Структурная карта урока «Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения».

Структурная карта урока
«Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения».

I. Теоретический материал.
Прочитать текст, ответить на проблемные вопросы.
Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», - писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение, прежде всего, в словарном составе языка.
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими языками мира, обогащая их лексику.
Проблемные вопросы:
Каковы функции русского языка в современном мире?
Чем вы можете объяснить большое распространение русского языка в мире?
Какие языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?
Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.

II. Диктант с последующим орфографическим заданием.
1. Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа. (Академик В.В. Виноградов)
Задания:
1) передать (устно) основной смысл высказывания;
2) объяснить правописание безударных гласных в словах «неоспоримым» и «свидетельством».

2. Язык - это история народа. Язык - это путь цвилизаци и культуры. Поэтому(то) изучение и сбрежение рукого языка является не праздным занятием от (н)чего делать, но насущной необходимостью.
Рукий язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, пслушен, ловок и вмстителен. (А. Куприн)
Задания:
1) перепишите высказывание, вставьте пропущенные буквы;
2) объясните графически орфограммы;
3) объясните постановку тире в первых двух предложениях;
4) выделенные слова разберите как члены предложения.

III. Работа с цитатами.
Богатство языка есть богатство мыслей. (Н. М. Карамзин.)
Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. (П. А. Вяземский.)
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь.)
...Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке. (А. П. Чехов.)
Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем, всеобщее достояние народа, нации. (Ч. Айтматов.)
Задания:
выразительно прочесть высказывания;
пояснить основную мысль афоризма;
высказать собственное отношение к нему;
переписать понравившийся афоризм.

IV. Домашнее задание: выучить словарные слова.

Памятка для работы над словарными словами
1. Записать правильно слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
2. Сделать морфемный разбор.
3. Дать толкование слова (лексическое значение).
4. Составить со словом словосочетание.
5. Выучить слова в алфавитном порядке.
6. Записать слова по памяти, сверить правильность написания по словарю.
7. Записать слова под диктовку: сначала в алфавитном порядке, затем вразброс.