Программа факультативного курса по математике «Узнаём сами» для учащихся 4 класса ISBN №978-601-7412-15-9
Государственное учреждение
«Мичуринская средняя школа»
Программа
факультативного курса по математике
«Узнаём сами»
для учащихся 4 класса
ISBN №978-601-7412-15-9
Составитель: Соловей Т.Ю.,
учитель начальных классов
2012 г.
Пояснительная записка
Данная программа факультативного курса «Узнаём сами» разработана для учащихся 4 класса, которая позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, находить математические объекты в различных дисциплинах, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня, предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Факультативный курс «Узнаём сами» поможет развитию познавательной деятельности, формированию творческих способностей, глубже понять роль математики в жизни, усилит интерес к предмету, будет содействовать воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств.
Цель программы – создание условий для повышения мотивации к изучению математики, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Задачи программы:
формирование учебно-воспитательного пространства на основе проектирования зон активного развития ученика;
развитие способности к организации деятельности и управления ею;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
воспитание коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
В результате изучения курса, учащиеся должны
знать/понимать:
историю возникновения и развития математики;
имена известных ученых – математиков;
способы измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
применение и роль математики в жизни человека и общества;
уметь:
использовать специальную математическую, справочную, техническую литературу для поиска необходимой информации;
анализировать полученную информацию;
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать информацию;
применять все известные меры длины для вычислений;
измерять высоту всех окружающих предметов;
решать головоломки;
пользоваться измерительными инструментами;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, НОУ.
Учебно-тематический план.
№ Тема часы Дата
проведения
1-2 1 четверть
Нумерация вокруг нас.
2 5,12.09
3 Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". 1 19
4-5 Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. История линейки 2 26,3.10
6-7 Из истории мер массы. Система мер русского народа 2 10,17
8 Как люди измерять время. Изобретение календаря 1 24
9 Знаменитые математики. 1 31
10 2 четверть
Числа в пословицах и поговорках. 1 14.11
11 Числа в спорте. Открытие нуля. 1 21
12-13 Математика в строительстве. Макеты зданий из простых геометрических тел. 2 28,5.12
14 Математика в раскрое одежды.
1 12
15 Математика и здоровье человека
Математика в кулинарии.
1 19
16 Математика в торговле. 1 26
17 3.четверть
Покорение космоса и математика 2 9,16.01
18-19 Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах. 2 23,30
20-21 Сложение и вычитание трехзначных чисел.
2 6,13.02
22 Числа - великаны. Числа - лилипуты.
1 20
23-24-25 Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан. Изготовление наглядного математического материала. 3 27,6,13.03
26 4 четверть
Делится или не делится. Признаки делимости. 1 3.04
27 История вычислительной техники. Первый компьютер. 1 10
28 Профессии, требующие хорошей математической подготовки 1 17
29-31 Из истории "Про умножение". Хорошо ли мы множим? Русский способ умножения. Из страны- пирамид. Восемь различных способов умножения Лука Пачиоли (XV - ХУ1вв.) 3 24,24,8.05
32-33 Про деление. Из истории дробей.
2 8,15
34 Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты". 1 22
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1-2. Математика – царица наук.
Все тайны о себе при помощи чисел.
Тема 3. Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики".
Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий
(1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".
Тема 4-5. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. История линейки.
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История линейки в России. Игра « Математический бег». Занимательные задачи.
Тема 6-7. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы. Занимательные задачи.
Тема 8. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря.
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – год и век. Стихотворения. Загадки о времени.
Тема 9. Знаменитые математики.
Знакомьтесь: Архимед! Знакомьтесь: Пифагор! Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 10. Числа в пословицах, поговорках и загадках.
Создать сборник загадок, связанные с числами и цифрами. О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 11. Математика в спорте. Открытие нуля.
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 12-13. Математика в строительстве. Макеты зданий из простых геометрических тел.
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Тема 14. Математика в раскрое одежды.
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 15. Математика и здоровье человека.
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Тема 16. Математика в торговле.
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион, ярмарка .
Тема 17. Покорение космоса и математика.
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 18-19. Пифагор и его школа.
"Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
Тема 20-21. Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Из истории: "Юные математики", Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро, Бертран, Гамильтон, Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д.Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей.
Тема 22. Числа - великаны. Числа - лилипуты.
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 23-25. Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Как появились знаки «+», «», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол». Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан. Изготовление наглядного математического материала.
Тема 26. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
Тема 27. История вычислительной техники. Первый компьютер.
Компьютерные математические игры
Тема 28. Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Умелое использование математики для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 29-31. Из истории "Про умножение".
Хорошо ли мы множим? Русский способ умножения. Из страны- пирамид. Восемь различных способов умножения Лука Пачиоли (XV - ХУ1вв.)
Тема 32-33. Про деление. Из истории дробей.
X век математик Герберт. Способы деления монаха математика Герберта. Упражнения, задачи, задания. Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Сравнение дробей. Пропорции. Старинные задачи.
Тема 34. Возникновение денег. Монеты и купюры.
Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты". Появление названий рубль и копейка, тиын и тенге.. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.