Урок по окружающему миру для 2 класса «Ориентирование. Стороны горизонта (или стороны света)».



Капина Надежда Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 4» ЕМР РТ

Предмет: Окружающий мир (УМК «Система РО Л.В. Занкова»)
Класс: 2.
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Ориентирование. Стороны горизонта (или стороны света)». Цель: выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве, показать значимость умений ориентироваться в пространстве.
Задачи:
·
· Формировать предметные результаты:
- определять по астрономическим ориентирам основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток по Солнцу, Полярной звезде;
- различать и показывать на картах промежуточные направления сторон горизонта;
- определить по карте России положение родного города по отношению к Москве, Смоленску, Новосибирску, ит. д.
2. Формировать УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия
– пользоваться символами, моделями, приведенными в учебной литературе;
– осознанно строить речевое высказывание;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать и формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя, при работе в группе, в паре);
– строить понятные для партнера высказывания, планировать учебное сотрудничество.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная

Оборудование:
- учебник Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир» 2 класс;
- индивидуальные рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир» 2 класс авторы Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
- физическая карта России;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Ориентирование. Стороны горизонта (или стороны света)».
Ход урока.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (метапредметные)

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний


III. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы. Подведение к теме урока.


IV. Постановка цели и задач урока






V.
Первичное усвоение новых знаний.

VI. Первичная проверка понимания.





VII. Первичное закрепление.








VIII. Физминутка.



IX. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)





XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Поприветствуйте, дети, друг друга.

- Вернитесь к нашим наблюдениям за Солнцем. В какой стороне по отношению к вашему дому оно всходит, в какой – заходит, и объясните, как пройти от дома до школы.


- Догадайтесь, как может называться тема урока.
– Какие знания из астрономии нам пригодятся?



- Ориентирование. Стороны горизонта
(или стороны света).
Для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве?
На экране.
- Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «oriens», что в переводе означает «восток». С древнейших времён восток считался почитаемой стороной: с востока появилось Солнце - источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону алтари православных церквей.

– Интересно, что об этом говорится в учебнике. Давайте прочитаем с. 77 – 78. Проверим наши предположения.

– Рассмотрите «розу ветров». Что можно сказать?






Проверим, что говорится в учебнике с. 79.


– Обсудите план рассказа. «Стороны горизонта».
1). Как определить стороны горизонта на карте?
2). Какие наблюдения помогали ориентироваться древним людям?
3). Зачем людям потребовались стороны горизонта?
4). Как эти направления названы в географии, как их обозначают?



- Встаньте лицом к воображаемому северу. Разведите руки, покажите, где запад, где восток.
- Повернитесь лицом к западу и укажите все стороны горизонта.

- По карте России определите положение нашего города Елабуга по отношению к Москве, Новосибирску, Мурманску, ит. д.



– В каких случаях при ориентировании лучше пользоваться понятиями «лево», «право», «вперёд», а в каких – понятиями географических направлений.
- Отметьте то место горы, на котором вы находитесь. По группам.





Изобразите маршруты мальчиков на схеме в рабочей тетради. C. 16.

Дети сидят за столами по 4 человека. Поприветствовали друг друга.
Работа в парах. Возможные ответы детей:
- Когда я выхожу из дома утром, то по отношению ко мне Солнце находится слева, т.е. там оно всходит, а мне нужно идти направо, туда, где оно заходит вечером, я это заметил.
- Ориентирование.
Дети обговаривают в командах. Представители команд озвучивают.
– Восток – сторона восхода Солнца, юг - сторона полуденного Солнца, запад – закат Солнца, север – сторона Полярной звезды.












Дети обговаривают в парах, затем кто – то вслух:
- Северная сторона обозначается буквой С, южная – Ю, западная – З, восточная – В. Промежуточные стороны соответственно: С – З, Ю – З, С – В, Ю – В.
Работа по учебнику с. 79. Чтение вслух.


Дети распределяют вопросы между представителями команды, обдумывают ответы, озвучивают, дополняют.






Выполняют задания учителя.



Выполняют задания учителя индивидуально на картах и проверяем на экране.




Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).


Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Искать и выделять необходимую информацию (Познавательные УУД).
Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).
Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).
Воспринимать смысл познавательного текста. (Познавательные УУД).
Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности, обсуждение допущенных ошибок. (Регулятивные УУД).

Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. (Познавательные УУД).
Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД)
Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Искать и выделять необходимую информацию. (Познавательные УУД).



Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).


Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. (Познавательные УУД).