Урок, его роль и особенности в информационном обществе.


Урок, его роль и особенности в информационном обществе.
Урок – это основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая с группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.
Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная.
Использование современных ИКТ - технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.
Урок в информационно-образовательной среде имеет свои особенности:
Изменение на уроке позиции учителя. С одной стороны, он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение Фундаментального ядра содержания образования на запланированном уровне, а с другой – оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими познавательными интересами, запросами
Индивидуализация учебного процесса, приспособление его к особенностям учащихся. При этом появляется возможность учитывать не только уровень подготовки школьников. Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.
Активизация познавательной деятельности учащихся. Возможность самостоятельно в соответствии с собственными интересами «путешествовать» в информационно-образовательном пространстве, обеспеченная ИТК - технологиями, сознание того, что они используют современные средства для получения информации, повышают мотивацию учащихся и, как следствие, способствуют интенсификации их деятельности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования, интерактивных программ позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета.
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
Организация различных видов самостоятельной работы, учащихся, в том числе с поисковыми системами в Интернете, с гипертекстовыми, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами.
Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока.
Использование интерактивных технологий, благодаря которым появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся, обеспечить учебный диалог между удалёнными группами учащихся, а также привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей.
На уроках в информационно – образовательной среде есть возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы с удалённым доступом.

Работа в информационно – образовательной среде на уроках занимает всё большее место в деятельности школы. Учителя – предметники используют электронные учебники, которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведён контроль. Появляется возможность включить актуальные, постоянно обновляемые данные в содержание урока, организовать самоподготовку учеников, подготовку к ЕГЭ, проектную деятельность школьников..Список литературы.
Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону Изд-во Рост. обл. ИПК и ПРО. 2002 г.
Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технологии обучения. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.:Высшая школа., 2004. 157 с. (81–89).
Мухина И. Д. Деятельностный подход при обучении биологии.
//Биология в школе №6 2007.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квал. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. Издательский центр «Академия», 2002. 272 с. (64–110).
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, -М.: Исследовательский центр «Академия», 2007.