Конспект урока по русскому языку на тему Подлежащее и сказуемое (3 класс)


Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) Курбатова Алла Егоровна
Предмет Русский язык
Класс, профиль класса/группа, количество человек 3 б класс, 21 человек
Продолжительность урока (занятия) 45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Основные: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык. Учебник для 3 класса, 1 часть «Вентана-Граф», 2012г. Дополнительные: компьютер, проектор, презентация
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Применение знаний и способов действий. Окружающий мир, литературное чтение.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В 3 б классе 21 человек.9 девочек и 12 мальчиков. У детей большой познавательный интерес, высокая активность и работоспособность. Качество знаний по предмету 64%. Дети умеют анализировать, сравнивать, работать по плану, применяя памятки и алгоритмы. При решении проблемных ситуаций высказывают свои предположения, находят ответы в словарях, энциклопедиях, интернете. Проявляют высокую заинтересованность в результатах своей работы. В классе 5 человек интеллектуально одарённых детей. Большинство учеников в классе - это аудиалы и визуалы, но есть и кинестетики. 3 человека в классе испытывают затруднения в учебной деятельности. С ними проводится определённая индивидуальная работа.
Цели урока/ занятия
Способствовать развитию умения находить в предложении грамматическую основу; определять какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое
Задачи урока/ занятия
Образовательные: имеют представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; находят грамматическую основу предложения, определяют какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. Развивающие:- развивают умение составлять предложения. Совершенствуют умение самоанализа работы.
-расширяют учебно-познавательные интересы;
-стремятся к улучшению результатов учебных действий.
Воспитательные: - проявляют интерес к родному языку, испытывают чувство гордости за то, что мы являемся носителями русского языка;
-осуществляют самоконтроль при выполнении заданий;
-имеют адекватную позитивную оценку;
- понимают и осознают необходимость выполнения школьных правил.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Познавательные УУД: умеют находить в простом предложении грамматическую основу;
высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, выбирают решения из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор; действуют по алгоритму, образцу. Коммуникативные УУД: умеют взаимодействовать при работе в парах, умеют договариваться, находить общее решение;
используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия. Личностные УУД: овладевают умением самостоятельно делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.
Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока (занятия)
Этап Цели фазы и этапа Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заим ствованныйПодробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных це\лей.
Инициация
Определение ожиданий и опасений Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки 1-2 мин
3 мин. Метод «Приветствие»
Метод «Дерево ожиданий» Заимствованный
Заимствованный, изменённый Цель: Создание доверительной демократической, располагающей
атмосферы.
Ученики: Все обучающиеся
Время проведения: 2 м.
Необходимые материалы: нет
Проведение: все участники становятся в круг, берутся за руки,
обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга,
демонстрируя свое доброе отношение друг к другу
Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.
Ученики: весь класс.
Время: 3 мин.
Необходимые материалы: Вырезанные из бумаги жёлтые и красные листочки.
«Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на дерево. «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)
-Как вы понимаете эти слова?
-А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте стать сильнее в знаниях!
Дети объясняют значение этой фразы.
Да, хотим.
-Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на желтых листочках, а свои опасения от урока на красных. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком.
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя и друг друга;
-мотивационная основа учебной деятельности;
-соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания;
-способность принять решение в социальном выборе
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий. Личностные
-мотивационная основа учебной деятельности;
-реально оценивать свои возможности и достижения
- Коммуникативная
владение способами внутригруппового взаимодействия
Учебно- познавательные:
учатся оформлять свои мысли письменно. Величина успешности в виде листочков жёлтого и красного цвета была определена в начале урока в процессе АМО «Приветствие», «Дерево ожиданий», и в ходе всего урока мотивировала каждого вносить свой индивидуальный вклад в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Фаза 2 «Работа над темой» Закрепление изученного (домашнее задание)
Проработка содержания темы
Сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. 
Усвоение материала, развитие ЗУНиК20 мин.
12 мин. Метод «Мозговой штурм»
Метод «Составление кластера»
Заимствованный, но измененный
Заимствованный, но измененный Цель– организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
Ученики: весь класс.
Время: 20мин.
Необходимые материалы: нет
Коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
На партах у вас листы успеха урока, которые мы будем заполнять в течение урока.
-Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь пропущенные гласные:
М*лина,*стров, инт*ресный, П*лёт, з*л*тая, ос*нь, н*ступила, ж*лтый.
-Кто ни разу не ошибся? Молодцы!
-В листах успеха отметьте как вы работали.
-Используя эти слова, составьте предложение по нашей картине. Слайд 1.
Наступила золотая осень.
Дети составляют предложение и записывают его на доске и в тетрадях.
Докажите, что это предложение.
Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку.
-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации.
Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное.
Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения.
-Прочитайте предложение без первого слова?
-Прочитайте предложение без второго слова?
-Прочитайте предложение без третьего слова?
-Без каких слов нельзя обойтись?
-Какую роль они будут играть в предложении?
Золотая осень.
Наступила осень.
Наступила золотая.
Наступила осень.
Главную роль.
-О чём говорится в этом предложении? Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится об осени? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе – это грамматическая основа предложения.
-Что мы сейчас с вами сделали?
Об осени.
Именем существительным
Осень (что сделала?)
Осень наступила.
Разобрали предложение по членам предложения.
Для этой картины я подобрала стихи.
Кто автор этих стихов? Слайд 2.
А. Пушкин.
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…
-Скажите, любит ли автор стихотворения, автор картины это время года?
-Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже любим это время года.
Мы любим золотую осень.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое может быть выражено глаголом.
-Молодцы! Сейчас отметьте в своих листах успеха, как вы выполняли это задание.
-Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим памятку. Листочки, на которых будем заполнять памятку желтого цвета. Работать будете вдвоём.
-Если затрудняетесь, то откройте учебники на с.146.
-Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть.
- Расскажите всё о подлежащем.
- Расскажите всё о сказуемом.
-А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих листах успеха.
Дети рассказывают о подлежащем.
Дети рассказывают о сказуемом.
Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
Работа в парах: с.146 №3.
Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, пользуясь составленным алгоритмом.
Взаимопроверка и проверка. Регулятивные УУД
Осуществляют личностную рефлексию.
Познавательные УУД.
На основе анализа объектов делают выводы.
- Познавательные, включая общеучебные и логические
-выделяют существенные признаки, делают вывод
-понимают инструкцию
- Знаково-символические
-абстрагируют от картинки к модели
-вырабатывают каллиграфический почерк
- Коммуникативные
-оформляют свою мысль в устной речи
Познавательные УУД.
Выявляют особенности объектов.
Познавательные УУД
Представляют информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
Умеют работать в паре.
Регулятивные УУД
Осуществляют личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные
-стремятся оказать помощь друг другу
- соблюдают нормы поведения и правила при в работе в парах ;- Регулятивные, включая действия саморегуляции
-сохраняют учебную задачу
-работают по алгоритму
-осуществляют взаимоконтроль выполненного задания
Информационная
- использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов;
-высказывать суждения по результатам сравнения;
Учебно-познавательная
Умеют выразительно читать стихи.
Учебно-познавательная
Находят грамматическую основу предложения.
Учебно-познавательная:
Правильно определяют части речи
Учебно-познавательная
-контролируют свои учебные действия
- сопоставляют свою оценку с оценкой одноклассника
- Коммуникативная
-осуществляют продуктивное взаимодействие
- Социальная
-овладевают навыками сотрудничества
-учатся, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций
Учебно-познавательная:
. Формулируют правило, опираясь на проведённую работу.
- Информационная
- понимают инструкцию и выполняют действия по инструкции
- Коммуникативная
-владеют способами межличностного взаимодействия
- Социальная
-руководствуются выработанными в классе правилами межличностного взаимодействия
-управляют проявлениями своих эмоций
Визуализация урока была обеспечена презентацией осеннего пейзажа и стихами А.С. Пушкина.
Комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач решался при проведении АМО «Мозговой штурм»
Закрепление изученного материала по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. » осуществляется в ходе парной работы. Эффективность и мотивация работы в парах обеспечивается в процессе АМО «Кластер».
При работе в парах учащиеся побывали в роли учителя, что повышает ответственность и результативность.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Эмоциональная разрядка
(разминка)
Рефлексия
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения 3 мин.
5 мин Упражнение «Комплименты»
Заимствованный
Заимствованный Электронные физминутки для глаз
Слайд 3
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.Время: 5 мин.
Численность: Все ученики
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.
-О чём же мы говорили на уроке?
-Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?
А теперь скажите что с вашими опасениями, их можно убрать? Давайте их уберём.
-А ожидания от урока совпали?
-Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях?
-Я рада, что там много зелёного и синего цвета.
А теперь станьте в круг, поблагодарите друг друга за урок , пожелайте дальнейших успехов.
-Д/З Запишите ещё несколько предложений об осени. Спасибо за урок! Личностные
-мотивационная основа учебной деятельности;
-реально оценивают свои достижения
- Коммуникативные
-слаженное взаимодействие в паре
-умение договариваться
Регулятивные УУД
Осуществляют личностную рефлексию.
Информационная
-используют знаково-символические средства (листочки жёлтого и красного цвета) для представления информации
- Коммуникативная
- осуществляют продуктивное взаимодействие
- Социальная
- развивают навыки сотрудничества
-учатся, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций
-управляют проявлениями своих эмоций Эмоциональность АМО «Электронные физминутки для глаз» с музыкальным сопровождением позволила учащимся отдохнуть от активной интеллектуальной работы.Все этапы урока сопровождались само- или взаимооценкой и коррекцией результатов работы. Игровая сюжетная линия урока русского языка, содержательные динамичные АМО, проведённые на уроке, обеспечили достижение запланированных результатов обучения, развития и воспитания, в том числе нравственного
(АМО «Комплименты»)
Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
Использование технологии АМО позволяет активизировать познавательную, аналитическую и рефлексивную деятельность учащихся при закреплении знаний. Только интерактивность, практическая направленность, игровые сюжеты, разнообразные коммуникации способны повысить интерес к тому, что уже известно.
Использование АМО создаёт условия совершенствования УУД на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Формированию личностных УУД способствовали АМО «Приветствие», «Мозговой штурм», «Кластер», «Комплементы», на всех этапах и через все АМО шло развитие регулятивных и коммуникативных УУД. Деятельностный подход, системная работа на предыдущих и последующих уроках, регулярное использование активных методов обучения способствует эффективному формированию УУД и реализации требований ФГОС.
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены). Предметные результаты: на проведённом уроке учащиеся закрепили умение находить в предложении грамматическую основу, определять какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. На всех этапах урока в ходе парной , индивидуальной, фронтальной работы учащиеся показали хорошие и отличные знания. В ходе выполнения практической работы (АМО «Кластер») обобщили изученный материал и составили памятку, которой пользовались при выполнении упражнения
Метапредметные результаты обучения, воспитания, развития и социализации: на уроке учащиеся использовали знаково-символические средства (листочки жёлтого и красного цвета) для представления информации, следовали алгоритму при выполнении упражнения. Сравнивали общие и специфические свойств объектов; высказывали суждения по результатам сравнения. Старались критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия, обнаруживать свои трудности в выполнении действия. Осуществлялось продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса, развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учащиеся проявили высокий познавательный интерес при выполнении предметных заданий.
Цель и задачи урока реализованы, запланированные результаты достигнуты.
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
Создание доброжелательной атмосферы в начале урока благотворно отражается на нравственном развитии детей. Чувство локтя при работе парами, доверие снижали напряжённость при интеллектуальной деятельности. Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка.
Самостоятельная работа на уроке (парная, индивидуальная, коллективная) предполагает планирование, контроль и оценку. На уроке учащиеся были настойчивы в достижении поставленной цели. Рефлексия показала, что. в основном, учащиеся адекватно оценили величину своей успешности.
Приоритет позитивных воздействий над негативными, приоритет динамических АМО понижает утомляемость школьников. Музыкальное сопровождение на этапе разминки, чудесный осенний пейзаж на этапе вхождения в тему, замечательные стихи А. Пушкина на этапе проработки темы создают в классе эмоционально-комфортную атмосферу, что является непременным условием здоровьесбережения учащихся.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
Урок применения и закрепления знаний на тему «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое» построен таким образом, чтобы на нём увлечённо работали все учащиеся. Акцент сделан не только на содержании заданий, но и на повышение мотивации и рефлексии каждого этапа урока, что активно развивает личностные и регулятивные универсальные действия. Приоритетная форма организации деятельности на данном уроке – парная и индивидуальная самостоятельная работа с последующим обсуждением и проверкой её результатов.
Методическая ценность урока/занятия
Анализ подготовленного и проведённого урока с использованием описанных выше методов активного обучения показал, что получилась универсальная технологическая карта урока, которую можно применить для любого предмета в начальной школе при закреплении и обобщение учебных тем, заменяя только содержание учебного материала. Мною по данной схеме были проведены несколько уроков в 3 и 4 классах.
Дополнительная информация
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. 1.Класс оснащён мультимедийной установкой. Поэтому на уроке были использованы эти ресурсы кабинета.
2.Раздаточный материал: листочки красного и жёлтого цвета.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). 1.Русский язык. 3класс. Технологические карты уроков по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Автор- составитель Н.Н. Кузнецова.
2.Электронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
3.Интернет-ресурсы. Картина осени , портрет А.С. Пушкина, «Электронные физминутки для глаз».