Урок 11 класс Борьба за существование
Дата ______________
Поурочный план 11 класс
Тема: Борьба за существование и естественный отбор
Задачи: - рассмотреть виды борьбы за существование и естественного отбора, значение их в природе и жизни человека
- развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;
Оборудование: учебник, схема, презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку; Настрой на восприятие темы урока; озвучивание цели и темы урока
II. Проверка актуализации знаний учащихся
Фронтальный опрос по теме: Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства
III. Объяснение нового материала
Цель: рассказать о борьбе за существование, ее формах.
Цель учащихся: внимательно слушать учителя; записывать новые термины в тетрадь
План:
1.Борьба и ее причины возникновения
2. Внутривидовая борьба
3. Межвидовая борьба
4. Борьба с абиотическими факторами
Как вы изучали уже раннее Ч. Дарвин выдвинул 3 движущие силы эволюции, одной из которых является борьба за существование. Борьба за существование является следствием причин: неограниченной способности живых организмов к размножению; ограниченности природных ресурсов.
Под борьбой подразумевается столкновении прямое , приводящее к вытеснению одних из них. Это весь комплекс сложных взаимоотношений между организмами , включающее и взаимопомощь , и пассивную конкуренцию , и весь спектр симбиотических отношений . Традиционно борьбу подразделяют на 3 вида: внутривидовая, межвидовая и борьба с абиотическими факторами .
Внутривидовая борьба. Протекает между особями одного вида. Существуют три основных направления внутривидовой борьбы: борьба за пищу, за внимание самки, за территорию.
Примером могут служить это брачные турниры оленей или других животных. Рис 47.
-конкуренция растений за свет в сосновом или еловом лесу. Считается что это самая острая форма в которой погибает больше всего особей. Этот вид борьбы у многих зверей появляется еще до рождения. У многоплодных зверей например кошки собаки мыши детенышей в одном помете обычно несколько , они не одинаковы отличаясь и по весу и по размеру. Это говорит о том , что уже на эмбриональном уровне ( то есть когда детеныши находятся еще в утробе матери) они конкурируют за питательные вещества поступающие из организма матери. Те детеныши которым достается больше питательных веществ и чье развитие идет быстрее , они имеют больше шансов родиться здоровыми и сильными.
После рождения конкуренция возрастает. Например птенцы конкурируют за пищу принесенную родителями. Чем больше детенышей у одной пары тем острее протекает борьба за существование, тем больше погибших детенышей. Этот механизм препятствует перенаселению.
Борьба за территорию : чем больше особей одного вида на территории тем выше смертность.
Межвидовая борьба существует между особями разных видов. Классическим примером служат взаимоотношения хищник-жертва (волк заяц, кот мышь). Это самые разнообразные и многоплановые взаимодействия. Сюда относятся:
- и отношения паразитов с хозяином,
- конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях, например, разных видов антилоп в саванне.
У растений такой вид конкуренции ярко выражен у систематически далеких групп. Так, в лесу конкурируют лиственные и хвойные растения (сосна и береза), а на лугу однодольные и двудольные (клевер и пырей ползучий). Принято считать, что борьба за существование острее протекает между близкородственными видами, нуждающимися в сходных условиях. Ведь они конкурируют не только за пищевые ресурсы, но и за территорию.
Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Например, самцы многих видов (петухи, жуки, собаки, кошки, моржи) устраивают турниры. Многие животные сражаются за территорию (медведи, львы). В результате бескормицы (щуки) или в силу других причин (смена вожака в прайде львов) взрослые особи уничтожают молодняк своего же вида.
Косвенная борьба происходит без открытых столкновений. Так конкурируют виды птиц, самцы которых призывают самку пением. При заселении мест гнездования у перелетных птиц может и не возникать открытых столкновений. Самым «быстрым», раньше вернувшимся с зимовки, достанутся лучшие участки. Еще больше примеров внутривидовой косвенной борьбы у растений. Так, ветроопыляемые виды продуцируют больше легкой пыльцы и вытесняют своих сородичей, у которых пыльцы оказалось недостаточно. А при опылении насекомыми преимущество получают самые привлекательные для насекомых опылителей цветы.
Включает в себя все сложные и разнообразные взаимоотношения организмов с окружающей его средой. Это борьба за выживание в природных катаклизмах (наводнение, ранние заморозки, продолжительный снегопад, выброс вулканических газов и т. д.); приспособление к резкой смене суточных температур в горных районах; к сезонным изменениям (сброс листвы, спячка или линька); адаптация к истощению почвы или избытку в ней какихлибо элементов, избыточному или недостаточному увлажнению и мн. др. Таким образом, в ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Острее всего протекает внутривидовая борьба, а две другие формы зачастую усиливают ее. Не происходит 100%ного уничтожения всех особей с неблагоприятными признаками. В результате случайностей часть из них всетаки сохраняется и оставляет немногочисленное потомство. Борьба за существование приводит к естественному отбору.
IV. Закрепление новой темы
Заполнить таблицу – формы борьбы за существование
V. Домашнее задание
Учить параграф 18 -19