Методика организации и проведения урока изучения нового материала по теме: «И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Рассказ: «Господин из Сан-Франциско» в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Ефременко Е.В., преподаватель
ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»
Методика организации и проведения урока изучения нового материала по теме: «И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Рассказ: «Господин из Сан-Франциско»
в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Тема: И.А. Бунин. Сведения из биографии.
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Изображение «мгновения» жизни. Поэтика И. А. Бунина.
Рассказ: «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования.
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Цель: развивать культуру речи, память, мышление, творческие способности; формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.
Образовательные: углубить и систематизировать знания о личности и творчестве писателя-поэта, познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта-философа; помочь увидеть, как И. Бунин развивает и обновляет отечественные литературные традиции; раскрыть философское содержание рассказа Бунина; активизировать, творчески трансформировать умения речетворческой и коммуникативной деятельности (при помощи творческого пересказа, творческого описания, характеристики явления с помощью художественных средств, выразительного чтения, подготовки выступления); сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”; проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско»; раскрыть философское содержание рассказа.
Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; культуру речи, память, мышление, творческие способности; умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.
Воспитательные: нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни; воспитывать любовь к русской классической литературе, к творчеству И.А.Бунина.
Вид урока: урок
Тип урока: изучение нового материала.
Методическая цель:
1. Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Методы и приемы: наглядный, словесный, работа с текстом, книгой, создание проблемной ситуации, слово преподавателя, исследовательский, частично-поисковый, аналитическое чтение, эвристический, видеометод Технологические приемы: мозговая атака (мозговой штурм), кластер, таблица «ЗХУ», «Дневник», синквейн.
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическое чтение, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная, парная и групповая работа.
Форма работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Межпредметные связи: история, русский язык и культура речи, живопись.
Перечень литературы:
1.«Русская литература XX в.» (учебник), ч. II, под редакцией В.В. Агеносова;
2. «Русская литература XX в. 11 кл.» (учебник), ч.I, II, под ред. В.П. Журавлева.
3. И.А. Бунин. Лирика. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, портрет И.А. Бунина, дидактический материал, презентация, презентации обучающихся.
Оборудование: тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”, эпиграф, листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги А3 для кластеров.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)II. Изучение нового материала (45 мин.)
1) Стадия- Вызов.
2) Стадия- Осмысления (15-20 мин.)
а) Литературно-критическая деятельность обучающихся ()
б) Анализ смысла названия рассказа «Господин из Сан-Франциско» ()в) Работа с текстом. Чтение с остановками. Инструкция для обучающихся по процедуре чтения (мин.)
3) Социализация представлений и защита ответов на вопрос ()
III. Стадия- Рефлексии (7 мин.)
IV. Домашнее задание (3 мин.)
V. Подведение итогов урока (5 мин.)Ход урока:
Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы (если этого не было сделано ранее (до звонка на урок). Желательно не более пяти рабочих групп по четыре-пять человек. Формирование рабочих групп происходит по –разному (например, на 1-2-3-4-5 рассчитались). Должна быть смена групп и спикеров на каждом уроке.
I Организационный момент (3 мин.)Мобилизация внимания обучающихся.
Составление плана урока.
II Изучение нового материала (45 мин.)Для записи темы нового урока место должно быть оставлено, т.к. тему нового урока обучающиеся узнают немного позже.
1) Фаза Вызова (10-15 мин).
Преподаватель: - На ваших столах портрет человека (Приложение №1)
--Давайте подумаем, что можно представить об этом человеке?
--черты его характера,
--в какое время жил,
--место, в котором жил,
--чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит). Если сможете, назовите имя этого человека.
Задание: запишите в тетрадь свои предположения, обсудите их в группе, составьте групповой портрет данного человека, затем, выбрав спикера, озвучьте результат своей работы и прикрепите на доску. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.
Преподаватель:–Вы хотите знать, кто же это на самом деле? Называем—этот человек Иван Алексеевич Бунин.
В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и анализируем их (1 мин).
2) Фаза Осмысления (20-25 мин.)
Преподаватель: --Теперь, когда его имя найдено, давайте запишем тему сегодняшнего урока.
Что-то вы уже знаете о нем.
Задание: заполните таблицу ЗХУ. (Можно предложить использовать при чтении метод «ИНСЕРТ». Приложение №2)
Знаю Хочу узнать Узнал
В течение 3-х минут каждый подумает и напишет на своем листочке все, что всплывет в памяти, когда звучит имя Ивана Алексеевича Бунина. Все свои ассоциации. Теперь поделитесь в группе и объедините вашу информацию в группе. (Идеи записываются каждым обучающимся в свою таблицу индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся «достоянием» общественности и выписываются на доску).
Преподаватель: Давайте попробуем объединить все сведения о И. А. Бунине на доске.
Преподаватель записывает все поступившие сведения от обучающихся.
--О чем бы Вы хотели узнать?
Задание: заполните колонку таблицы «Хочу узнать» (2мин.)
Размышление.
а) Работа с информацией (Приложение №3). Чтение текста с маркировкой.
Задание: прочитайте текст. Разбейте информацию о И.А. Бунине на блоки идей (например: факты биографии, мировоззрение, творчество, особенности и т. д.), по ходу чтения текста выделяя для себя важную, новую, интересную, на ваш взгляд, информацию. Кода текст будет прочитан, поделитесь, пожалуйста, в группе своими впечатлениями. Обсудите в группе и составьте общий кластер на листах бумаги А3. Время выполнения—15-20 мин. Пояснение для групп: если вам кажется, что информация, которая есть у ваших одногруппников, соответствует действительности, новы ее не вспомнили, а сейчас хотите внести дополнения в свой кластер, вы можете это сделать.б) Представление кластеров. Вывешивание их на доску.
в) Можно поработать с кластерами:
Задание: обведите другим фломастером информацию, которая подтвердилась. Новую информацию—другим.
г) Резюме преподавателя.
2. Работа с текстом
Задание: выпишите из текста словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя
Обучающиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания: выразительная живописность, тонкий психологизм, ритмичность прозы, глубокий анализ жизни, традиций, языка, характера, сила воображения, Пушкинская премия, Золотая Пушкинская медаль, Нобелевская премия. Преподаватель: -Почему так важны Пушкинские награды, как это связано с темой урока? (-Сохранение лучших традиций классической литературы).
Какова основная тема всех произведений И.А. Бунина? (– Тема России, Родины).
Вступительное слово преподавателя
Преподаватель: Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик
Литературная судьба Бунина сложилась на редкость счастливо. Он получил признание раньше всего как поэт, стихотворец.
(Стихотворения: «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Одиночество», «Последний шмель», «Не устану воспевать вас, звезды!» «Родина», «Листопад» и др.
Запись темы, работа со стихотворением-эпиграфом, постановка проблемного вопроса урока: доказать, что проза и поэзия И. А. Бунина представляет собой единый текст: «Свои стихи я не отграничиваю от своей прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика… - дело только в той или иной силе напряжения ее».
а) Литературно-критическая деятельность обучающихсяАнализ стихотворений. (Читать стихи выразительно важно, но еще важнее научиться их понимать, анализировать, стремиться постичь их художественное совершенство. Давайте попытаемся это сделать, еще раз прочитав и прослушав стихи И.А. Бунина. Каждая группа зачитывает стихотворение, затем –анализ своего стихотворения. Обучающиеся записывают выводы в таблицу. Приложение №4)
Распределение функций, задания на карточках.
Время работы – 5 минут.
Стихотворение-эпиграф:
Карточка №1
Стихотворение «Вечер» (1909 г.)
Подумаем над вопросами:
Определите тему стихотворения.
Приведите противопоставления в стихотворении. (Название стихотворения и предмет разговора - о счастье; два мира: природа и то, что создано человеком, цивилизацией.)
3. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?
4. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?
5. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.
6. Как вы понимаете это последнее — “Всё во мне”?
7. Что же входит в понятие «счастье» у Бунина?
(«О счастье мы всегда лишь вспоминаем.А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно».) (Выводы. Человеку свойственен максимализм, устремленность к неким идеалам, вымышленным образам. Но это мешает наслаждаться жизнью, каждым неповторимым мигом божественного промысла. Именно жизнь, бытие - и есть самое настоящее чудо, по мнению поэта. И счастье открывается только тем, кто это понимает.
Способность слышать, видеть, чувствовать, в первую очередь, окружающий мир, а не свое собственное «я» - главное для поэта. Внутренний и внешний мир сливаются воедино и образуют гармонию.
Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”).Эта фраза сможет стать ключом к пониманию, к прочтению Бунина. И поэзия, и проза — «в нем». И любовь, и смерть — «в нем». И тайны, и открытия — «в нем». И «живопись», и «звучание» — «в нем». И все это в таком великом равновесии, а это есть суть высокой духовной гармонии, которая обеспечивает удивительную цельность всему творчеству Бунина. Все писательское наследие воспринимается как единый метатекст, в котором все сопряжено со всем в великой красоте и органичности.
Карточка №2
Стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» (1918)
Подумаем над вопросами:
Определите тему стихотворения. Что его роднит со стихотворением «Вечер»?
Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении И.А. Бунина?
(Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья...Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.
Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...)Что слышите вы в полисиндетоне начала стихотворения?
ПОЛИСИНДЕТОН - (рус. многосоюзие) фигура речи: многократное использование союзов (как правило, сочинительных) в предложении для достижения плавности речи, замедления ее темпа или для придания ей большей эмоциональной силы
(Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье).Вы верите, что лирический герой был счастлив в “жизни земной”? Почему?
(Искренность его чувств передаётся не словами, чувства переполняют его:И от сладостных слов не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья... ) Карточка №3
Стихотворение «Не устану воспевать вас, звезды!»
Подумаем над вопросами:
Как автор склонен рассматривать свою судьбу?
Что хочет понять лирический герой?
(Выводы. Сам автор замечает свою особую расположенность к звездам. Свою судьбу он склонен рассматривать как недолгую жизнь метеорита (падучей звезды). Мелькнула она — и нет уже более. А звезды и мечты о постижении их тайн, загадок остались. А потому хочет лирический герой понять, зачем нужна кратковременная человеческая жизнь и бессмысленная смерть). Карточка №4
Стихотворение «Одиночество» (1903 г.)
Подумаем над вопросами:
Какое настроение создает у вас начало стихотворения?
Отыщите в нем строки, которые рисуют осеннюю погоду, и прочитайте их выразительно, сохраняя настроение автора.
Как состояние осенней природы перекликается с настроением лирического героя? Какую драму он переживает? Чем пытается излечить тоску?
Какие обвинения бросает лирический герой бывшей возлюбленной? Прав ли он при этом?
Можно ли было что-нибудь изменить? Что случилось, если бы он «крикнул вослед»?
Какой видится лирическому герою жизнь без возлюбленной?
Вернитесь к началу стихотворения. Как вы теперь воспринимаете фразу героя: «Здесь жизнь до весны умерла»? Как последующее содержание стихотворения раскрывает смысл этих слов?
(Выводы. В этом стихотворении переданы сложные человеческие чувства: отчаяние, некая злость на самого себя, усмешка, и любовь к женщине, и цинизм, и нелепые желания).Карточка №5
Стихотворение «Последний шмель» (1916 г.)
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти. (Печаль, борьба жизни со смертью, автор и жалеет этого шмеля, а с другой стороны, завидует безмятежным и жарким дням.)
2. Почему именно шмель и почему «последний»? (Образ шмеля - поэтическая метафора, лирический герой понимает, что «безмятежным и жарким дням» придет конец. А с началом холодов и жизнь шмеля прекратит свое течение.)3. О чем напоминает И. Бунин в этом стихотворении? (О том, что у человека есть право выбора, человек обладает даром предвидения и предчувствования будущего.)
(Выводы. По существу в стихотворении представлена одна из основных вечных тем в творчестве Бунина - тема жизни и смерти).Преподаватель: Стихотворение «Последний шмель» является ярчайшим примером философской лирики Бунина.
По мнению Бунина, громадная ответственность лежит на человеке - какое место занять в этой жизни. Понимая и осознавая жизнь и смерть, каждый из людей делает свой выбор и встает на сторону тех, кто проповедует жизнь, либо на сторону тех, кто несет с собой смерть. Эти идеи с особой яркостью воплотятся в бунинской прозе. По мнению писателя, главное бремя человека, его ответственность - это знание и вытекающая из знания проблема выбора.
Во многих знаниях сокрыты многия печали. Так Бунин напоминает нам, что человек - существо разумное, и в этом состоит его преимущество перед остальными живыми существами, но одновременно в этом и источник вечной печали.
Самое, наверное, удивительное в творчестве Бунина-поэта и Бунина-прозаика то, что между стихами и прозой можно без труда обнаружить тематическую связь. И сами стихотворения как бы являются продолжением друг друга.
Поэтому интерес к прошлому –явление в творчестве Бунина неслучайное. Всю свою жизнь он мучительно искал ответа на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как она связана с миром?
Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.
Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1915г. Первоначальное название «Смерть на Капри»).б) Анализ смысла названия рассказа
Преподаватель: Заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему? О чем в рассказе пойдет речь?
(Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которойнечем восхищаться. Как можно охарактеризовать такую жизнь?)- В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.
Духовность-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Бездуховность - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, чтобы оставило след в памяти даже близких ему людей.
Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.--Может быть это можно оправдать временем? Что 1915г?
- Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации, где война ведется не ради развития, а ради наживы. Ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность - замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.
Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.
Преподаватель: Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «господин»? С какой интонацией обычно произносят обращение «господин». В каких отношениях находятся люди, употребляющие данное обращение? На что указывает название рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан –Франциско» ? Запишите в тетрадь.
Обучающиеся (примерные ответы) В голосе слышится подобострастие, интонации заискивающие, угодливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя, на отношение к нему окружающих, но и на какую – то безликость, отсутствие лица. Преподаватель: В чем особенности Сан – Франциско как города?
Для начала вспомните, в каком году был написан рассказ? (1915г)
(Обучающиеся (сообщение). Сан – Франциско - крупный, богатый город, жить в нем могли себе позволить немногие. В это время данный город прославился после "золотой лихорадки" гигантским развитием монополий, город захватил всю торговлю на Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в Сан-Франциско произошло большое землетрясение, принесшее много разрушений и страданий).в) Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос-остановка-обсуждение-вопрос. Приложение №5)
Инструкция для обучающихся по процедуре чтения (2мин.)
Проблема: Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа?
Вопросы по тексту Текст Мой комментарий.
1. Как зовут героя рассказа? Его
социальный статус. господин
мистер, барин, хозяин, повелитель, властелин; Нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть.
2. Что мы знаем о жизни героя? Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Помните, что один из способов авторского выражения – ирония.
ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец.
У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир.
"Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония".
Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня.
Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года.
За всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха - внимание к туалету не оставляло "времени для чувств и размышлений". У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным . Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не он сам.
Ирония грустная.
Господин из Сан-Франциско не видит красоты природы. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, но которым он не в состоянии наслаждаться.
3. Выбор корабля Господином.
Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?
В чем смысл названия парохода «Атлантида»?
Капитан: «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой наших пассажиров»
Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»
Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это» Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги.
- Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
4. Смысл образа капитана «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола… и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Похоже на мистику. Дьявол, наблюдающий за пароходом, вернее, один из его учеников.
5. Каким рисует автор портрет господина?
(элементы его портретной характеристики).
"золотые пломбы", "серебряные" усы, лысая голова блестела, как слоновая кость, "остатки жемчужных волос", голова называется «черепом» и др; Вид Господина вполне респектабельный, но какой- то неживой.
6.Что обозначает образ океана в рассказе?
Что же пытается прореветь океан (осудить автор) ?Океан безграничен, бушует, набрасывается на корабль, но даже ему не заглушить звуки оркестра.
жизнь быстротечна
- человеку следует быть самим собой
- многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
7. Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему так мало говорит?
Речь отрывистая, лающая, он не произносит более 2-3 слов.
В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. Все отрепетировано.
8. Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?
наслаждение в путешествии, затем—в ложке супа и глотке вина. Да. Позднее господин начинает ощущать отчаяние, когда подозревает, что жизнь вырывается из-под его контроля: приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасная качка. И сейчас предел его мечтаний – ложка супа и глоток вина.
9. Мечта его жизни – богатство, осуществилась, стал ли он счастливее от этого?
- Почему?
Погода мрачная влияла на взаимоотношения господина с женой (ссоры), болезнь
дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать наслаждение, но и здесь этого не происходит, наоборот, заглавный герой (имя вынесено в заглавие) умирает.
10. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?
Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создает образ главного героя в последние минуты его жизни.
Кто перед нами – еще господин или уже человек?
«.. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание..»“Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Называет его теперь стариком. Ему даруется подлинное общение с природой, которого он был лишен: «звезды глядели на него с неба, сверчок запел на стене».
11.Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая?
-унижения; богатство не спасло;
-не могут
предоставить гроб,
только ящик из-подсодовой (тоже одна изпримет цивилизации);
Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым.
- Таким образом, могущество «господина» оказалось призрачным.
12. Особенность его мировоззрения герой уверен, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.
можно сказать, что Господин преследует определенную цель: попытка героя упорядочить окружающий мир, жить по установленному им же плану оказывается неосуществимой. У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Мир неподвластен господству отдельного человека.
13. Основные его черты самонадеянность и эгоизм ("твердо уверен", имеет "полное право", "надеялся наслаждаться") 14. Каково авторское отношение к герою? И за это, и за прошедшую жизнь, в которой были и жестокая эксплуатация
других людей («Прочь»), и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин, и казнит жестоко, беспощадно
15. Какова роль эпизодических героев рассказа Лоренцо и абруццких горцев? Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии,
модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живет
вечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Франциско
забыли, не успел он умереть.
Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой музыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истинные ценности жизни).- И здесь опять философская основа конфликта, который переплетается с социальным. Показываются бедные и богатые, что деньги отчуждают человека от природы.
- Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?
Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил“. “Человечество навеки запомнило его“, но это слава Герострата: “человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему – то имевший власть над миллионами людей, наделявший над ними жестокостей сверх всякой меры“. В слове «почему – то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни: время все расставляет по местам: даёт бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.
Сообщение обучающегося: «Атлан» - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации. Таким образом, и этот пароход погибнет, Но пока хозяином земного мира остался Дьявол, следящий за деянием «Нового человека». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало?– этот вопрос волнует И.А.Бунина.
- Каков ответ? Есть ли надежда? Проследим по тексту.
Сообщение обучающегося по теме: «Образы, имеющие в рассказе символическое значение».
Символы. Значение символа
Корабль «Атлантида» символ цивилизации
Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.
сам господин олицетворение человека буржуазной цивилизации, символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга.
образ огромного, как утес, дьявола символ надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.
образ капитана, “рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромное идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев “.Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном».
Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
- Какова, по-вашему, основная идея рассказа?
Вывод: Главная проблема – не частная жизнь господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природно-космического начал в жизни. (Формулируют ученики с помощью учителя и записывают в тетрадь)
- Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?
Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.
Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить "живой жизнью", где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.
К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.
Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, — символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершенность, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в ХХ веке.
Социализация представлений и защита ответов на вопрос.
Рефлексия.
- Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты?
Преподаватель: Итак, вернемся к проблемному вопросу урока: доказать, что проза и поэзия И. А. Бунина представляет собой единый текст: «Свои стихи я не отграничиваю от своей прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика… - дело только в той или иной силе напряжения ее».
И стихи, и рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — размышление писателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и ложных ценностях, развенчание иллюзий о всесилии денег и власти, гневный упрек Человеку за его непростительную беспечность перед лицом Жизни и Смерти.
Общий вывод:
И.А. Бунин – русский классик, последователь пушкинских традиций в литературе
Темы бунинской поэзии и прозы – Россия, традиции, быт, природа, суть русского национального характера
В бунинском творчестве поэзия неразрывно связана с прозой, взаимодополняя и углубляя темы и образы
Как поэзия, так и проза Бунина отличаются образностью, яркой живописностью, выразительным языком.
синквейнПервая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. Л.Н.Толстой.
Литература
1. История русской литературы: В 4 т. Литература конца XIX — начала XX века / Ред. К.Д. Муратова. Л.: Наука, 1985. Т. 4.
2. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.
3. Кондратьева А.А. Изучение лирики Ивана Бунина. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
4. Шушакова Г.В. «А счастье всюду...» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
5. Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.
6. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.