Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, ОС Школа 2100

РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
(175 часов из расчета 5 часов в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК (Образовательная система «Школа 2100») для 2-го класса:
учебником «Русский язык» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.),
рабочей тетрадью к учебнику «Русский язык» (автор Н.А.Исаева),
тетрадью «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (автор Бунеева Е.В.),
«Тетрадью по чистописанию» (автор Яковлева М.А.),
«Орфографической тетрадью» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А.),
пособием для учащихся «Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» (автор Комиссарова Л.Ю.),
методическими рекомендациями для учителя (авторы Бунеева Е.В., Исаева Н.А.).
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Реализация программы основана на следующих принципах:
*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
*деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач).
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Общая характеристика учебного предмета
Разделы «Предложение» и «Текст»
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Во 2-м классе происходит дальнейшее закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно- го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич- ках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Следующий аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Еще один аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Последний аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы [1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?], учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики*. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. [Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Программа «Риторика» (для четырёхлетней начальной школы).]
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» во 2-ом классе являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раз- дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»



– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– дальнейшее овладение родным языком;
– развитие чувства языка
– овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения


2-й класс

правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;
составлять предложения из слов; по данным схемам;
определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;
выбирать заглавие к тексту из ряда данных
выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить корень в группе однокоренных слов;
подбирать однокоренные слова;
находить суффиксы и приставки в доступных словах;
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
находить предлоги в предложении (тексте)
делить слова на части для переноса;
видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
писать предлоги раздельно со словами;
писать большую букву в словах (изученные случаи);
писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
писать буквы проверяе- мых согласных на конце слова;
употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
писать ъ и ь разделительные;
графически объяснить выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Во 2-ом классе на обучение русскому языку отводится 175 ч (5 часов в неделю).
Слово (введение). (7 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (12 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (125 ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениями слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
4) ь и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (18 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
___________
П* - повышенный уровень.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-М КЛАССЕ (175 часов – 5 часов в неделю)
п/п
Название раздела, темы
Всего
часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля


Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
1
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях).
Извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, заглавий и т.п.)



Раздел I. Слово.
7



1.1
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)
1
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звукобуквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П*)
Находить опасные места в словах.


1.2
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)
1



1.3
Как устроен наш язык?
1



1.4
Опасные места в словах русского языка.
1



1.5
Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание.
1

Проверочное списывание.

1.6
Входной диктант.
1

Входной диктант.

1.7
Работа над ошибками, допущенными во входном диктанте.
1




Раздел II. Предложение.
12



2.1
Признаки предложения.
1
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Читать предложения с разной интонацией.


2.2
Составление предложений по схемам.
1



2.3
Признаки предложения. Оформление предложений на письме.
1



2.4
Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.
1



2.5
Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.
1



2.6
Конструирование предложений.
2



2.7
Знаки препинания в конце предложения.
1



2.8
Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.
1



2.9
Что мы знаем о предложении? (Обобщение.).
1



2.10
Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1.
1

Проверочная работа № 1.

2.11
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел III. Текст.
12



3.1
Признаки текста.
1
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П)
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.


3.2
Роль заглавия в тексте.
1



3.3
Связь заглавия и главной мысли текста.
2



3.4
Озаглавливание текстов.
2



3.5
Конструирование текстов.
3



3.6
Систематизация знаний и умений по теме «Текст».
1



3.7
Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2.
1

Проверочная работа № 2.

3.8
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
7



1.6
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?.
1
Вести диалог с автором при чтении текста. (П)
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы. (П)
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.


1.7
Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
1



1.8
Объединение слов в тематические группы.
1



1.9
Конструирование сочетаний слов и предложений.
2



1.10
Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.
2




Раздел I (продолжение)
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
11



1.11
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
1
Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.
Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д.
Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..)
Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
Группировать слова по вопросам.
Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.


1.12
Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.
3



1.13
Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.
2



1.14
Развитие умения подбирать слова-названия признаков.
2



1.15
Закрепление и повторение изученного.
1



1.16
Проверочная работа № 3.
1

Проверочная работа № 3.

1.17
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?.
6



1.18
Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.
2



1.19
Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает?.
4




Раздел I (продолжение)
Связь слов в предложении.
8



1.20
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет.
4



1.21
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
2



1.22
Проверочная работа № 4.
1

Проверочная работа № 4.

1.23
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Слова, к которым нельзя задать вопрос.
8



1.24
Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
1
Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.
Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.
Находить в предложении предлоги.
Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно.


1.25
Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства.
1



1.26
Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
4



1.27
Проверочная работа № 5.
1

Проверочная работа № 5.

1.28
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Части слова. Корень.
4



1.29
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
1
Наблюдать над однокоренными словами.
Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Выделять суффикс и приставку в доступных словах.
Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.
Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.
Группировать слова по заданному признаку.
Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.
Различать оди
·наково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П)


1.30
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
1



1.31
Распознавание однокоренных слов.
2




Раздел I (продолжение)
Суффикс.
5



1.32
Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
1



1.33
Развитие умения находить в словах суффиксы.
2



1.34
Разбор слова по составу. Проверочное списывание.
2

Проверочное списывание.


Раздел I (продолжение)
Приставка.
8



1.35
Роль приставки в слове. Определение приставки.
1



1.36
Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.
1



1.37
Значение приставок. Слитное написание приставок.
1



1.38
Развитие умения различать приставки и предлоги.
3



1.39
Проверочная работа № 6.
1

Проверочная работа № 6.

1.40
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Алфавит.
13



1.41
Закрепление знания порядка букв русского алфавита.
1
Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.
Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.
Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.
Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.


1.42
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке.
6



1.43
Написание слов типа орёл и Орёл.
1



1.44
Упражнения в правописании имен собственных.
2



1.45
Сочинение по картинке.
1



1.46
Проверочный диктант № 1.
1

Проверочный диктант № 1.

1.47
«Пишу правильно». Работа над ошибками в сочинении и диктанте.
1




Раздел I (продолжение)
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.
14



1.48
Написание букв и, у, а после шипящих (повторение).
1
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания.
Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)
Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].
Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
Писать графический диктант. (П)
Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.


1.49
Что такое орфограмма. Орфографическое правило.
1



1.50
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
2



1.51
Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.
1



1.52
Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений.
2



1.53
Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.
1



1.54
Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу.
2



1.55
Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.
2



1.56
Проверочный диктант № 2.
1

Проверочный диктант № 2.

1.57
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Правописание букв ъ и ь.
16



1.58
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
1



1.59
Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине.
1



1.60
Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
1



1.61
Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.
1



1.62
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.
2



1.63
Звук [й'] и его обозначение на письме.
1



1.64
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
2



1.65
Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.
2



1.66
Правописание слов с разделительным ъ.
3



1.67
Проверочный диктант № 3.
1

Проверочный диктант № 3.

1.68
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел I (продолжение)
Буквы безударных гласных в корне слова.
13



1.69
Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.
1



1.70
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
2



1.71
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
2



1.72
Свободный диктант.
1



1.73
Обучение применению правила.
2



1.74
Проверочная работа № 7.
1

Проверочная работа № 7.

1.75
Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне.
1



1.76
Проверочный диктант № 4.
1

Проверочный диктант № 4.

1.77
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1



1.78
Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай».
1




Раздел I (продолжение)
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова.
12



1.79
Оглушение звонких согласных в конце слова.
1



1.80
Знакомство с новой орфограммой.
1



1.81
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
5



1.82
Свободный диктант.
1



1.83
Обучающее изложение.
1



1.84
Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками).
1



1.85
Проверочный диктант № 5.
1

Проверочный диктант № 5.

1.86
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
1




Раздел IV. Повторение.
18



4.1
Текст.
1
Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)


4.2
Повторение. Свободный диктант.
1



4.3
Предложение.
2



4.4
Обучающее изложение.
1



4.5
Слово. Состав слова. Однокоренные слова.
1



4.6
Повторение и классификация изученных орфограмм.
3



4.7
Повторительно-обобщающие уроки. Итоговый контроль.
8

Итоговый тест.
Контрольное списывание.
Итоговая контрольная работа.
Контрольный диктант.

4.8
Заключительный урок.
1





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
__________________
П* повышенный уровень.
Раздел
программы
№ урока
Дата прове-дения урока
Программное содержание
Планируемые результаты





Предметные
Метапредметные и личностные (УДД)


1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звукобуквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П)
Находить опасные места в словах.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника;
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Раздел I.
Слово (7 ч).
2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)




3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)




4

Как устроен наш язык?




5

Опасные места в словах русского языка.




6

Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание.




7

Входной диктант.




8

Работа над ошибками, допущенными во входном диктанте.



Раздел II.
Предложение (12 ч).
9

Признаки предложения.
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Читать предложения с разной интонацией.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- выявлять сущность, особенности объектов.
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- оформлять свои мысли в устной форме.
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


10

Составление предложений по схемам.




11

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.




12

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.




13

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.




14

Конструирование предложений.




15

Конструирование предложений.




16

Знаки препинания в конце предложения.




17

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.




18

Что мы знаем о предложении? (Обобщение.).




19

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1.




20

«Пишу правильно» (работа над ошибками).



Раздел III.
Текст (12 ч).
21

Признаки текста.
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П)
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


22

Роль заглавия в тексте.




23

Связь заглавия и главной мысли текста.




24

Связь заглавия с главной мыслью текста. Основные признаки текста.




25

Озаглавливание текстов.




26

Озаглавливание текстов.




27

Конструирование текстов.




28

Конструирование текстов.




29

Конструирование текстов, предложений.




30

Систематизация знаний и умений по теме «Текст».




31

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2.




32

«Пишу правильно» (работа над ошибками).



Раздел I.
Слово
(продолжение, 125 ч).
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (7 ч).


33

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?.
Вести диалог с автором при чтении текста. (П)
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы. (П)
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
Познавательные УУД:
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


34

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.




35

Объединение слов в тематические группы.




36

Конструирование сочетаний слов и предложений.




37

Конструирование сочетаний слов и предложений.




38

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.




39

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.




Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (11 ч).



40

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.
Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д.
Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?)
Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
Группировать слова по вопросам.




41

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.




42

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.




43

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.




44

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.




45

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.




46

Развитие умения подбирать слова-названия признаков.




47

Развитие умения подбирать слова-названия признаков.




48

Закрепление и повторение изученного.




49

Проверочная работа № 3.




50

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (6 ч).



51

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов.
Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д.
Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..)
Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
Группировать слова по вопросам.




52

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета.




53

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает?.




54

Грамматическая основа предложения.




55

Развитие умения находить грамматическую основу предложения.




56

Развитие умения находить грамматическую основу предложения.




Связь слов в предложении (8 ч).



57

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..)
Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
Группировать слова по вопросам.
Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


58

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.




59

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет.




60

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет.




61

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.




62

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.




63

Проверочная работа № 4.




64

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Слова, к которым нельзя задать вопрос (8 ч).


65

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.
Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.
Находить в предложении предлоги.
Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно.
Познавательные УУД:
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


66

Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства.




67

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.




68

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.




69

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.




70

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.




71

Проверочная работа № 5.




72

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Части слова. Корень (4 ч).


73

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Наблюдать над однокоренными словами.
Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Группировать слова по заданному признаку.
Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


74

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.




75

Распознавание однокоренных слов.




76

Распознавание однокоренных слов.




Суффикс (5 ч).



77

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Выделять суффикс в доступных словах.
Характеризовать роль суффикса в слове.
Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
Образовывать слова с помощью суффиксов.
Группировать слова по заданному признаку.
Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.



78

Развитие умения находить в словах суффиксы.




79

Развитие умения находить в словах суффиксы.




80

Разбор слова по составу.




81

Разбор слова по составу. Проверочное списывание.




Приставка (8 ч).



82

Роль приставки в слове. Определение приставки.
Выделять приставку в доступных словах.
Характеризовать роль приставки в слове.
Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
Образовывать слова с помощью приставок.
Группировать слова по заданному признаку.
Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.
Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П)



83

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.




84

Значение приставок. Слитное написание приставок.




85

Развитие умения различать приставки и предлоги.




86

Развитие умения различать приставки и предлоги.




87

Развитие умения различать приставки и предлоги.




88

Проверочная работа № 6.




89

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Алфавит (13 ч).


90

Закрепление знания порядка букв русского алфавита.
Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.
Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.
Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.
Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


91

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.




92

Развитие умения писать большую букву в именах людей.




93

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.




94

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.




95

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.




96

Развитие умения писать большую букву названиях рек и морей.




97

Написание слов типа орёл и Орёл.




98

Упражнения в правописании имен собственных.




99

Упражнения в правописании имен собственных.




100

Сочинение по картинке.




101

Проверочный диктант № 1.




102

«Пишу правильно». Работа над ошибками в сочинении и диктанте.




Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу (14 ч).


103

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение).
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания.
Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)
Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [ж], [ш], [ч], [щ].
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
Писать графический диктант. (П)

Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника;
- находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


104

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.




105

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.




106

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.




107

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.




108

Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений.




109

Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений.




110

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.




111

Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу.




112

Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу.




113

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.




114

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.




115

Проверочный диктант № 2.




116

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




Правописание букв ъ и ь (16 ч).



117

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания.
Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)
Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], мягкие согласные, после которых нет смягчающего гласного.
Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
Писать графический диктант. (П)



118

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине.




119

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.




120

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.




121

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.




122

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.




123

Звук [й'] и его обозначение на письме.




124

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.




125

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.




126

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.




127

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.




128

Правописание слов с разделительным ъ.




129

Правописание слов с разделительным ъ.




130

Правописание слов с разделительным ъ.




131

Проверочный диктант № 3.




132

«Пишу правильно» (работа над ошибками).








133

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания.
Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)
Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.
Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
Писать графический диктант. (П)



134

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.




135

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.




136

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.




137

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.




138

Свободный диктант.




139

Обучение применению правила.




140

Обучение применению правила.




141

Проверочная работа № 7.




142

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне.




143

Проверочный диктант № 4.




144

«Пишу правильно» (работа над ошибками).




145

Обобщающий урок по разделу (в форме игры «Счастливый случай»).








146

Оглушение звонких согласных в конце слова.
Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания.
Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)
Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
Писать графический диктант. (П)
Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.



147

Знакомство с новой орфограммой.




148

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.




149

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.




150

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.




151

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.




152

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.




153

Свободный диктант.




154

Обучающее изложение.




155

Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками).




156

Проверочный диктант № 5.




157

«Пишу правильно» (работа над ошибками).



Раздел IV.
Повторение (18 ч).
158

Повторение (итоговый тест).
Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)
Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Личностные результаты:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


159

Предложение. Признаки предложения.




160

Повторительно-обобщающий урок. Контрольное списывание.




161

Повторительно-обобщающий урок. Итоговая контрольная работа.




162

Повторительно-обобщающий урок. «Пишу правильно» (работа над ошибками).




163

Повторительно-обобщающий урок. Контрольный диктант.




164

Повторительно-обобщающий урок. «Пишу правильно» (работа над ошибками).




165

Предложение. Признаки предложения.




166

Повторение. Свободный диктант.




167

Предложение.




168

Текст. Письменный пересказ.




169

Обучающее изложение.




170

Слово. Состав слова. Однокоренные слова.




171

Повторение и классификация изученных орфограмм.




172

Повторение и классификация изученных орфограмм. Подбор проверочного слова.




173

Повторение и классификация изученных орфограмм. Упражнение в подборе проверочных слов.




174

Повторение и классификация изученных орфограмм. Упражнение в подборе проверочных слов.




175

Заключительный урок. Игра «Звездный час».












ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проверочное списывание
2

Контрольное списывание
1

Проверочная работа
7

Входной диктант
1

Проверочный диктант
5

Контрольный диктант
1

Итоговый тест
1

Итоговая контрольная работа
1


ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Для учителя:
Бунеева, Е.В., Исаева, Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебнику
«Русский язык», 2 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Презентации к урокам составителем программы выполнены в программе PowerPoint.
На уроках используются аудио записи в формате wave и mp3.
Для ученика:
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса.– Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. Ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Исаева, Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной). – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Фролова, Л.А. Орфографическая тетрадь. 2 класс (к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной), 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Яковлева, М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс (к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева, Р.Н., Бунеевой, Е.В., Прониной). – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
компьютер.
Тематические таблицы по предмету.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315














Иђ Заголовок 115