Урок по окружающему миру на тему Лес и человек (4 класс, Школа России)
Тема урока «Лес и человек»
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природе;
ознакомиться с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Задачи:
1) Метапредметные:
1) познавательные – добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема); преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, схемы, условных знаков); наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2) коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; умение работать в группе, в паре строить диалог (умение договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении задачи); слушать других, пытаться понять другую точку зрения;
3) регулятивные – самостоятельно формулировать учебные задачи, цели урока; совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему, оценивать и определять степень успешности выполнения своей работы и других учащихся.
2) Личностные: оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения в лесу.
3) Предметные: формирование знаний о роли леса в природе и жизни людей;устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; оценивать правильность поведения людей в природе; уметь определять свое отношение к миру (доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам и природе в целом); находить противоречия между природой и деятельностью человека, предлагать способы их устранения.
Оборудование: электронная презентация к уроку, фильм о пожаре, учебник, рабочая тетрадь, листочки настроения, дерево настроения и обещаний, карточки-задания для мини-групп
Ход урока
1. Организационный момент
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
- Ребята, пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, что на каждом уроке мы узнаем что-то новое и интересное. Для этого надо быть внимательным слушателем и активным деятелем! Итак, начинаем работать.
- Какой теме был посвящен наш прошлый урок? (мы знакомились с зоной лесов)
- Вы знаете, что каждый человек в знак благодарности матушке-природе должен посадить хотя бы одно дерево. Давайте и мы сегодня на уроке посадим дерево, только не простое, а дерево обещаний и настроения (на доске ствол дерева с ветками, на них оранжевые и желтые листочки с обещаниями).
- Вот оно на доска. На нем уже есть листочки. У вас на парте тоже лежат листочки. Это листочки настроения. Они двух цветов. Подумайте, с каким настроением вы начинаете урок. Если тревожное возьмите красный листочек, если спокойное, уверенное – зеленый. Готовы? Прикрепите их на ветки (по рядам).
- К этому дереву мы еще вернемся в конце урока.
2. Актуализация опорных знаний.
- Повторим то, что мы уже знаем.
- Где находится зона лесов? Каким цветом она обозначена на карте? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
(Зона лесов располагается южнее зоны тундры и на карте обозначается зеленым цветом. Леса занимают больше половины территории России. Они состоят из зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Природные условия: южнее зоны тундры становится теплее, выпадает довольно много осадков, поэтому здесь могут расти деревья. Почвы богаче и питательнее, поэтому растительный и животный мир разнообразнее, чем в тундре)
- Продолжаем проверку домашнего задания. Узнаем, внимательно ли вы читали текст учебника?
Блиц опрос «Я знаю лес».
- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
- Какое дерево является символом России? (береза)
- Назовите по описанию дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)
-Это животное имеет 4 полоски на спине (бурундук).
- Кто является санитаром леса? (волк)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка)
- Плодами какого дерева являются желуди? (дуб)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)
- Проверим выполнение заданий в рабочей тетради (с.47 №2) (СЛАЙД______)
Работа в парах.
- Теперь проверим друг у друга выполнение заданий 3 и 4 на с. 48-49 рабочей тетради (взаимопроверка)
Сообщения учащихся
- Кто из вас подготовил сообщения о растениях и животных лесной зоны? Можно использовать материалы заданий 4, 7 тетради.
(Ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи – зад. №7 с.48-49 тетради)
- Проверку домашнего задания закончили. Кто потрудился – молодец!
3. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихотворение Светланы Никулиной «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить – то мне ЛесовичокСредь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (об отношениях между человеком и лесом)
- Почему мы начали наш урок с этого стихотворения? (Это стихотворение о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь)
- А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди)
- Чем является лес для человека? (это место отдыха, лес излечит, напоит, в лесу человек находит себе пищу…)
- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. (ответы детей)
- Тема урока «Лес и человек». (СЛАЙД________)
- Какие цели урока могут быть поставлены в связи с темой? Что бы вам хотелось узнать по этой теме? (узнать о роли леса в жизни человека и природы; познакомиться с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, что должен делать человек, чтобы сохранить лес)
- Попробуем ответить на эти вопросы.
4. Открытие нового знания
- Выполним задание 1 на с.50 в рабочей тетради (записывают какую роль лес играет в их жизни).
Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 103-104.
- С помощью схемы (тет. с. 50 №2) расскажите о роли леса в природе и жизни людей.
- Так чем же является лес для человека? (СЛАЙДЫ _____________ ).
1) Лес – «легкие» нашей планеты.
Настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.
2) Лес – защитник водоемов и почв.
- Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.
3) Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав. Из-за этого лес еще называют аптекой.
4) Лес – дом для растений и животных.
5) Лес - поставщик строительного материала, источник древесины. А также источник топлива.
6) Лес – это место отдыха людей.
- Всё сказанное вами верно. Теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема (СЛАЙД )
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека
Физкультминутка
Включается аудиозапись звуков природы (шум леса, журчание ручейка, пение птиц…)
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы в солнечный денек на лесной поляне.
(в это время выходит ученица и рассказывает стихотворение)
- Открываем глаза, садимся красиво. Продолжаем работу.
Выступает ученица.
- Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор и слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Веселились, как могли, отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки –
Словом, мусора гора».
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (СЛАЙД_______)
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в землю, то консервные, пластиковые и стеклянные банки – нет. Они не перерабатываются природой, а об осколки могут пораниться животные.
- Загрязнение, мусор - это экологическая проблема? (Конечно)
Беседа об охране природы.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, к природе? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Плакала Маша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу разные звери таились.
Вдруг люди с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (о вырубке леса)
- Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно использовать макулатуру.
Одна тонна (1000 кг) макулатуры спасет от вырубки 10 взрослых деревьев!
- Вот почему необходимо собирать макулатуру.
- А какие еще экологические проблемы леса вы можете назвать? (если затрудняются, можно обратиться к учебнику с. 104)
- Издавна человек охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания. Люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. (СЛАЙДЫ______________)
- Перечислите животных и растения Красной книги, изображенных на с. 105 учебника. (СЛАЙДЫ _________)
- А сейчас мы посмотрим небольшой видеосюжет («Пожар в лесу»). И вы скажите, что за проблема в нем освещается.
(Фильм о пожаре)
- Пожар – это экологическая проблема?
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар).
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
- Итак. Вот они экологические проблемы леса. (СЛАЙД__________)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Работа в мини-группах.
- Сейчас мы поработаем в группах. У нас будет 6 мини-групп.
- Задание: продумать пути решения экологических проблем и записать в тетради с. 51.
1 группа - вырубка леса 2 группа – охота и браконьерство 3 группа – истребление, исчезновение редких растений
4 группа – загрязнение леса
5 группа – пожары
6 группа – читает и рассказывает правила на с. 107 «Как разводить костер».
Проверка.
1 группа. Экологическая проблема – вырубка лесов.
- Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?
(На месте вырубленных лесов проводить лесовосстановительные работы, т.е. высаживать новые леса. Для этого выращивать саженцы. Сбор макулатуры.)
2 группа. Экологическая проблема – охота, браконьерство.
- Что бы вы предложили для решения этой проблемы?
(Создавать специальные организации по защите животных. Проводить мероприятия и праздники, посвященные защите животных. Например, День птиц – 1 апреля, День защиты животных – 4 октября, оформлять стенды, выпускать газеты…
Их цель – помочь людям осознать, как важно охранять и защищать животных)
3 группа. Экологическая проблема – истребление (исчезновение) редких растений.
- Что бы вы предложили для решения этой проблемы?
(Не рвать бездумно растения. Может это последний или редкий экземпляр…)
4 группа. Экологическая проблема – загрязнение леса.
(Не оставлять в лесу мусора. Убирать за собой….)
- Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя там оставлять.
5 группа. Экологическая проблема – пожары.
- Ваши пути решения проблемы пожаров?
(Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства)
Строят противопожарные рвы, чтобы предотвратить распространение огня. Отслеживают состояние леса с воздуха, нет ли очагов возгорания. Ограничивать посещение леса в жаркие и сухие дни.)
6 группа. Как разводить костер в лесу.
Не разводить костер в лесу, а если развели, то выбирать подходящее место – рядом с водоемом, подальше от деревьев. Уходя обязательно его затушить….)
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
- О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес – наше богатство. Лес – «легкие планеты». Каждый человек должен думать, что он оставит после себя своим детям.)
- Таким образом, жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила. Бережное отношение к лесу – обязанность каждого человека!
6. Подведение итогов урока.
- Перечислите экологические проблемы лесов.
- От чего в первую очередь страдает лес?
- Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
- Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
- На эти вопросы также можно ответить словами пословицы:
«Много леса – не губи! Мало леса - береги! Нет леса - посади!»
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(узнать о роли леса в жизни человека и природы;
познакомиться с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;
что должен делать человек, чтобы сохранить лес)
7. Рефлексия
- Какие знания вы сегодня для себя открыли?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» (ученики по цепочке дополняют предложение)
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Кого из ребят можно поблагодарить за урок?
(самооценка, комментарии учителя)
- Ребята, подойдите к нашему дереву еще раз и поменяйте листочки, если у вас изменилось настроение за урок.
- На нашем дереве не только зеленые и красные листочки, но еще и оранжевые. Вспомните, как мы назвали дерево в начале урока? (Дерево обещаний и настроения). Это листочки обещания. Кто хочет прочитать обещание и попытаться его выполнять? (записки-обещания любить и охранять природу)
1. Не разводить костер в неположенном месте.
2. Не ломать ветки, деревья не калечить. Ни травинку, ни лист зря не рвать.
3. Не шуметь в лесу, а то лес испугается, затаится, и мы не узнаем ни одной тайны.
4. Не выносить животных из леса.
- Природа мудра. Она научилась восстанавливаться, даже если кто-то нарушил эти «правила». А на восстановление нарушенной экосистемы уходят годы, иногда – столетия! Так давайте же будем вежливы с природой и будем соблюдать правила поведения в лесу!
8. Домашнее задание
(СЛАЙД___________)
- Прочитать текст на с. 103-109 учебника.
- Задание 6 с. 52 в тетради (подготовить сообщение о животных и растениях Красной книги или о Приокско-Террасном заповеднике) – по желанию.
- Творческое задание: тетрадь с. 52 №5 – придумать и нарисовать условные знаки к правилам, помещенным в учебнике.
Тема урока «Лес и человек»
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природе; ознакомиться с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Задачи:
1) Метапредметные:
1) познавательные – добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема); преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, схемы, условных знаков); наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2) коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; умение работать в группе, в паре строить диалог (умение договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении задачи); слушать других, пытаться понять другую точку зрения;
3) регулятивные – самостоятельно формулировать учебные задачи, цели урока; совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему, оценивать и определять степень успешности выполнения своей работы и других учащихся.
2) Личностные: оценивать и объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения в лесу.
3) Предметные: формирование знаний о роли леса в природе и жизни людей;устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; оценивать правильность поведения людей в природе; уметь определять свое отношение к миру (доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам и природе в целом); находить противоречия между природой и деятельностью человека, предлагать способы их устранения.
Оборудование: электронная презентация к уроку, фильм о пожаре, учебник, рабочая тетрадь, листочки настроения, дерево настроения и обещаний, карточки-задания для мини-групп
План урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с картой (слайд презентации).
2. Проверка домашнего задания.
- Блиц-турнир «Я знаю лес».
- Проверка выполнения заданий в рабочей тетради (самопроверка, взаимопроверка- работа в парах).
- Сообщения учащихся о растениях и животных лесной зоны.
3. Самоопределение к деятельности.
- Чтение учащимися стихотворения Светланы Никулиной «Русский лес».
- Проблемный диалог (подведение к теме урока).
- Формулирование учащимися цели и задач урока.
4. Открытие нового знания
- Выполнение задания в рабочей тетради (какую роль лес играет в жизни обучаемых).
- Работа по учебнику. Составление схемы «Роль леса в природе и жизни людей».
5. Физкультминутка
6. Инсценирование.
7. Беседа об охране природы.
8. Видеосюжет «Пожар в лесу».
9. Включение нового знания в систему знаний.
Работа в мини-группах.
10. Подведение итогов урока.
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание.
- Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор и слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Веселились, как могли, отдохнули и ушли!»
И остались на полянке у потухшего костра
Две разбитых ими склянки, две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.
Ни травинку, ни лист зря не рвать.
Не шуметь в лесу, а то лес испугается,
затаится, и мы не узнаем ни одной тайны.
Не выносить животных из леса.