Рабочая программа по внеурочной деятельности «УЗНАЕМ САМИ» (проектная деятельность).
МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам.директора по УВР директором школы
протокол № ____ _____________________ _________________
от«___»______2011г. _____________ _____________
__________________ от«___»______2011г. от«___»______2011г.
«Узнаем сами»
рабочая программа
по внеурочной деятельности
(проектная деятельность)
Возраст детей: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Дёмина
Ольга Михайловна,
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
с.Михайловка, 2011г.
Содержание:
Пояснительная записка
3
1.1
Актуальность проектной деятельности
3
1.2
Особенности, принципы и эффективность проектной деятельности
4
1.3
Подготовка к проектной деятельности
6
1.4
Цель и задачи программы
7
1.5
Навыки, которые формируются в процессе работы над проектом
7
1.6
Основные понятия и методы проектной деятельности
8
1.7
Формирование способностей младших школьников
9
1.8
Форма организации проектной деятельности
10
1.9
Этапы проектной деятельности
12
1.10
Сроки реализации, продолжительность занятия и формы деятельности
14
1.11
Ожидаемые результаты и способы их проверки
15
1.12
Итоги реализации программы
16
2
Учебно-тематический план
17
3
Содержание изучаемого материала
19
4
Методическое обеспечение программы
24
5
Список литературы
27
Пояснительная записка
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму.
(Китайская пословица)
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
1.1 Актуальность проектной деятельности:
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
1.2 Особенности, принципы и эффективность проектной деятельности
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяя ее.
Учебная программа по проектной деятельности строится
как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.
Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе, но не должно вытеснять её. Проектное обучение необходимо использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.
Проект может быть монопредметным («вкладывается» в классно-урочную систему), межпредметным, внепредметным.
Возрастные психолого-физиологические особенности детей
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием
Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 2-5 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий
Проект должен быть обеспечен всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение;
информационные ресурсы;
информационно-технологические ресурсы;
организационное обеспечение;
отдельное от урочных занятий место.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом мотивацию.
Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Создавать группу не более 5 человек.
Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Учесть и избежать «подводных камней»:
подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям,
при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат,
переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
1.3 Подготовка к проектной деятельности
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
используем:
проблемное введение в тему занятия;
постановку цели и задач совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на занятии;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Как заинтересовать детей в работе над проектом:
нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
1.4 Цель и задачи программы
Цель:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
1.5 Навыки, которые формируются в процессе работы над проектом:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
1.6 Основные понятия и методы проектной деятельности
Основные понятия:
Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. направлены на достижение конкретных целей;
2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).
Методы: - проект,
- объяснение,
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Средства:
- иллюстрации и литература; - аудио и видеозаписи (использование технических средств).
1.7 Формирование способностей младших школьников
В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
1.8 Форма организации проектной деятельности
Работа над проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Сбор информации.
Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части проекта, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
1.9 Этапы проектной деятельности:
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для детей первого класса предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов:
разработка проекта,
практическая реализация проекта,
защита проекта.
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают дополнительные источники, расспрашивают взрослых по теме проекта.
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем тему.
Определяем цель, план.
Подбираем подходящий материал.
Выполняем зарисовки, схемы.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем оснащение и оборудование.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
2-й этап. Практическая реализация проекта
Воплощаем замысел
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Готовим черновой материал.
Вносим необходимые дополнения, исправления.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в деятельности требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
Что решили делать и для чего.
Как рождался образ проекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Сроки реализации, продолжительность занятия
и формы деятельности
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Формы деятельности: кружковые занятия.
1.11 Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов в проектной деятельности;
- методы исследования проектной деятельности;
- правила выбора темы и объекта исследования проектной деятельности;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему будущего проекта;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
1.12 Итоги реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть очевидные преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.
Учебно-тематический план.
срок
№
Направления проектной деятельности
Количество часов
Формы и особенности организации
Продукт проекта
всего
теор
прак
Подготовительный
1
0,5
0,5
1
Вводное занятие.
Что такое проект?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
См. презентацию
Учимся делать проекты
6
3
3
2
Что такое проблема?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
3
Как мы познаем мир?
1
0,5
0,5
Индивид, групп
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание
4/5
Школа «Почемучек».
2
1
1
Индивид, групп
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
6/7
Источники информации.
2
1
1
Индивид, групп
Посещение библиотеки, фотоколлаж.
Мы исследователи.
26
9,5
16,5
8/
10
Времена года. Осень в загадках.
3
1
2
Индивид
Выпуск книжки-малышки
11/12
Любимое число. Игры с числами.
2
0,5
1,5
Индивид
Конкурс рисунков
13/15
Алфавит. 33 родных сестрицы.
3
1
2
Индивид
«Портреты» букв.
16/17
Почему мы любим встречать Новый год?
2
1
1
Индивид
Подарки родным.
18/20
Игры наших бабушек и дедушек.
3
1
2
Индивид
Выставка рисунков, видеосъемка
21/23
Природа вокруг нас. Растения.
3
1
2
Индивид
Презентация
24/25
Симметрия.
2
1
1
Индивид
Выставка поделок.
26/28
Мир наших увлечений.
3
1
2
Индивид
Выпуск альбома
29/30
Сказка.
2
1
1
Индивид
Конкурс рисунков, инсценирование сказки.
31/32
Моя малая Родина.
2
1
1
Групп
Выпуск газеты.
33
Что мы узнали и чему научились за год?
Моя лучшая работа.
1
1
Групп
Презентации «Круглый» стол.
Содержание изучаемого материала:
Подготовительный
Занятие 1.
Тема: Вводное занятие. Что такое проект?
Цель: познакомить с правилами работы, поведения, с техникой безопасности, с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема?
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа «Почемучек».
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать; развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 8 -10.
Тема: Времена года. Осень в загадках.
Цель: систематизация знаний о временах года, об осени, знакомство с понятиями «листопад», знакомство с приметами осени, выяснить роль примет в жизни человека, развивать творческие способности.
Понятия: листопад, примета.
Занятия 11 - 12.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 13 - 15.
Тема: Проект «Алфавит. 33 родных сестрицы».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 16 - 17.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 18 - 20.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 21-23.
Тема: Проект «Природа вокруг нас. Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Оренбургской области.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26 – 28.
Тема: Мир наших увлечений.
Цель: провести беседу об увлечениях, выявить интересы детей к чему-либо, развитие мышления, устной речи.
Занятие 29 - 30.
Тема: Проект «Сказка».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 31 – 32.
Тема: Проект «Моя малая Родина».
Цель: привитие любви и бережного отношения к своей малой Родине, изучить историю села, посетить школьный и сельский музей, познакомить со знаменитыми людьми села и провести с ними встречу.
Занятие 33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Узнаем сами» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о природе; человеке, его социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения или уголок живой природы;
2) гербарии; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Узнаем сами» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Общее количество оргтехники
Список оргтехники, используемой при реализации программы
22
Персональный компьютер – 8 шт.
Сканер – 1 шт.
Принтер – 2 шт.
Ксерокс – 1 шт.
Медиапроектор – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Телевизор – 1 шт.
Видеомагнитофон – 1 шт.
Магнитофон – 1 шт.
Музыкальный центр – 1 шт.
Фотоаппарат – 1 шт.
Видеокамера – 1 шт.
Интерактивная доска – 1
Экран - 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. М.: Просвещение. 1991. 368 с
для обучающихся
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. М.: Просвещение, 1991. 368 с
Веселая математика. Учим цифры: Книга для учителя/Эндрю Кинг - «Махаон», 1998. – 32с.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей.
http://www.mirknig.com
Большая детская энциклопедия (6-12 лет).
http://all-ebooks.com
А.Ликум - Детская энциклопедия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почему и потому. Детская энциклопедия
http://www.kodges.ru
Большая Детская энциклопедия.
http://www.booklinks.ru
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте
содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
http://www.fsu-expert.ru
«Внеурочная деятельность школьников» авторов
Д.В.Григорьева, П.В. Степанова http://standart.edu.ru
Проектная деятельность в начальной школе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], http://www.nachalka.com
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
·