КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА»


ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА»
Педагогическиецели научить определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа.
Тип, вид урока Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Планируемые результаты(предметные) Научатся: сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры.
Универсальные учебные действия(метапредметные) Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.
Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству.
Сценарий урока
Этап (элемент)
урока Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущийконтроль
осуществляемые действия формируемые умения I. Организационный момент Фронтальная беседа Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок.
– Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться!
– Проверим готовность к уроку. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность Наблюдение учителя
II. Изучение нового материала.
1. Составление рассказа по сюжетным картинкам Фронтальная работа по сюжетной картинке (с.6),
Задаёт вопросы по сюжетной картинке (с. 6 учебника) с целью выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу».
– Кто находится вверху рисунка?
– В какую игру играют дети, Рассматривают иллюстрацию в учебнике и составляют рассказ о том, в какие игры любят играть дети летом.
– Дети, катающиеся с горки. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осознанно и произвольно строят Работа с сюжетными картинками в учебнике.
игровой момент изображённые внизу рисунка?
– Рассмотрите детей, качающихся на качелях. Кто находится вверху?
– Кто внизу?
– Расскажите о детях на горке. Кто выше всех?
– Кто находится в самом низу?
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 7. Расскажите, как мальчику дойти до школы.
– А как ему дойти до кинотеатра?
Использует фланелеграф или магнитную доску с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и нескольких дорог.
– Молодцы, ребята. Вы помогли мальчику. С вашей помощью он попал к нам на урок и сможет учиться вместе с нами.
(Оставляет на доске фигурку мальчика.)
– Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова, которое поможет вам лучше запомнить направления «лево», «право»:
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право? Где лево? Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал.
– Они строят из песка.
– Девочка.
– мальчик.
– Мальчик в голубом костюме.
– Мальчик в пёстрой футболке и белых шортах.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся словесно описывают путь мальчика, используя слова: вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо.Анализируют стихотворение и отвечают на вопросы учителя речевые высказывания в устной форме.
Используют сюжетные картинки для решения учебной задачи или магнитной доски с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и  нескольких дорог
«Победа!» – раздался ликующий крик.
Где «право», где «лево», узнал ученик.
– Как ученик догадался, где «право», где «лево»?
Проводит физкультминутку.
Тишина стоит вокруг, вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда, делай «раз» и делай «два»
Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Выполняют упражнения для профилактики утомления Наблюдение учителя
2. Формирование навыка определения местоположения предметов в пространстве Фронтальная работа с наглядным материалом Беседа по вопросам о предметах, имеющихся в классе:
– Что выше: стол или стул?
– Кто ниже: Серёжа или Таня?
– Что находится в кабинете вверху?
– Что находится внизу? И т. д.
Прикрепляет на доску различные фигурки.
– Определите, какой (какие) предмет (предметы) расположен слева, какой справа.
Например: на доске грибы и ягоды земляники.
– Что находится слева: грибы или ягоды?
– Что находится справа?
Отвечают на вопросы учителя
Используют наглядный счетный материал для решения учебной задачи Работа с наглядным материалом.
Ответы на вопросы учителя
3. Работа в тетради Творческое задание – Кто изображён на рисунке? Сколько кроликов?
– Кроликов, которые смотрят направо, оставьте белыми, а тех, которые смотрят налево, закрасьте чёрным цветом.
– Дорисуйте морковки так, чтобы у всех кроликов их стало поровну.
Взаимопроверка Работают в тетради № 1 (с. 4, рисунок 2).
Рассматривают иллюстрации в печатной тетради и отвечают на вопросы.
Рисуют морковки по заданию.
Взаимопроверка в парах Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Применяют коммуникативные навыки Работа в печатной тетради
Проводит физкультминутку.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Выполняют упражнения для профилактики утомления Наблюдение учителя
III. Письмо по образцу Задания на развитие внимания, мышления, умения ориентироваться в тетради по клеточкам. Работа в тетради № 1 (с. 4) Задание 1:
– Обведите по контурам флажки. (На первых уроках можно разрешить ученикам обводить фигуры по точечным контурам простым карандашом, но впоследствии этот вид работы выполняется ручкой.)
– Флажки, которые находятся левее, закрасьте красным карандашом, а флажки, которые расположены правее, – зелёным.
Задание 2. Рисование «дорожки»:
Закрашивают флажки цветными карандашами.
Обводят образец по точкам, а затем повторяют его самостоятельно Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Работа в тетради по образцу
IV. Подведение итогов Обобщающая беседа Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективы последующей работы.
– Что нового узнали?
– Что особенно понравилось?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Формулируют полные ответы на вопросы.
Высказывают предположения Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы Разверну-
тые ответы
на вопросы