя технологии опыты с учениками по агротехнологиям, учителя химии опыты по агрохимии, изучение минеральных удобрений, учителя биологии – изучение почвенного состава участка и т.д.
Были проведены межпредметные интегрированные уроки учителей технологии и биологии по темам: «Размещение комнатных растений в интерьере дома» в 6 классе, урок технологии и географии в 7 классе «Народные промыслы Татарстана» с изготовлением коллективного проекта. Материал урока 6 классе «Луковые овощи: биологические особенности, выращивание, использование» был опубликован в журнале «Школа и производство» №1 2010 года.
Важное место в стандартах второго поколения отводится межпредметной интеграции, проектной деятельности школьников, особенно социально направленной. В такой ситуации роль нашего предмета может возрасти. Учитывая основные положения концепции образования и ФГОС, предполагается в 2016 -2017 году уделить особое внимание проблеме реализации межпредметных связей в обучении технологии. А на просторах Интернета будем ждать новых материалов на эти темы.
В нашем районном методическом объединении есть очень сильные увлеченные творчеством учителя, столько интересных интегрированных уроков было дано, столько ученических проектов было представлено на олимпиады. У нас есть чем поделиться!
Важно, что в работе над интегрированными проектами необходимо наладить контакт с учителями-предметниками. Чтобы у них появилось желание провести совместные уроки и, чтобы работа была интересна не только учителям, но и ребятам. А они в процессе работы так увлекаются, что предлагают свои идеи и темы для следующих проектов.