Тема урока: Борьба за существование и естественный отбор
Урок № 5
План конспект урока по теме: Борьба за существование и естественный отбор.
Цель: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.
Задачи:
Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды
Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, уметь оформлять план - конспект, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам.
Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.
Оборудование:
Подготовительная работа: были заранее подготовлены учащиеся с определенными темами мультимедийных презентаций.
Ход работы
Дата Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
04.10 Орг.момент
(1 мин) Приветствие учащихся, проверка посещаемости. Приветствие учителя.
Изучение нового материала
(30 мин)
Рассказ
Проблемный
Рассказ
Частично-поисковый
Рассказ
Итак, сегодня мы продолжаем с вами изучать естественный отбор, сегодня более подробно разберем борьбу за существование.
Цель нашего урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.
Проблема урока.
Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)
О каких чудесах природы говорится?
На вопрос урока ответим, изучив тему урока.
Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.
Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа или презентацию выступающих. В конце урока мы ее проверим.
№ Название вида борьбы Причины, вызывающие данную форму борьбы Конкретные примеры
1 Межвидовая Конкурентные отношения: борьба за корм Хищники - жертва
орел, волк, лиса
заяц
2 Внутривидовая Конкурентные отношения: за место обитания Если растение заняло место с оптимальными условиями для жизнедеятельности, то другим растением оно не может быть занято
3 Борьба с условиями жизни Адаптация к условиям обитания для существования Защитные покровы тела – хитин у наземных членистоногих, развитие слоя подкожного жира у белых медведей; длинный корень у пустынных растений (верблюжья колючка);различные типы окрасок и форм подражания у животных
В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножению других - естественного отбора.
Естественный отбор - процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции.
Затем учащиеся по ходу урока проводят свою презентацию.
И делают вывод.
Учащиеся предлагают разные версии.
Заполняют таблицу.
Слушают
Показывают презентации
Закрепление
(13 мин) Проводится беседа по заполненной таблице.
Заполните таблицу "Сравнение естественного и искусственного отбора".
(Приложение 2).
Отвечаем на проблему урока: Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы. в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов!
Домашнее задание П.5 с 27-28 Записывают в дневник
Приложение 1
№ Название вида борьбы Причины, вызывающие данную форму борьбы Конкретные примеры
1 Межвидовая Конкурентные отношения: борьба за корм Хищники - жертва
орел, волк, лиса
заяц
2 Внутривидовая Конкурентные отношения: за место обитания Если растение заняло место с оптимальными условиями для жизнедеятельности, то другим растением оно не может быть занято
3 Борьба с условиями жизни Адаптация к условиям обитания для существования Защитные покровы тела – хитин у наземных членистоногих, развитие слоя подкожного жира у белых медведей; длинный корень у пустынных растений (верблюжья колючка);различные типы окрасок и форм подражания у животных
Приложение 2
Сравниваемы признаки Естественный отбор Искусственный отбор
Отбирающий фактор Условия внешней среды Человек
Результаты Многообразие видов, их приспособленность к среде обитания Многообразие сортов растений и пород животных, их приспособленность к нуждам человека
Продолжительность действия Постоянно, тысячелетия Около 10 лет – время выведения сорта или породы
Объект действия Популяция Отдельные особи или их группы
Место действия Природные экосистемы Научно-исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы)
Формы отбора Движущий и стабилизирующий Массовый и индивидуальный
Материал для отбора Наследственная изменчивость Наследственная изменчивость