Рабочая программа элективного курса Говорим и пишем правильно
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский
Слободского района Кировской области.
Утверждаю.
Директор школы: Л.В.Сунцова
Приказ № 75-1/01-02 от 28.08.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Говорим и пишем правильно»
10 класс
2014-2015 учебный год.
Составитель программы –
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Помелова Светлана Викторовна.
Рабочая программа реализуется
в школе п.Октябрьский.
Год разработки рабочей программы – 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для обучающихся 10 класса составлена на основе программы «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы» . М.: Айрис-пресс, 2007г.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс «Говорим и пишем правильно» С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. В соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ п.Октябрьский на 2014-2015 учебный год рабочая программа элективного курса в 10 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа элективного курса обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; обучение анализу текста, его интерпретации;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
В результате изучения курса «Говорим и пишем правильно» ученик должен
знать / понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации);
уметь:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Учебно-тематический план
(34 часа)
№
Основное содержание (темы)
Количество часов
Лексика
3 ч
Фонетика. Орфоэпия
6 ч
Словообразование
2 ч
Морфология
5 ч
Орфография
18 ч
ИТОГО
34 часа
Содержание программы
Тема 1. Лексика.
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 2. Фонетика. Орфоэпия .
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 3. Словообразование.
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суф- фиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография.
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ занятия
Тема занятия
Содержание
Вид деятельности
Срок проведения
План
Факт
Лексика и фразеология (3 ч)
1
Особенности лексического состава слова.
Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика.
Повторение основных понятий лексики.
Работа со словарями синонимов, антонимов, антонимов.
Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.
1
2
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Лексическое значение слова: прямое, переносное. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов).
2
3
Трудности лексического анализа текста.
Трудности лексического анализа слов.
3
Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
4
Речь письменная и устная.
Смыслоразличительная роль звука в слове. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение.
Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.
4
5-6
Трудности фонетического анализа слов.
Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.
5
6
7-9
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
Особенности словесного ударения в русском языке. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа со словарями. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.
7
8
9
Словообразование (2 ч)
10
Морфемный анализ слов.
Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.
Морфемные модели наречий.
Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательными словарями.
10
11
Способы словообразования.
Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Словообразование наречий.
11
Морфология (5 ч)
12-13
Система самостоятельных частей речи в русском языке.
Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении.
Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.
12
13
14-15
Служебные части речи.
Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи.
14
15
16
Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Орфоэпические нормы.
16
Орфография (18 ч)
17
Система правил правописания.
Роль грамотного письма в процессе речевого общения
Повторение основных орфографических правил.
Словарные диктанты.
Различные виды разбора слов.
Работа с текстами по орфографии.
Исправление искаженного текста.
17
18-19
Правописание приставок. Трудности правописания приставок.
Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную.
18
19
20-23
Виды орфограмм в корне слова.
Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи.
21
22
23
24
Правописание Ъ и Ь после шипящих.
24
25-26
Правописание падежных и родовых окончаний.
Трудные случаи правописания окончаний.
25
26
27-28
Трудные случаи правописания суффиксов.
Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи.
27
28
29-31
Правописание служебных частей речи.
Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
29
30
31
32-33
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.
32
33
34
Обобщение и систематизация изученного.
34
15