Конспект урок мужества Никто не забыт, ничто не забыто…


Урок мужества, посвященный 70-летию со Дня Победы для обучающихся начальных классов
Тема: Никто не забыт, ничто не забыто…
Цель: формировать высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; содействовать формированию у обучающихся чувства долга, гражданской ответственности.
Задачи:
воспитание гордости за Российское государство;
укрепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ;
воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время;
Оборудование:
презентация «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
видео «Начало войны»;
тест;
фонограмма песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.)
Ожидаемые результаты: активизация образования обучающихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.
Ход урока.
1. Этап психологического настроя
Звучит музыка военных лет.
На доске эпиграф:
Пусть ни одна бомба не упадет на нашу планету,
Пусть ни одна слеза не упадет на израненную войной землю…
Учитель читает отрывок из поэмы С. Острового «Баллада о любви»
   Когда на трибуну съезда вышли двое:  женщина и мужчина, зал замер:
   Женщина была очень красива. Мужчина был абсолютно слеп.
   В зале стало так тихо, как бывает только на маленьких лесных полянах,
   Когда один бой только что кончился, а другой еще не начинался.
   Резко вскинув голову, как стоят перед вершиной, перед тем,
   Что тебе дороже всего, человек начал свою речь.
   Я говорю это всем, всем, кто живет под солнцем,
   Всем, кто лежит в земле ,всем кто будет жить в будущем.
   Люди! Верьте дню и не бойтесь ночи! На Земле столько чудес
   И столько великого, что этого хватит каждому!
   Для этого вовсе не надо убивать друг друга …
  Так давайте же вовсе века пожалеем нашу старую Землю,
   Она стоит этого. Земля слишком мала, чтобы подносить
   Спичку к дому соседа. Тем более, что у этой спички
   Ядерная головка. Пусть ни одна бомба не упадет на нашу планету,
   Пусть ни одна слеза не упадет на израненную войной землю .   Человеческие слезы слишком солоны, чтобы ими удобрять землю…
   А Земля должна плодоносить! А дети должны расти!                               
   А солнце должно освещать дорогу!
   А единственная любовь моя всегда  рядом со мной.
   Это и есть ЖИЗНЬ!
      -Какой теме посвящен наш классный час?
      -Что такое война в вашем понятии?  ( Словарь. Война-организованная борьба между государствами или общественными классами.)
       -О какой войне пойдет речь? Когда она была?

Ученик читает отрывок из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года»:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось.
(Просмотр видео «Начало войны»).
2. Хроника военных событий.

1 ученик: Утром 22 июня 1941 года – это день, когда, немецкие фашисты напали на мирных жителей без предупреждения. Началась война, страшная война. Война с Германией вошла в историю как Великая Отечественная. На защиту Родины поднялся весь народ. Из  всех войн, которые пережила  Россия, эта была самой  кровопролитной и самой жестокой.Гитлеровцы  имели не только хорошо оснащенную армию, но и    военный опыт. Они одержали накануне победу в Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании.  Гитлер и его армия  хотели  завоевать СССР также быстро.  Но тут их расчеты не оправдались. Наши солдаты оказали сопротивление.
2 ученик: В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, нападению подверглась Брестская крепость, в которой находилось примерно 3,5 тыс.чел. Несмотря на то, что силы явно были неравны, гарнизон Брестской крепости с честью оборонялся в течение месяца – до 23 июля 1941 года. (Слайд 2)

3 ученик: Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого враг никак не ожидал. Упорное героическое сопротивление советских воинов встретили немецко-фашистские захватчики на территории каждого крепостного укрепления. Перед бойцами дивизиона стояла задача - задержать врага в этой зоне, не дать ему возможности проникнуть на территории укрепления и сорвать выход частей из крепости. В северной части главного вала в районе Северных ворот в течение двух дней сражалась группа бойцов из разных подразделений (из тех, кто прикрывал выход и был ранен или не успел уйти) под руководством командира 44-го стрелкового полка майора П.М. Гаврилова. Форт стал неприступным для немецкой пехоты. По свидетельству противника, "сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и подковообразного двора скашивал каждого приближающегося. Оставалось только одно решение - голодом и жаждой принудить русских сдаться в плен...". Гитлеровцы методически целую неделю атаковали крепость. (Слайд 3)

П.М.Гаврилов
4 ученик: Советским воинам приходилось отбивать по 6-8 атак в день. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Фашисты пустили в ход танки, огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью. Горели и рушились казематы, нечем было дышать, но когда в атаку шла вражеская пехота, снова завязывались рукопашные схватки. В короткие промежутки относительного затишья в репродукторах раздавались призывы сдаваться в плен. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника. К концу июня враг захватил большую часть крепости, 29 и ЗО июня гитлеровцы предприняли непрерывный двухсуточный штурм крепости с использованием мощных (500 и 1800-килограммовых) авиабомб. 30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых. В результате кровопролитных боев и понесенных потерь оборона крепости распалась на ряд изолированных очагов сопротивления.
Стоят в России обелиски,На них фамилии солдат…Мои ровесники мальчишкиПод обелисками лежат.И к ним, притихшие в печали,Цветы приносят полевыеДевчонки те, что их так ждали,Теперь уже совсем седые.(А. Терновский)
5 ученик: Оборона Брестской крепости - пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР. Защитники крепости - воины более чем 30 национальностей СССР - до конца выполнили свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Гаврилову и лейтенанту Кижеватову. (Слайд 4)

6 ученик: Затем враг снова стал прорываться  в  центр страны, и был уже на подходе в Москву. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам.  Отдельные разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия захватить  Москву  закончились полным провалом. Наши войска  остановили гитлеровцев. И  немцам пришлось  отступить. Это было первое крупное поражение врага. Тяжелые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Санкт – Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания. От  сильного голода и  холода, частых обстрелов и бомбежек, погибло почти 850 тысяч человек. Но врагу  так и не удалось сломить до конца великий город. 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано. (Слайд 5)
7 ученик: Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город - Волгоград).
Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы  потеряли  убитыми,  ранеными и пленными – почти полтора  миллиона человек. Затем наши войска уничтожили  вражеские войска  в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.
 Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года  жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом  закончилась.  С этого времени дата 9 мая - считается великим праздником Победы. Советская армия освободила  не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны.  Победа нам  досталась  ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек.
Каждый год  9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам. Во всех храмах России 9 мая проводятся поминальные службы. Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.
Майский праздник –День ПобедыОтмечает вся страна.Надевают наши дедыБоевые ордена.Их с утра зовёт дорогаНа торжественный парад.И задумчиво с порогаВслед им бабушки глядят.(Т. Белозёров)
3. Основная беседа.
День Победы – это один из самых особых, главных праздников в нашей стране. Как Вы думаете, почему? (Рассуждения детей).День Победы в нашей стране всегда был особым праздником – праздником со слезами на глазах, так как к нему причастна каждая семья, положившая на алтарь Победы жизни и судьбы своих родных и близких. 70 лет назад, 9 мая 1945 года, завершилась Великая Отечественная война. Тогда наша армия отстояла  нашу землю. И перестала литься кровь  советских солдат, люди стали возвращаться к  мирной жизни. Вечная память тем, кто пал на полях сражений и от лишений Великой Отечественной Войны, не пал духом и как мог приближал 9 мая 1945 года.
День Победы 9 Мая –Праздник мира в стране и весны.В этот день мы солдат вспоминаем,Не вернувшихся в семьи с войны.В этот праздник мы чествуем дедов,Защитивших родную страну,Подарившим народам ПобедуИ вернувшим нам мир и весну!(Н. Томилина)
Ребята, как Вы думаете, 70 лет назад, это много или мало? Почему? (Рассуждения детей).Много, так как ушла из жизни большая часть тех, кто добывал Победу в тяжелейшие годы на фронте и в тылу, и мало, чтобы забылись боль и страдания, причиненные войной. Победа далась большой ценой, и тем бережнее мы должны хранить этот святой для нас праздник, хранить память о миллионах наших соотечественников, отдавших свои жизни за свободу и независимость страны.
4. Дети в ВОВ
- В борьбе с фашистами взрослым помогали и дети, среди них были и ваши ровесники.
(Рассказ подготовленных детей)
 
Володя Жданов-ученик 3 класса деревни Веретино Курганской области. Он спас от преследования гитлеровцев раненого красноармейца, помог ему спрятаться в безопасном месте, перевязал раны ,добывал для него продукты. Когда боец окреп ,Володя вывел его в лес к партизанам.
 
 Витя Тихонов. Во время блокады Ленинграда 7-летний Витя храбро расправлялся с зажигательными бомбами. Его как-то спросили:
     -Как же ты тушишь зажигалки?
 -А я бомбу за хвост, и в песок, в песок,- ответил смелый мальчик.
  -За нас с вами они отдали жизнь, но они живы, потому что их именами названы школы, улицы. Потому что они любили жизнь, любили песни, походы, любили труд.
    Их много, героев, погибших за наше счастье, но остались живы Сережа Алешкин, Ваня Андрианов, Костя Кравчук…
  Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.
Чтец          Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка - Связной.
 Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной...
 
     Ребята с хутора Синеоковский: Серёжа Землянский, Шура Величенко, Шура Иванов и неизвестный мальчик (на заднем плане):
  Пермь. На Пермском моторостроительном заводе имени Я.М.Свердлова в годы войны работали совсем молодые рабочие, некоторым было по 12-14 лет. На снимке: двенадцатилетний фрезеровщик.

Юный партизан Пётр Гурко из отряда «За власть Советов»:
Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны!
5. Поисковая работа учащихся.
Учитель: Победа нашему народу досталась огромной ценой. Наши деды и прадеды делали всё возможное и даже невозможное. Кому мы обязаны жизнью под мирным небом?
  Ученик. Тема моей поисковой работы «Моё село Воинка в годы Великой Отечественной войны». Мирная жизнь моего села была прервана Великой Отечественной войной.  Уже с первых дней войны около 100 жителей ушли на фронт.
  В 1941 г. в селе организован партизанский отряд. Одним из первых в ряды народных мстителей вступил председатель колхоза "День урожая" Д.С. Манзенко.
  30 октября 1941 г. фашисты оккупировали село. В первые же дни своего пребывания в селе захватчики расстреляли 10 жителей. На территории села был организован лагерь для советских военнопленных, где уничтожили 1,2 тыс. человек.
  В 1942 г. в селе действовала подпольная патриотическая группа под руководством И.П. Кондратова, которая вела разведывательную и диверсионную работу.
  12 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта освободили село. Началось восстановление разрушенного войной хозяйства.

6. Минута молчания.
7. Тестовая работа.
Учитель: По итогам материалов урока выполните тест.
Дата начала Великой Отечественной войны.
а) 21 июня 1941 года;
б) 22 июня 1941 года;
в) 23 июля 1941 года.
2. Гарнизон, какой крепости с честью оборонялся в течение первого месяца войны?
а) Брестской крепости;
б) Братской крепости;
в) Берлинской крепости.
3. Кому было присвоено Звание Героя Советского Союза за оборону Брестской крепости?
а) майору Гаврилову;
б) лейтенанту Кижеватову;
в) Ю.А.Гагарину.
4. Сколько дней и ночей город Ленинград находился в осаде?
а) 365 дней и ночей;
б) 365 дней и ночей;
в) 900 дней и ночей.
5. Дата прорыва блокадного кольца Ленинграда.
а) 27 января 1944 года;
б) 27 февраля 1944 года;
в) 27 марта 1944 года.
6. Дата завершения Великой Отечественной войны.
а) 19 мая 1945 года;
б) 29 мая 1945 года;
в) 9 мая 1945 года.
7. Сколько лет исполняется в 2015 году со Дня Победы?
а) 65 лет;
б) 70 лет;
в) 75 лет.
8. Заключительная часть.
Учитель: День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!

(Звучит фонограмма песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.) (Слайды 6-7)
На этом наш урок мужества окончен.
Список использованных источников.
1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Калашникова О.В. Праздники круглый год: в учебное время и летом. – В.: Издательство «Учитель», 2002.
3. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
4. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. – В.: Издательство «Учитель», 2002.
5. Ордена и медали СССР. Колесников Г.А., Рожков А.М. История, Военная история, 1986 г.
6. Рассказы о Великой Отечественной войне. Алексеев С. П. С. П. Алексеев, А. В. Митяев, А. Н. Печерская. - М. : Дрофа-Плюс, 2008.
7. Товарищи в борьбе. Поплавский С.Г. – М.: Воениздат, 1974 г.
http://www.youtube.com/watch?v=hG_kf5mxTac видео «Начало войны»;
http://yandex.ru/images/search?text= Брестская крепость.