Технологическая карта урока по географии на тему Стороны горизонта в рамках районного этапа конкурса Учитель года
Технологическая карта урока
Предмет: географияКласс: 5в класс МБОУ "Лицей № 116" Вахитовского района города КазаниТип урока: урок «открытия» нового знания
Дата: 19 января 2016 года
Учитель: Пономарева Расима Идрисовна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского района города Казани
Тема Стороны горизонта.
Цель Формирование представлений о горизонте, направлениях, ориентировании.
Задачи Образовательные:. Сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными); учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться.
Развивающие: развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы, дополнять, сравнивать.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, уважения к одноклассникам.
УУД ЛичностныеУУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Регулятивные: умение самооценивания, применение методов информационного поиска, проектирование маршрута преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
Коммуникативные УУД: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, вступать в диалог и вести его.
Познавательные УУД: умение находить основные и промежуточные стороны горизонта
Планируемые результаты Предметные: Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», научиться определять стороны горизонта.
Личностные: становление основных умений принятия новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний; определение знаний и незнаний в мотивации познания нового.
Метапредметные: Умение анализировать текст учебника, сравнивать полученные результаты с информацией полученной после просмотра видеофильма; выделять главное; оценивать себя и других; расширение своего кругозора; работать по плану; устно выражать свои мысли.
Тенологии Игровые, здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно - коммуникационные.
Основные понятия Горизонт, линия горизонта,основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование
Приборы компас
Межпредметные связи астрономия
Ресурсы:
Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин География. Начальный курс, атлас, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, картинки с рисунками, распечатанный материал к уроку, видеофильм
Формы урока Ф - фронтальная, П – парная, Г – групповая
Структура и ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент.
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд.3. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Доброе утро! Я рада вас приветствовать уважаемые учащиеся и гости!
Меня зовут Расима Идрисовна Пономарева. Сегодня я у вас проведу урок географии.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне. Хорошего вам дня!
Нас ждет очень интересная тема. Предстоит много работы. Я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Пожелайте себе и своим одноклассникам удачи!
В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,Так скорей друзья за дело.
Приветствие учителя (умение слушать: К), подготовка к уроку (самоорганизация: Л).
Ученики взялись за руки и желают себе и своим одноклассникам удачи (способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников: К)
Мотивация к учебной деятельности.
Постановка целей и задач.
Слайд 4.
Актуализация знаний.
Слайд 5.
Слайд 6. Учитель предлагает вниманию видеомульфильм о сторонах света.
1 мин.20 сек.
После просмотра организует обсуждение:
- Дети, кто из вас любит путешествовать?
- Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? - - - Как находят путь путешественники?
Беседа (определение темы и цели урока)
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? Сможете ли вы назвать тему нашего урока?
А что Вы знаете по данной теме?
А хотите ли вы узнать подробнее?
Итак, тема урока: Стороны горизонта. Запишем в в маршрутный лист.
Поставьте цель на уроке.
Что я хочу узнать?
Чему я хочу научиться?
Поделитесь своим мнением сначала в паре, затем в группе.
Как будем решать поставленные задачи? Просмотр мульфильма.
Учащиеся предполагают, высказывают свое мнение. Демонстрируют знания.
Высказывают свои точки зрения (умение слушать и вступать в диалог: К)
Знание учащихся о сторонах горизонта– опыт.В ходе обсуждения учащиеся делают вывод о необходимости знаний об ориентировании на местности, определяют тему урока (самоопределение: Л)
и ставят цель работы «определять стороны горизонта» (постановка учебной цели: Р; выделение и формулирование познавательной цели: П).
Учащиеся высказываются по вопросу организации работы на уроке. Составляют план работы. (Р, К)
1.Работа с текстом учебника и атласом в группе по 4 ученика.
2.Заполнение маршрутного листа каждым учеником.
3.Обсуждение в группе.
4.Отчёт групп.
5.Оценивание групп.
Организация самостоятельной деятельности.
Слайд 7.
Слайд 8-13.
Физкультминутка
Слайд 10.
Закрепление изученного материала
Слайд 15.
Работа в группах: Используя текст учебника параграфа 16 с.78-79 и в атласе информацию на с. 18-19.
Решаемая проблема: Почему нам надо знать стороны горизонта?
Группа 1
Что называют горизонтом? Где можно увидеть горизонт?
Группа 2
Объясните, что такое линия горизонта. Может ли горизонт расширяться? При каких условиях?
Группа 3
Какие бывают стороны горизонта?
Группа 4
Что такое ориентирование?
Группа 5
Какие есть способы ориентирования на местности?
Представление материала группами, обобщение, обсуждение.
Учитель корректирует выступления групп. Задаёт вопросы
Вопросы для всех групп:
Можно ли дойти до горизонта?
Почему нельзя дойти до линии горизонта?
Если мы знаем стороны горизонта, можно ли определить своё местоположение?
Укажите, в каком направлении вы будете возвращаться домой, если известно, что в поход вы шли в северном направлении.
Что такое компас?
.
Решили ли мы поставленную проблему?
Более подробно об ориентировании вы узнаете на следующем уроке.
Молодцы.
«Игра на внимание»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Нам за парты сесть вели.
Через какие стороны горизонта летел лепесток?
1. Конэрс (Углы). (Задания на карточках).
- А сейчас я вам раздам карточки с заданием на определение сторон горизонта. Ответы висят на стене, вы должны правильно определить сторону горизонта и найти свой угол в классе с правильным ответом. 15 сек. на обдумавание.
- Сначала обведите свой ответ на маршрутном листе под номером 4. 10 сек.
- А теперь, идите к вашему ответу. 20 сек.
- Проверим, правильно ли вы выбрали?
Читают, обсуждают в группе.
Примерные ответы учащихся:
1.Видимое глазом пространство. На открытой местности. Если двигаться вперёд, то линия горизонта будет всё время удаляться
2. Линия горизонта – это воображаемая линия, ограничивающая горизонт. Да, если подняться на определенную высоту
3.Четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Сокращённо стороны горизонта обозначают заглавными буквами: север — С, юг — Ю, восток — В, запад — 3. Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные: северо-запад (СЗ), северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ), юго-запад (ЮЗ).
4. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
5. Ориентироваться на местности можно разными способами: с помощью приборов, например компаса, по звёздам, а также по местным признакам: деревьям, муравейникам, годовым кольцам на пнях и др.
Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Р: составление плана и последовательности действий
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
К: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждение проблемы; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.
После обсуждения, группа выступает по своему вопросу, остальные слушают и заполняют маршрутный лист. (Л., К)
Делают зарядку, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)
Учащиеся обдумывают и находят свой ответ, выбирают свой «угол». (Л)
Находят пару себе и спрашивают друг друга почему он выбрал этот ответ.(обсуждают причины своего выбора: К)
Отвечают почему они выбрали этот ответ. (Р) Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Обмениваются полученной информацией (П)
Взаимопроверка и оценивание. (К,Л)
Домашнее задание.
Слайд 23.
Рефлексия.
Слайд 24. Параграф 16
Стр. 80 вопросы 4, 7 устно, выучить термины
Творческий сундучок:
Нарисуйте свой рисунок, чтобы было видно линию горизонта.
Подготовьте сообщение об истории появления компаса.
Подготовьте сообщения о любом из способов ориентирования.
Придумать игру по теме.
Сделать самодельный компас (лист бумаги, иголка, ника, магнит)
Мне также хочется знать, что вам больше всего понравилось на уроке, что вызвало у вас удивление.
Напишите кратко свои впечатления об уроке.
Заполните лист самооценки.
Лист самооценки
ученика _______________________
Приложение.Записывают домашнее задание , а из творческого сундучка одно задание на выбор (К, Л).
Пишут на листочках. Обобщают и формулируют понятия.(Р). Формулируют вывод.(Р,Л)
Самооценка (Л).
Итог урока.
Слайд 25. Билет на выход.
На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов! Спасибо всем!
Свои впечатления (термометр настроения) об уроке оставьте у Мудрой Совы. Приводят своё рабочее место в порядок.
Лист самооценки учащегося 5 класса _____________________________________________
Какую оценку ты бы себе поставил за урок? __________________________________________________
Я узнал _________________________________________________________________________________
Мне понравилось_________________________________________________________________________
Всё ли тебе удалось выполнить: ДА / ЧАСТИЧНО / НЕТ (выбери ответ и подчеркни его).
Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
715708589662000