Занятие по курсу «Основы информационной культуры». История книги и книгопечатания. 3 класс

Тема занятия: История книги и книгопечатания
Возраст: 3 класс
Цель занятия: познакомить детей с историей книги, дать установку на бережное отношение к книге.
Задачи:
Рассказать из каких материалов делали книги в древности.
Рассказать, кто и когда изобрёл бумагу.
Познакомить с историей появления первой печатной книги, её оформлением.
Дать представление о современном книгопечатании.
Оборудование: конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe Power Point 2000-2003, мультимедиа проектор
Форма проведения: лекция

этап

Содержание

Задачи

I
Как и у людей, у книг есть своя судьба и история. В том виде, в котором мы привыкли их видеть, они существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Они существовали, только вот вид имели совершенно иной, часто непривычный для нас. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления книг то, что предлагала им окружающая среда (слайд №3)
Вступление (слайд №4), трое учеников, одетых в соответствующие костюмы читают стихотворение И.Бурдиной
1 ученик (современный)
Когда-то давно, может в каменном веке?
Хотели общаться друг с другом соседи.
Но как им общаться? Они далеко
Живут друг от друга. Ах, как нелегко!
2 ученик (в костюме древнего человека)
А что если будем мы письма писать?
А после ответа, как солнышка ждать!?
На чем написать? А что есть под рукою!
Вот камень, вот кожа, дощечка с корою.
3 ученик (в костюме древнего человека)
Придумаем вместе из букв алфавит
Пока же возьмём то, что рядом лежит
2 ученик (в костюме древнего человека)
Придумаем, как нам писать и читать
Потомкам задача – расшифровать!
3 ученик (в костюме древнего человека)
Мы столько оставим! – за голову схватятся
Когда всё найдут и начнут изучать.
вместе
Зато интересно, зато занимательно
О жизни о нашей побольше узнать!!!
Сегодня на занятии вы узнаете, из каких материалов делали книги в древности, кто и когда изобрёл бумагу, и как появилась на свет привычная для вас печатная книга.
Введение в тему занятия, знакомство с целями и задачами урока

II
Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы.
Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик древнейший книжный переплет (слайд №5)
До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее.
Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы (слайд №6)
Древние ассирийцы писали на глиняных табличках специальной палочкой буквы в виде клинышков, поэтому такая письменность носит название «клинопись».
Каждая табличка нумеровалась, затем таблички обжигались в печи и складывались в корзину. Это тоже была книга (слайд №7)
Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, в Индии, например, писали на пальмовых листьях тонкими заострёнными палочками, потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет.
Такие книги назывались «лонтраны» и существовали в Индонезии (слайд №8)
Наши с вами предки, населявшие земли Руси, писали на бересте и липовых досках, причём, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив её новым воском (слайд №9)
В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук (слайд №10)
Там, где не было ни какой растительности (например, у жителей крайнего севера), писали на костях и клыках морских животных (слайд №11)
Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была совсем скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах (слайд №12)
Кроме этого, они изобрели «узелковую грамоту», где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити, мог означать, например: мир, смерть или богатство. Из таких нитей часто плели пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя (слайд №13)
Жители Азии писали на тканях.
В Китае писали на шёлке (слайд №14)
В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус родственник нашей осоки в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, затем помещали под пресс в нильскую воду на три дня. Через три дня полоски склеивались под действием сахара, который содержится в стебле папируса, их высушивали, а для придания гладкости разглаживали камнем (слайд №15)
Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца (слайды №16,17)
Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на нее. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки. Нужно сказать, что профессия писца считалась очень престижной и обеспечивала безбедное существование. Богатые египтяне старались обучить своих детей грамоте.
В столице Египта Александрии была крупнейшая библиотека, где хранились книги в форме свитков. Её считают одним из чудес света (слайд №18)
Но вот стала распространяться слава о библиотеке в городе Пергаме, что в Малой Азии. Египетский фараон запретил вывоз папируса в этот город, чтобы библиотека Пергама не превзошла библиотеку Александрии. Но жители Пергама были люди находчивые и научились изготавливать материал для письма из козьих и овечьих шкур. Сначала из пергамента тоже делали свитки, но потом догадались складывать его листы в тетради и сшивать в книги. В отличие от папируса на листе пергамента можно было писать с двух сторон, кроме того он был гораздо прочнее папируса (слайд №19)
Книги из пергамента стоили очень дорого, так как на изготовление одной только книги уходило целое стадо животных. Позволить себе купить такую книгу могли только очень богатые люди (слайд №20)
Этому материалу суждена была долгая жизнь. В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента, на котором писали около двух тысячелетий.
Со временем, более широкое распространение письменности и увеличение спроса на книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для самых ценных и важных грамот, актов, исторических документов (слайд №21)
В конце 1 века н. э. в Древнем Риме появились кодексы (от латинского «codex» «обрубок дерева», позднее «книга»), прототип современной книги несколько скрепленных вместе тонким ремешком деревянных натертых воском дощечек, применявшихся римлянами для письма (главным образом в учебных целях). Производство кодексов было поставлено в Риме на широкую коммерческую основу, была налажена их массовая переписка специально обученными рабами (слайд №22)
Работа писцов была очень дорогой и тяжёлой. Для того чтобы сделать одну книгу, порой требовались годы. Кроме того, некоторые книги нужно было иметь во многих экземплярах. Поэтому уже к 14 веку возникла необходимость печатной книги (слайд №23)
Основными материалами в истории книги стали: папирус, пергамент и бумага (слайд №24)
Рассказ о том, из каких материалов делали книги в древности

III
Время и место изобретения бумаги точно неизвестны. Во всяком случае, судя по китайским летописям, в Китае ее начали вырабатывать в I веке. Затем производство бумаги распространилось в Корее, Японии, Индии, Средней Азии.
В Западной Европе бумага вошла в употребление с X века, тогда же появилась она и в России (слайд №25)
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок.
Хорошие сорта бумаги вырабатывались из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Получалась жидкая кашица бумажная масса. Ее зачерпывали специальной формой широким прямоугольным ситом, затем форму быстро опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из него воду прессом. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины (слайд №26)
Книги на пергаменте и бумаге вначале тоже имели вид свитков сказалась привычка к папирусным рукописям. Потом появилась книга-кодекс, получившая широкое распространение с IV века. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в переплет. Если рукопись имела вид свитка, то листы, заполненные текстом с одной стороны, склеивались, а затем свертывались в рулон. И сейчас в архивных хранилищах, в крупнейших библиотеках можно увидеть такие свитки. Они называются столбцами и иногда хранятся в кожаных мешках-кошелях (слайд №27)
Слово «тетрадь» происходит от греческого «тетрас» «четверка». Это название объясняется тем, что тетради обычно состояли из четырех листов, сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах нет сплошной нумерации страниц: счет велся по тетрадям и листам. Наиболее распространенный объем тетради (16 страниц) впоследствии перешел в печать и стал особой единицей измерения, так называемым печатным листом (слайд №28)
Книги обычно писали гусиными перьями, очень редко - лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье (павлинье). Для письма использовались чернила, изготовленные из чернильных орешков (галлов) особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями (слайд №29)
Заглавные буквы, которые назывались инициалами или буквицами, имели вид причудливых фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой буквы бралось изображение животного, человека, сказочной птицы. Буквицы рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид (слайд №30)
Некоторые книги имели орнаментальные украшения заставки, а также красочные иллюстрации, называвшиеся миниатюрами. Миниатюра получила название от красной краски, приготовлявшейся из миния окиси свинца. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались лицевыми. Они были известны еще в Древнем Египте, в античности, широкое распространение получили в средние века (слайд №31)
После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам. Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью. С тех пор и бытует выражение «прочесть книгу от доски до доски», то есть от начала до конца (слайд №32)
Для сохранности книги к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки, а иногда к застежкам навешивались замки. Книги тогда делались большого формата и без застежек могли покоробиться. По углам и в середине переплета для защиты его от повреждений помещались металлические узорные бляхи-жуковины.
Часто переплет имел отделку из золота и серебра, металлические детали украшались изящной резьбой, чеканкой, тиснением, эмалью. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть (слайд №33)
В изготовлении книг постепенно наметилось разделение труда: один человек готовил тетради, разлиновывал их, другой писал черный текст, художник-иллюминатор разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры, переплетчик одевал книгу в переплет. Над книгой работали редакторы и корректоры, занимавшиеся исправлением текста. Еще в раннем средневековье, в VI веке, появились специальные мастерские по переписке книг скриптории.
Книг требовалось все больше и больше, их изготавливали уже не только по заказу, но и для продажи на рынке, и переписчики не справлялись с работой. Ведь для переписки одной книги в пятьсот страниц требовалось около года! Рукописный способ создания книг, манускриптов (от латинских слов «манус» «рука», «скрибо» «пишу») уже не удовлетворял людей (слайд №34)
Предшественником печатного станка стала обыкновенная печать. Мысль о ней подал человеку оттиск пальца. Палец, если его намазать краской или глиной и прижать к бумаге, оставляет след. А если вырезать изображение на камне? Тогда мы уже получаем оттиск, который нужен нам. Были попытки вырезать на деревянных досках целые страницы книг и затем, нанеся на них краску, с помощью пресса получать оттиски. Этот способ изготовления книг был шагом вперед, по сравнению с рукописным, но оказался очень трудоемким и большого распространения не получил (слайд №35)
В 14-15 веке в Европе стали применять для печатания «ГРАВЮРУ НА ДЕРЕВЕ». Вскоре появились и первые книги, напечатанные таким способом. Приготовленную таким образом форму можно было использовать только для одной страницы, правда, оттиск можно было повторить многократно. Такие книги легко можно отличить – в них мало текста. До нашего времени их сохранилось всего несколько десятков. Самые известные из них называются «Библии для бедных» (слайд №36)
Трудно сказать, кто первый подал идею подвижного набора и типографского станка. В XI веке в Китае были попытки печатать с наборных форм, которые были составлены из глиняных букв-литер, в XV веке появился бронзовый шрифт в Корее. Примерно в это же время получил развитие европейский способ книгопечатания.
В середине XV века мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца, изготовив подвижные литеры из свинцового сплава, начал печатать учебники, календари, церковные книги. Начиная с этого времени искусство типографской печати быстро распространилось по всей Европе (слайд №37)
Апофеозом книгопечатного искусства Гутенберга стала 42-строчная Библия в 2-х томах (1452-56). Для Библии был отлит новый шрифт (более узкий), в котором сохранялись аббревиатуры и лигатуры, характерные для рукописных книг.
Декор книги (инициалы, орнаменты) воспроизводились от руки.
Всего было отпечатано 35 экземпляров на пергаменте и 165 на бумаге. Это было первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати (слайд №38)

Первоначально в работе над книгой еще принимал участие рисовальщик. Начиная новую главу, наборщик пропускал первую букву; позднее, уже в отпечатанном листе, художник рисовал ее красками. Иногда случалось так, что места, предназначенные для начальной буквы, так и оставались пустыми: либо типографу не хватило денег для оплаты труда художника, либо по забывчивости. Поэтому красная строка получалась короче других. Постепенно этот прием стал использоваться сознательно, так появился абзацный отступ в начале красной строки.
Около 1500 года в книгах появился заглавный, или титульный, лист. Рукописные книги, как правило, делались по заказу, их не нужно было рекламировать. Типограф печатал свою продукцию тиражом в сотни и тысячи экземпляров, адресуя книгу неизвестному покупателю. Вот и потребовалось на первой странице книги давать крупным шрифтом название произведения. Причем в старину эти названия были подробными, чтобы покупатель сразу мог понять, о чем эта книга рассказывает и кто ее написал. Иногда название книги занимало пять-шесть, а то и несколько десятков строк (слайд №39)
За книгами, отпечатанными с наборных форм до 1 января 1501 года, закрепилось название «инкунабула» «колыбель». Эти издания стали колыбелью типографского искусства (слайд №40)
XVI век стал поворотным в истории книжного дела в России. Наряду с церковными книгами на книжных «торжищах» все больше появляется произведений светских, покупатели начали проявлять интерес к сочинениям греческих и римских авторов, рыцарским романам, историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травникам». Именно в это время царь Иван Грозный «повелел составить в преславном своем граде Москве штанбу, сиречь дело печатных книг». Типография уже по тем временам была предприятием довольно сложным. Предстояло наладить словолитное дело производство шрифта, приготовление краски, оборудовать наборные кассы, печатные станки, переплетные приспособления. Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами Печатный Двор. Его устройством в течение десяти лет занимались Иван Федоров и Петр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело (слайд №41)
В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские» («АПОСТОЛ») и вышла из типографии только через год, 1 марта 1564 года. Напечатана она была очень красиво, в две краски – чёрную и красную, украшена искусными заставками. В ней была помещена большая гравюра. За этой книгой последовали и другие издания, печатная книга начинала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с рынка, а «Деяния апостольские» так и остались в истории отечественного книгопечатания как первая русская книга, имеющая точную дату выхода в свет (слайд №42)
Иван Фёдоров вошёл в историю под почётным именем
ПЕРВОПЕЧАТНИК
Книжное дело было искусством, но это был еще и тяжелый физический труд. Наборщик вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек полосу страницы, затем полученный набор форму зажимали в раму и переносили в печатный станок. Батырщик помощник печатника наносил на набор краску с помощью мацы мешочка из бараньей кожи, набитого шерстью. Мацей хлопали по поверхности набора, и краска покрывала поверхность литер равномерным слоем. После этого на форму накладывалась специальная рамка-рашкет с вырезанными окошками для набора (чтобы не испачкать краской чистые поля бумажного листа), на нее лист бумаги, и тискальщик нажимал рычаг, опуская верхнюю плиту пресса давило. Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы, и весь процесс повторялся сначала. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивали на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Около четырех столетий типографское искусство совершенствовалось мало (слайд №44)
Только к концу XVIII века благодаря успехам в науке и технике, целому ряду открытий и изобретений наметились новые пути для развития книгоиздательской деятельности. Человечеству требовалось все больше книг по самым различным отраслям знаний; наука, литература, искусство не могли существовать без книг. В конце XVIII начале XIX века произошел переворот в производстве бумаги: теперь она вырабатывалась на бесконечно вращающейся сетке и сбегала с барабанов бумагоделательных машин непрерывной лентой, сворачиваясь в плотные тяжелые рулоны (слайд №45)
В XIX веке усовершенствовался и набор: появились наборные машины, отливавшие сразу целые строчки (линотипы) и отдельные буквы (монотипы). С набора научились делать копии стереотипы, изобретение фотографии дало возможность изготавливать клише для книжных иллюстраций. Все сложнее и разнообразнее становились печатные машины. Вершиной достижений в скоростной печати стала ротационная машина, которая могла с огромной скоростью печатать сразу с целого рулона бумаги, выбрасывая на транспортерную ленту готовые тетради листы будущей книги (слайд №46)
На помощь переплетчику пришли машины, сшивающие тетради в книжный блок, изготавливающие переплетные крышки, одевающие книгу в переплет. В современных типографиях даже упаковка книг в пачки доверена быстрым и «умным» машинам (слайд №48)
А старинное искусство книгопечатания все продолжает совершенствоваться. Правда, ученые предсказывают, что в будущем человечеству придется отказаться от книги как средства хранения и передачи информации. В библиотечных хранилищах для экономии места и сохранности редких изданий некоторые книги уже сейчас переводят на микрофильмы и микрокарты (их еще называют микрофишами). Книга в триста страниц может уместиться на десяти микрофишах размером с почтовую открытку. Весь комплект этих тончайших пластинок толщиной не более 1 миллиметра. Читают микрофиши с помощью ридера маленького прибора чуть побольше кассетного магнитофона. Есть предложения записывать книги на кристаллы, которые станут еще более емкими хранилищами текста, а ещё, в сети Интернет появились, так называемые электронные библиотеки (слайд №49)
И все-таки трудно представить себе, чтобы люди совсем отказались от книги как особого произведения искусства, где органично сливаются талант художников слова и кисти, высокое мастерство наборщика, печатника и переплетчика (слайд №50)
Рассказать о том, кто и когда изобрёл бумагу.
Ознакомить историей появления первой печатной книги, её оформлением.

IV
Заключение: трое учеников, одетых в соответствующие костюмы читают стихотворение И.Бурдиной
2 ученик (в костюме древнего человека)
Ну, что? Вы узнали, как долго, как трудно
Мы шли, чтобы легче казалась вам жизнь!
3ученик (в костюме древнего человека)
Искали, трудились, учились, боролись,
Чтоб книги смогли всех вас жизни учить!
1 ученик (современный)
Мы столько узнали о разных народах!
О книге, что первый помощник для нас:
В учёбе поможет, поможет и дома –
Лишь нужно внимательно книгу читать.
Мы труд уважаем и книгу мы ценим!
Она – наш помощник, приятель и друг!
А надо – полечим, почистим, подклеим –
И станет, как новенький, старенький друг! (слайд № 51)
Заключение

V
А теперь, ребята, давайте вместе вспомним, книги из каких материалов существуют на свете? (слайд № 52)
(ответы учащихся)

кроссворд


15