Методическая разработка урока по теме: Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Пролетарский аграрно – технологический техникум»
Подготовила преподаватель физики ГБПОУ РО «ПАТТ» -
Проданова Зоя Николаевна
Тема урока: Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием исследовательской работы
студентов.
Цель урока:
обеспечить усвоение понятий «испарение» и «конденсации» с точки зрения МКТ, научить применять знания для решения качественных задач;
формировать умение самостоятельной работы, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала.
Задачи урока:
а) предметные:
добиться усвоения учащимися понятия о явлении испарения и конденсации;
продолжить формирование умения учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.
б) развивающие:
развивать мышление;
развивать у обучающихся умения обобщать, сравнивать, анализировать и систематизировать знания из смежных наук;развивать у обучающихся потребность в творческой самореализации, самообразовании.
в) воспитательные
содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений;
формирование умений работать в малой группе, оценивать себя и других;
формирование личностной культуры обучающегося, профессиональных его интересов (организованности, самостоятельности при выполнении заданий). Оборудование для преподавателя:
компьютер и мультимедийный проектор,
одинаковые сосуды с разными жидкостями, две пробирки с водой и блюдце,
раздаточный материал:
таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»,
карточки с заданием для эксперимента.
Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом и водой, ватные палочки, пипетка, стеклянные пластины, веер, опорные конспекты.
Методы урока: лекция с элементами беседы, самостоятельной работой учащихся в группах; проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: география, литература, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули по профессии «Повар, кондитер».
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему
учиться.
Леонардо да Винчи
Организационный момент:
Приветствие;
Проверка готовности к уроку;
Разбить группу на 4 подгруппы.
Мотивация урока:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки. (слайд 2)
Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе.
Сегодня мы будем изучать явления, без которых процесс был бы невозможен, а значит и облик нашей планеты был бы иным.
А знаете ли вы что, с поверхности Мирового океана, составляющего 94 % земной гидросферы, за сутки испаряется около 7 000 км3 воды и примерно столько же выпадает в виде осадков, а береза испаряет 6 ведер, а дуб – 5 ведер воды в день. А знаете ли вы какой объем влаги испаряется с поверхности тела человека? Человек теряет из организма воду испарением с поверхности кожи и испарением из дыхательных путей. При занятиях спортом человек теряет с потом около 1-2 литров жидкости в час. А при длительной физической нагрузке, особенно в жару, выделение воды с потом может достигать 3-6 литров. (слайд 3)
Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Правильно! Об испарении и конденсации, кипении. Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.
Тема урока: «Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение»
Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. То есть цель нашего урока – изучить явление испарения и конденсации, кипение с точки зрения М.К.Т. строении вещества.
Для достижения поставленной нами цели необходимо вспомнить ранее изученный вами материал.
Актуализация опорных знаний
1.В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? (слайд 4)
( твёрдом, жидком и газообразном)
2.Какие виды перехода из одного состояния в другое вы знаете?
(плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, сублимация и десублимация)
3.Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
4.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое.
Формирование новых знаний
Введение понятий «испарение» и «кипение»
Перед вами опорный конспект, учебник, которые нам помогут в течение всего урока. За 2 минуты заполним столбец «Знаю». Напишите тезисы, все, что знаете о парообразовании.
2 минуты на заполнение 2 столбца. Третий мы заполним в конце урока. Моделируем
общую таблицу на доске.( Раздаточный материал «Опорный конспект») (слайд 5)
Начнем рассматривать те вопросы, которые вы выделили. Выведем определения испарения и кипения. (Слайд 6)
Рассмотреть процесс испарения (Слайд 7)
Исследование зависимости скорости испарения от различных факторов (Слайд 8,9,10,11)
Каким образом происходит испарение и от чего это зависит, вы проведете эксперименты, каждая группа должна кратко рассказать ход эксперимента, обозначить оборудование, выводы к которым группа пришла.
Перед началом работы, давайте, проговорим правила работы в группе и во время
выступления. (Карточки для групп с заданием)
Подведем итоги вашего исследования и сделаем выводы (Слайд 12)
Рассмотреть процесс кипения. (Слайды 13,14)
Отметим отличия двух видов парообразования испарения и кипения. (Слайд 15)
Введение понятий «насыщенный пар» и «ненасыщенный пар». (Слайд 16,17,18,19 )Что вы уже нового узнали, запишите в таблицу. (Слайд 20)
Закрепление материала
А сейчас каждая группа получает задание: в течение 5 мин. подготовить мини проект и представитель от команды защищает его. Для этого можете использовать картинки, которые находятся на столе, фломастеры, карандаши. (Слайд 21,22)
Задание 1группы. Нарисуйте сосуд с водой. Изобразите молекулы жидкости, стрелками изобразите направление скорости движения каждой молекулы. Выделите две молекулы у
поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше шансов покинуть жидкость? Какие процессы происходят? Приведите примеры этого явления в природе и в профессии.
Задание 2 группы. Нарисуйте сосуд с водой только с плотно закрытым сосудом, наполовину наполненным водой. Изобразите молекулы жидкости, стрелками изобразите направление скорости движения каждой молекулы. Выделите две молекулы над поверхностью, скорости которых направлены во внутрь. Какие процессы происходят? Приведите примеры этого явления в природе и в профессии.
Задание 3 группы. Нарисуйте сосуд с водой, который нагревается. Изобразите молекулы жидкости, стрелками изобразите направление скорости движения каждой молекулы при нагревании. Какие процессы происходят? Приведите примеры этого явления в природе и в профессии.
Задание 4 группы. Нарисуйте сосуды с жидкостью. Изобразите молекулы воды и пара, стрелками изобразите направление скорости движения молекул жидкости и пара, показывающие динамическое равновесие и неравновесие. Какие процессы происходят? Приведите примеры этого явления в природе и в профессии.
Домашнее задание: § (Слайд 23)
Ответить на вопросы: 1)Каково назначение сквозных отверстий, которые оставляет пресс-подборщик, прессуя сено?
2) В блюдце и в стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему?
3) Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя или торфа?
7. Рефлексия (Слайд 24)
Перед вами лежат фигуры красного, синего и желтого цвета, при помощи которых я узнаю об оценки своего урока и как вы поняли сегодняшнею тему урока.
Кто понял и запомнил материал урока поднимите красный квадрат,
Кто понял но запомнил не все – поднимите синий овал,
Кто не понял и ничего не запомнил- поднимите желтый прямоугольник.