Доклад Сотрудничество с другими школами как эффективного средства изучения и использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №36»

ДОКЛАД
На тему : «Сотрудничество с другими школами как эффективного средства изучения и использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах»
Докладчик:
Ярцова Лайма АртурсовнаУчитель физической культуры
г. Симферополь, 2015 г.
Как известно «Один в поле не воин», поэтому очень важно иметь команду единомышленников, не только в своем учебном заведении, но и в учебных заведениях города, страны. Условиями для успешных преобразований в школе, является творческое сотрудничество учителей разных школ, внедрение в процесс новых подходов, регулярное общение учителей в сетевом педагогическом сообществе.
Обмен знаниями между педагогическими работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной.
Подобный «коллективный разум» помогает: сэкономил время на поиск информации, позволяет быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, приводит к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выигрывает.
В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают.
Так, методические объединения на уровне школы, в рамках которых учителя одной или смежных специальностей должны регулярно обмениваться опытом, нередко «эволюционируют» в средство контроля. Педагогические семинары (районные, городские) и открытые уроки в школе зачастую превращаются в «показательные выступления», за которыми редко можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя. В то же время на обычные, рутинные уроки педагоги крайне неохотно приглашают коллег.
Собрания и интернет-дискуссии учителей тоже дают мало пользы в смысле обмена знаниями. Обсуждения в педагогических блогах и форумах часто перерастают в «жалобы на жизнь учителей». Так или иначе, все это, скорее, лишь имитации обмена знаниями, чисто формальный «коллективный разум». Во всяком случае, о плодотворном профессиональном взаимодействии учителей, которое вывело бы школу на новую ступень развития, речи тут нет.
Барьеры и стимуляторы обмена знаниями
Методический диалог между педагогами блокируют три фактора:
Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.
Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.
Консерватизм – нежелание принимать инновации.
В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.
Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:
Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.
Лидерские качества директора и других управленцев.
Атмосфера доверия в коллективе.
Психологические корни обмена знаниями
Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.
Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики.
Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.
Внутренняя мотивация положительно влияет на активность индивида в обмене знаниями, это «наиболее значимый предиктор поведения».
Организационная культура, поддерживающая профессиональный диалог, влияет на поведение учителей, это второй предиктор.
Внешняя мотивация лишь косвенно воздействует на обмен знаниями у педагогов – повышает его активность через укрепление внутренней мотивации.
Для успешных учительских «мастер-классов» требуются навыки саморефлексии и «экстернализации собственных неявных знаний».
Как развить готовность к обмену знаниями?
Повышать автономию сотрудника. Это означает предоставление учителю свободы в выборе методов работы и отсутствие жесткого контроля за его решениями и способами выполнения задач.
Однако сегодня в российской школе происходит обратный процесс. Автономность учителя все больше ограничивается возрастающим контролем со стороны проверяющих органов и директора школы. Это мешает работе в целом и обмену знаниями в частности.
Второй алгоритм «оживления» профессионального диалога – создание обратной связи, которая действует через базовую психологическую потребность человека – «потребность в причастности». Обратная связь «подкрепляет желательное поведение» человека, поскольку ближайшее социальное окружение признает его важным. Иными словами, регулярно демонстрируя учителям, что в школе обмен знаниями с коллегами считается ценным, можно косвенно укрепить внутреннюю мотивацию педагогов к взаимодействию, считают авторы работы.
Третий рецепт усиления внутренней мотивации связан с так называемым трансформационным лидерством. Оно предполагает акцент на развитии сотрудников, «креатив» – установку на использование воображения и самостоятельное мышление, создание ясной и оптимистичной картины будущего, а также влияние лидера на сотрудников через попытку быть для них образцом для подражания. По сути, здесь силен элемент корпоративного командообразования – общее видение будущего, творческое взаимодействие и пр.
Наконец, есть и кадровые решения, которые будут благоприятствовать обмену знаниями. Так, например, при найме на работу новых сотрудников имеет смысл учитывать готовность к передаче и восприятию знаний.
Помочь учителю озвучить его ноу-хау
Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. У каждого педагога – свои тактики того, как удерживать внимание класса, как подать ту или иную тему и заинтересовать учеников. Однако проблема в том, считают исследователи, что такие знания – «неявные», и без профессиональной саморефлексии, без их осмысления учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.
Одно дело – передача знаний школьникам, и совсем другое – коллегам. Подходы к трансляции своего опыта явно различаются. Тут на помощь приходит андрагогика – методы обучения взрослых. Однако в наставничестве нужно избегать резких контрастов, советуют авторы статьи. Если новичка обучает наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. «Суперпрофи» вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном неофиту языке.
Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. В том числе – и по развитию навыков не только передачи, но и восприятия знаний.
Наиболее эффективными путями формирования и развития педагогической квалификации работников учебных заведений являются изучение и использование передового педагогического опыта других учителей, их самостоятельная методическая работа, педагогическое самообразование, анализ личного опыта обучения и воспитания учащихся.
Передовой педагогический опыт - это новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Еще К.Д. Ушинский, выдающийся российский педагог, в свое время писал: «Перенимать нужно только идеи, а развивать их нужно самостоятельно, с учетом своих конкретных возможностей».«Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная».
Эффективное изучение передового педагогического опыта обеспечивается комплексным применением таких форм и способов, как посещение уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов - «носителей» передового опыта, изучение их планирующей и учетной документации, посещение и анализ «открытых» уроков, записей анализов уроков, беседы с опытными коллегами и т. п.
На уроке, как нигде, раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.Сетевые педагогические сообщества, как способ обмена педагогическим опытом.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».
Проблема  эффективности  управления учителем  учебно-познавательным  процессом  учащихся  в  школе  может  быть решена  только  при  условии  обеспечения  высокой компетентности  и     соответствующего  профессионального мастерства  каждого  учителя.
Профессиональное  мастерство  характеризуется  уровнем профессиональных  умений  и  навыков  в  деле  управления обучением,  воспитанием  и  развитием  духовно  богатой, физически  здоровой  личности.
Современное самообразование учителя, повышение его квалификации и обмен педагогическим опытом должно идти через сетевые педагогические сообщества.
Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество – это множество людей, общающихся между собой.
Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:
•  Общие цели, интересы, и потребности.
•  Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ
•  Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.
Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.
Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:
1) использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
2) самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
3) освоение информационных концепций, знаний и навыков;
4) наблюдение за деятельность участников сообщества практики.
Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.
Цели сообщества:
- обмен педагогическим опытом;
-общение с коллегами различных регионов;
-повышение квалификации;
- получение новых знаний.
Признаки: коллектив единомышленников.
Виды:
•          Монопредметные;
•          Надпредметные;
•          Мультипредметные;
•          Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
Формы деятельности:
-дистанционное обучение в рамках сообщества;
- общение в форумах, чатах;
-воздание веб-страниц и т.д.
В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:
 •         Обучающий семинар
•          Виртуальная конференция
•          Конкурс
•          Проект
•          Акция
•          Виртуальная вечеринка
•          "Мастерская"или мастер-класс
•          Опрос
•          Обсуждение в чате
•          Фестиваль проектов
•          Телеконференция
•          Проектировочный семинар
В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:
•          Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;
•          Инструмент создания Вики страницы;
•          Блог;
•          Форум;
•          Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
•          Фотогалерея;
•          Инструмент создания объявлений и сообщений и.т.д.
Формы могут быть интегрированными. Например, блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования.
Возникла необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.).
Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.
Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился учитель,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование завершенным,  а  свою  профессиональную  концепцию окончательно  сформированной.  Сегодня  каждый  педагог  сам определяет  наиболее   важные  аспекты  совершенствования своего  мастерства.
Без сотрудничества учителей преобразования в школе невозможны.