Урок чтения и развития речи для 5 класса школы VIII вида Бревно С. Баруздин- заучивание наизусть


Урок чтения и развития речи
Класс: 5
Тема: «Бревно» С. Баруздин – заучивание наизусть.
Цель: формирование умения работать со стихотворным текстом; отработка навыка выразительного чтения.
Задачи:
Образовательные: формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов;
Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества такие как: трудолюбие, доброта, отзывчивость.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник чтения, портрет С. Баруздина, пословицы, буквы (с,т,и,х,о,т,в,о,р,е,н,и,е)
Ход урока:
1. Организационный момент.
 Проверка наличия на столах обучающихся учебников.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)
        Мы сюда пришли учиться,
        Не лениться, а трудиться.
        Работаем старательно,
        Слушаем внимательно.
- Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:
Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);
«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя).
3. Проверка домашней работы.
-Ребята, на дом вам было задано прочитать сказку «Счастливые часы» По Е. Пермяку по ролям. Проверка д/з.
4. Сообщение темы и целей урока.
На столе лежат цветные буквы с, т, и, х, о, т, в, о, р, е, н, и, е.
- Составьте слово, которое обозначает небольшое поэтическое произведение в стихах. (Стихотворение)
- Сегодня у нас в гостях стихотворение. Нам предстоит встреча с творчеством С. А. Баруздина. На уроке мы будем читать одно из стихотворений этого писателя, которое называется «Бревно», поговорим о характерах и поступках персонажей этого поэтического произведения, узнаем чему учит нас это стихотворение, заучим его наизусть.
5. Объяснение нового материала.
Знакомство с писателем.
Известный писатель Сергей Алексеевич Баруздин (1926- 1991)посвятил свое творчество детям. В центре его внимания – жизнь детей, их отношения со взрослыми и сверстниками, серьезные и забавные истории, которые с ними приключились. Многие рассказы Баруздина повествуют о военном времени. Рассказывая детям о событиях ВОВ, писатель воспитывает интерес к родной стране и ее прошлому. Очень интересные произведения Баруздина «Про Светлану», «Сказка о трамвае», «Рави и Шаши», «Как Алешка рисовал», и др. Эти книги вы можете найти в нашей школьной библиотеке. А сегодня на уроке мы прочтем одно его произведение под названием «Бревно».
-Предположите, о чём пойдёт речь по названию произведения.
Первичное чтение и восприятие текста.
- А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Бревно». Чтение учителем.
Словарная работа
А сейчас поработаем с неизвестными словами: хилый (хил), полушубок.
Хилый- слабый, болезненный.
Полушубок- короткая, до колен, овчинная шуба.
(чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение – чтение слова полностью, как произносится с ударением)
- Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем стихотворение. Откройте учебники, страница 34.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка  логического ударения.
Анализ стихотворения:
- Кто из трёх путников поступил правильно?
- Почему?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Что бы вы сделали?
- Опишите своими словами внешний вид третьего путника.
- Выберите слова, которые относятся к третьему путнику: ленивый, трудолюбивый, отзывчивый, внимательный, равнодушный.
- А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.
Выразительное чтение вслух (допущенные ошибки исправляются учителем.)
  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
 Работа с пословицами о труде
Прочитать пословицу по номерам слов:
Любишь (1) кататься (2)- люби(3) и(3) саночки(5) возить.(6)
Без(1) труда(2) нет (3)добра.(4)
Много(1) трудился,(2) а(3) толку(4) не добился.(5)
Для(1) добра (2)трудиться(3)- есть(4) чем(5) похвалиться.(6)
Попробуем раскрыть смысл этих пословиц.
Самостоятельная работа
Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами.
Инсценировка стихотворения
(Дети инсценируют стихотворение)
6. Закрепление нового материала.  
– С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
-Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)  
- Какое настроение вызывает это стихотворение?  
- Почему?
-Чему учит автор нас в этом стихотворении?
7. Итог урока.  
-Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере третьего путника, который был и хил, мы должны учиться быть хорошими, трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да)
Наш урок подходит к концу.
- Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: читали, рассуждали, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают)
… Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают)
- Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:
Белых Грише и Яшмулкину Никите  – правильно и выразительно читать стихотворение;
Всем остальным – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.
На этом урок окончен, всем спасибо!