Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Фомина Надежда Валентиновна,
учитель математики,
ООШ I-III ступеней №18, г. Торез
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования положительной мотивации школьников к изучению математики. Представлены способы организации мотивационных действий учеников на разных этапах урока. Приведены приемы мотивации изучения предмета, мотивации изучения темы урока.
Ключевые слова: положительная мотивация, приемы мотивации, первичная мотивация, мотивация выполнения работы, мотивация перспективы.
Актуальность. Формирование учебной мотивации у учащихся является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена постоянным обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников потребности самостоятельного приобретения знаний, развития активной жизненной позиции. Фактор мотивации для успешной познавательной деятельности не менее важен, чем фактор интеллекта. Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, закономерно обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне на всех этапах урока.
Всякая деятельность имеет свой мотив и цель, которые служат ее побудительными механизмами. «Мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психологических процессов и состояний, формирующихся в ходе деятельности» [1].
Понятие мотивации является центральным в психологии. Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения.
А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности [2]. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Проблема мотивации учебной деятельности достаточно широко и многопланово представлена в теоретических и эмпирических исследованиях. Ею занимались Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, Е.П.Ильин, А.А.Реан и др.
Цель статьи - раскрыть способы организации мотивационных действий учеников на разных этапах урока.
Изложение основного материала. Приемы мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках можно условно разделить на три группы. Первая группа приемов связана с продуманной, эффективной организацией обучения. К ним относится:
логичное, яркое, контрастное изложение учебного материала, дополненное наглядными образами;
четкое структурирование учебного материала, применение схем, таблиц, инфографики, интеллектуальных карт, кластеров и т.д.;
ритмичное чередование разных по напряжению умственных и практических действий;
применение интерактивных форм и методов обучения;
организация ситуаций постоянного оперирования знаниями, применения их на практике;
выполнение творческих заданий;
самостоятельный поиск и исследование научных проблем.
Вторая группа приемов связана с содержанием учебного материала. Это:
необычность подачи материала, его противоречивость (проблемность );
новизна учебного материала и характера учебно-познавательной деятельности;
включение элементов проблемно-исследовательской деятельности;
практическая значимость и польза знаний для самих учащихся;
создание ситуации успеха;
опора на возрастные и индивидуальные потребности школьников и т.д.
Положительная мотивация школьников зависит также и от окружающих условий (третья группа приемов). К ним относятся:
эстетическая привлекательность учебного кабинета;
профилактика переутомления, снятие психического напряжения;
уважение к личности школьника, обстановка сотрудничества;
формирование социальных мотивов, осознание учеником своей роли в достижении результата деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы организовать постоянные мотивационные действия учеников на всех этапах урока. Охарактеризуем эту работу.
I этап - формирование мотивации учебной деятельности в начале урока (первичная мотивация).
Цель учителя – превратить учеников из объекта в субъект учебной деятельности. Это обеспечит целесообразность, организованность и правильность дальнейшей деятельности учеников. Пути реализации:
- активизация мотивов, возникших на прошлых занятиях;
- усиление мотивов удивления, заинтересованности;
- побуждение мотивов неудовлетворенности своими результатами;
- разнообразие способов организации начала урока;
- разнообразие способов проверки домашнего задания.
II этап - мотивация выполнения работы, закрепление и усиление первичной мотивации.
Цель учителя - обеспечить понимание учениками значения полученных знаний, организовать их учебную деятельность. Способы реализации:
- применение задач прикладного характера;
- проведение нетрадиционных уроков;
- использование элементов занимательной математики (головоломок, софизмов, задач-шуток, кроссвордов, ребусов) и логических задач;
- применение познавательных игр и игровых ситуаций;
- создание ситуации успеха;
- использование устных упражнений и решение задач по готовым рисункам;
- применение материалов из истории математики;
- создание проблемных ситуаций.
III этап – мотивация учебной деятельности в конце урока. Цель учителя – организовать возникновение положительной установки на обучение в дальнейшем, положительная мотивация перспективы. Способы реализации :- рефлексия, обсуждение результативности деятельности;
- анализ ответов учеников при выставлении оценок;
- постановка целей на будущее;
- выход ученика из деятельности с положительным личным опытом;
- рекомендации по выполнению домашнего задания.
Поддержка учителем разных видов мотивации на отдельных этапах урока способствует связи между его частями, наполняет каждый этап психологическим содержанием.
Практическая часть
Приведем некоторые приемы мотивации к изучению темы урока (первичная мотивация).
Цитата к теме. Например, к теме уравнения : «Мне приходилось делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» (А.Эйнштейн).
Задача, обеспечивающая вхождение в тему. Например, при изучении подобных треугольников можно предложить определить высоту дерева по его тени. При изучении конуса определить высоту и массу кучи щебня, завезенного на стройку.
Проживание проблемной ситуации. Например, при изучении серединного перпендикуляра учитель моделирует такую ситуацию. Хозяева трех домов просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от их домов. Дайте совет землекопу, как рассчитать место для будущего колодца.
При изучении суммы углов треугольника предложите ученикам с помощью ножниц и вырезанного из бумаги треугольника найти сумму его углов.
Найди термин. В записанном предложении спрятан математический термин, который будет изучаться.
Читаем! Читаем стихи, отрывки из художественных и научно - популярных произведений.
Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (неизвестный или удивительный факт), отгадку на которую можно узнать ха уроке во время работы над новым материалом.
Узнай меня. Ученик, выступает от имени ученого, называя при этом его открытия, поступки, факты биографии. Учащиеся отгадывают, кто это. Можно загадывать и математические термины. Например, о нуле: бывает в счете футбольного матча, никогда не стоит первым, имеет особое правило деления, не относится к натуральным числам.
Важную роль в формировании положительной мотивации к изучению математики играют учебные проекты. В своей работе применяю мини-проекты, объединенные общими темами «Математика живой природы» и «Математика в архитектуре и искусстве»[5].
К сожалению, часто учащиеся на просьбу привести примеры подобных фигур называют лишь подобные треугольники. А ведь идеи подобия и самоподобия заложены в самой природе, они используются человеком для создания всего прекрасного в этом мире. Почему бы ученикам не попробовать самим сделать такой объект? Материалом может быть все что угодно: и сезонные объекты (листья, растения, снежинки...), и арт-объекты, и архитектурные сооружения... В проекте «Математика живой природы» ученики занимаются творчеством - с помощью гомотетии, симметрии, параллельного переноса создают в программе динамической геометрии GeoGebra свои художественные образы.
О необходимости сочетания науки и искусства писали еще китайские математики-просветители XI в., а также Леонардо да Винчи. Позднее этого мнения придерживались многие европейские философы. Сегодня противопоставление науки и искусства в обучении неплодотворно, оба эти направления необходимо развивать в тандеме. Важно при преподавании математики ссылаться (по возможности) на произведения искусства, чтобы изучаемый материал был и интереснее и лучше запоминался. Ведь каждый объект искусства содержит в себе различные геометрические линии и фигуры. Это повышает мотивацию к обучению, делает его более ярким, осмысленным, развивающим не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Привносит в обучение чувства и стремление к гармоничному познанию. Ученики работают над междисциплинарным проектом «Математика в картинах художников-авангардистов». Его цель - показать, что математика может быть красивой, изящной и просто художественной. В нем ученики знакомятся с творчеством художника-авангардиста (изобразительное искусство), выбрав одну из картин художника, выделяют в ней геометрические формы и закономерности и в программе GeoGebra создают «копию» картины (математика и информатика)
Вывод. Таким образом, правильность выбора стратегии и тактики обучения на уроке способствует повышению эффективности обучения. Учителю отводится важная роль в формировании положительной мотивации у учащихся. Иначе реальной становится опасность, о которой предупреждал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Список литературы:
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983
«Математическая газета», №10, 2008 , К.: Педагогическая пресса
Сайт Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация (дата обращения 07.10.2016)
Программа факультативного курса «Динамическая математика с GeoGebra@ [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://drive.google.com/file/d/0B2Ws9YwIt2eBOWIxemlOS0QxOHc/view(дата обращения 07.10.2016)