Рабочая программа внеурочной социальной деятельности «Школа юного пешехода»

Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №96»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №96» Директор МБОУ «СОШ №96»
________ Воронова Т.Ю. __________ Воложанина Т.Н.. __________ А.В. Симанов
Протокол №__ «__» сентября 2016 г. Приказ по ОУ №____
от «__»августа 2016 г. от «__» сентября 2016 г.



Рабочая программа
внеурочной социальной деятельности
«Школа юного пешехода»
для учащихся 2
общеобразовательного класса
на 2016-2017 учебный год.


Разработчик:
Смирнова Л.А., учитель начальных классов.


Барнаул
2016

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Рабочей программы дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа юного пешехода» Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, педагогов общих образовательных учреждений и систем дополнительного образования на основе серии книг «Путешествие на зеленый свет» / составитель И.А. Завгородняя, под редакцией полковника милиции И.Ю. Бордачёвой : издательство «Кедр», 2012г..

Данная программа является составной частью плана работы МБОУ «СОШ №96», реализует социальное направления, нацелена на формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цель: Формирование у детей, как у участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
- воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
- развить у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
- обучить учащихся правилам поведения в транспорте и дорожной этике;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.

Программа ориентирована на учащихся 7-10лет, имеет общий объем 68 часов (2 года обучения) 34 часа в год.
Наполняемость групп детей – 10-17 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю.


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные
Формы отчетности: проекты и работы




Учебно-методический комплект:
Рабочая программа «Я – пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой: Вентана-Граф, 2014г.
Камакин О.Н. «Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения».// «Классный руководитель».-2007.- №5
Про правила дорожного движения. С.Волков. М.: Омега, - 2005.
Сценарии школьных праздников./ Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001
Правила дорожного движения.

Литература для детей (в разных изданиях):
А. Барто «Любочка»
А. Северный "Светофор"
В. Клименко "Зайка велосипедист"
В. Клименко "Кто важнее всех на улице".
Н. Носов "Автомобиль"
О. Бедорева "Азбука безопасности"
С. Яковлева "Светофор"
С.Михалков "Велосипедист"
С.Михалков "Моя улица"



Календарно-тематический план II год обучения

Сроки изучения тем (даты недели)
№ п/п
Название разделов
Общее кол-во часов
Часы теоретических занятий
Часы практических занятий


1.
Введение
1

1


1.1.1
Беседа «Что я знаю о правилах дорожного движения»


1


2.
Безопасная дорога в школу
3
1
2


2.1.2
Правила поведения пешехода.


1


2.2.3
Дорога, её элементы, пешеходные переходы, мосты.

1



2.3.4
Игра «Вежливый пешеход».


1


3.
Армия знаков
3
1
2


3.1.5
Дорожная безопасность сквозь историю

1



3.2.6
Разрисованная дорога. Что означает дорожная разметка.


1


3.3.7
Практическое занятие: «Найди название каждого знака»


1


4.
Наш друг - светофор
3

3


4.1.8
Как появился светофор?


1


4.2.9
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.


1


4.3.10


Тренировка в подаче сигналов регулировщика


1


5.
Велосипедные истории. Контроль летней самостоятельной подготовки
1
1



5.1.11
Правила юного велосипедиста. Велосипедная дорожка. Безопасность на велосипеде.

1



6.
Я – пассажир. Правила безопасности в транспорте.
2
1
1


6.1.12
Кресла и ремни безопасности – история и современность.


1


6.2.13
Дорожное расследование.

1



7.
Будь ярким на дороге
2

2


7.1.14


Одежда, которая обеспечивает безопасность.


1


7.2.15
Изучаем светоотражающие жилеты.


1


8.
Зимние правила
3
1
2


8.1.16

Зимняя дорога.


1


8.2.17
Какие опасности подстерегают пешеходов на заснеженной или обледенелой дороге.


1


8.3.18
Настольная игра «Дорога в школу»

1



9
Дорожный постовой
3
2
1


9.1.19
Как появилась дорожная грамота. История дорог

1



9.2.20
Кто охраняет порядок на дорогах.

1



9.3.21

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер».


1


10.
Многоликая дорога
4
2
2


10.1.22
Тормозной путь. Правила поведения на льду.

1



10.2.23
История дорог, древние и современные дороги.


1


10.3.24
«Дорожные ловушки»

1



10.4.25
Игра: «Путешествие на зеленый свет»


1


11.
Дорожный этикет
4
3
1


11.1.26
Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.


1


11.2.27
Маленькие секреты пешеходам.


1



11.3.28
Игра «Найди нарушителя»

1



11.4.29
Игра: «Опасность на тротуаре»

1



12.
Транспорт
2
1
1


12.1.30
Из истории транспорта.

1



12.2.31
Тренинг – «Как понять автомобиль»



1


·
13.
Правила поведения для пешеходов
3
1
2


13.1.32
Правила поведения пешехода.


1


13.2.33
Переход проезжей части по «зебре» без светофора»

1



13.3.34
Игра «Вежливый пешеход»


1



ИТОГО
34
14
20



Содержание программы:
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой I го краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Перекрёсток место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила движения в тёмное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие опасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный повоют», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта», «пешеходная зона». информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках).
Дорожные опасности. Населённый пункт, знаки, обозначающие разныенаселённые пункты. Правила поведения на дорогах в разных населённых пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололёд, манёвры автотранспорта).



Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные результаты:
- различать цвет и форму знаков
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко, рядом-около и т.д.)
- объяснять свой путь от дома до школы
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный)
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный

Метапредметные результаты:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения

Предметные результаты:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД)
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций


Материально-техническое обеспечение
№ п/п
Наименование учебного оборудования


1
Книгопечатная продукция
Программа
Методическое пособие для учителя

2
Наглядные пособия
Плакаты по
тематике дорожного движения, набор дорожных знаков, макет перекрёстка.

3
Игры и игрушки
Игры, лото, викторины по тематике дорожного движения.

4
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Ученый стол
Учебный стул
Учительский стол
Учительский стул

5
Технические средства
Компьютер
МФУ
Мультимедийный проектор



Лист внесения изменений и дополнений
Предмет______________
Класс_____________
Учитель____________

п/п

Дата и номер
урока по плану
Дата и номер
фактически
проведенного урока
Тема урока
Характеристика
изменений
и причины
№ приказа
Подпись
сотрудника















































































15