Памятка по работе над ошибками
ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ ДЕТЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ,
целесообразно познакомить их с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». В этой «Памятке» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями: 1) разбери слово по составу, определи корень; 2) поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне; 3) подбери родственные (однокоренные) слова с ударением на проверяемом гласном; 4) составь с обоими словами по одному предложению. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала и применения правил.
Анализируя ошибки на безударные гласные в корне слова, учитель может предложить детям самостоятельно выписать из текста письменной работы слова с безударными гласными, поставить в них знак ударения и подобрать однокоренные и проверочные слова. Можно также предложить работу такого характера: учитель читает текст, дети выписывают из него слова и объясняют написание их.
Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки» или «конвертов» со словами, где ими были допущены ошибки. Такие слова учитель должен включать в тренировочные упражнения, творческие и контрольные работы.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после соответствующей подготовки школьников к ее выполнению. Поэтому, прежде чем проводить урок работы над ошибками, нужно проверить письменную работу, выявить типичные ошибки и уже на основании этого предложить детям предварительное задание: повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. Такое задание выполняется до урока работы над ошибками. В этом случае дети придут на урок подготовленными, следовательно, учитель сможет, опираясь на воспроизведенные знания по теоретическому материалу, организовать работу над ошибками в плане закрепления нарушенных правил. Так урок работы над ошибками превращается в урок закрепления, т. е. в работу по формированию у учащихся навыков грамотного письма. Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. Возникают трудности из-за разнородности ошибок и различного темпа работы учащихся.
Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаток» подобрать как можно больше подобных слое написать, запомнить их правописание, под черкнув непроизносимые согласные, и найти к ним проверочные слова, то для правильного написания гласных в корне необходимо подобрать родственные слова, выделить в них корень, написать, поставить ударения в родственных словах и подчеркнуть проверочные слова. Для правописания слов с глухими и звонкими согласными необходимо найти в учебнике и повторить соответствующее правило и выполнить упражнение, подтверждающее это правило.
Не все ученики могут самостоятельно найти правильный путь работы над ошибками. Ведь разнородность ошибок говорит о разном уровне общего развития, способностей и знаний. Часть учащихся, владеющая быстрым темпом, выполняет задания быстрее. Для них необходимо подготовить дополнительный материал (в виде заданий на листочках). Чтобы произвести классификацию ошибок, можно изготовить настенную таблицу «Учет грамотности учащихся». Таблица представляет собой лист плотной бумаги с перечнем фамилий учащихся и пронумерованными графами, имеющими заголовки повторяемого и вновь изучаемого материала. Например, в таблице для II класса графа I названа «Точка в конце предложения», графа 2 «Большая буква в именах», графа 3 «Гласные после шипящих». Последняя графа «Какую работу надо выполнить». Ошибки каждого ученика отмечаются в соответствующей графе независимо от количества ошибок.
Ученики смотрят на последнюю графу и по номеру упражнений определяют свое задание. Таблица вывешивается на следующий день после проведения контрольной работы. Дети горячо обсуждают итоги, помещенные в таблице, не только до уроков, но и после, на другой и на третий день.
Систематический учет грамотности детей полезен и учителю, так как он дает наглядное представление о состоянии грамотности учеников, о различных категориях ошибок, общих для всего класса. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется индивидуальная самостоятельная работа над ошибками по карточке. Каждому ученику рекомендуется повторить соответствующее грамматическое правило. Это правило ученик отвечает учителю либо перед тем, как приступить к выполнению самостоятельной работы. Самостоятельная работа учащихся над ошибками имеет большое значение. При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея в руках задание, которое он должен выполнить сам, не заглядывая в тетрадь соседа и не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по-настоящему учиться, задумываться над написанием слов. При организаций самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.
Учитель, пользуясь тем, что все дети заняты работой, может уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительные разъяснения. Для тех, кто в последней контрольной работе не допустил ошибок, дается дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность: составление рассказов по данным словам, по плану (с включением опорных слов и оборотов), по картине.
Как показывает опыт, при систематической организации самостоятельной работы над ошибками растет возможность уменьшить объем домашних заданий, так как значительная часть материала усваивается во время самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя.
Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.
Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.
КАК НАДО РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
(памятка для ученика)
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.
ПАМЯТКА
1. Перенос слов.
Ма-ленький, малень-кий.
Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.
3. Большая буква в именах собственных. Ленинград название города.
Иванов Сергей Петрович фамилия, имя, отчество.
С Жучкой кличка животного.
4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы гроза, снег снега.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы гриб, шуба шубка.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко солнце; но: опасен опасный.
7. Правописание приставки.
Из садика; но: переход.
8. Разделительные ъ и ь.
Подъезд, въюга.
9. Раздельное написание предлога со словом. В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Ночь ж. р.; мяч м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким;
к лесу (какому?) сосновому.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади 3-е скл., д. п. (по степи).
Читали (о чем?) об улице 1-е скл., п. п., (о земле).
Мечтали (о чем?) о космосе 2-е скл., п. п. (о коне).
13. Безударные личные окончания глаголов. Писать (не на ить, не искл, 1-е спр.) пишет.
Строить (на ить, 2-е спр.) строят. Смотреть (искл., 2-е спр.) смотришь,
14. Глаголы 2-го лица единственного числа. Играешь 2-е л., ед. ч.
Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, учитель приписывает маленькую цифру номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаются две строчки и на последующих строчках (слева) ставится столько «галочек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, первую строчку пропускает, а на второй строчке пишет слова: «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имелись «галочки», выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывает правильность и точность исправления.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: 1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки; 4) составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки; 5) работа с орфографическим словарем; 6) выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.
15