Мультимедийное наглядное пособие по математике для 1 класса «Сравнение групп предметов. Отношение «больше» , «меньше», «столько же»»

Урок математики в 1 классе «Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же»»
по программе «Школа 2100»

Выполнила учитель начальных классов
МБОУСОШ №121 г. Снежинск
Елисеева Елена Владимировна.

Тема урока: «Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же»».
Цели и задачи урока:
провести работу на сравнение различных групп предметов;
дать представление о категориях «больше», «меньше», «столько же»;
учить сравнивать предметы опытным путем, производить арифметические действия;
активизировать умственную деятельность, развивать умение сочетать мысленные и практические пробы при поиске решения задач;
воспитывать интерес к точным наукам, в частности к математике.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: коллективная работа, метод.
демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, работа с раздаточным материалом.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы, во время письменного выполнения заданий.




Урок математики 1 класс. 1 слайд.
Тема: Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же». 2 слайд.
Цели и задачи:
- провести работу на сравнение различных групп предметов;
- дать представление о категориях «больше», «меньше», «столько же»;
- учить сравнивать предметы опытным путем, производить арифметические действия;
- воспитывать интерес к точным наукам, в частности к математике.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Математику, друзья, 3 слайд.
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика.
2. Повторение изученного материала.
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Яблоки.) 4 слайд.
- Эти яблоки нашел ежик. Однако он никак не может сосчитать, сколько у него яблок. Давайте поможем ежику. Сколько у ежика яблок?
- Какого цвета третье яблоко?
-А желтое яблоко которое по счету?
-Отгадай загадку. 5 слайд.
Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
-А у нас тоже расцвела ромашка. Давайте посчитаем- самостоятельно, каждый про себя, сколько лепестков у нашей ромашки. (9.)
-Посчитаем вслух. С какого лепестка начнем считать? (С самого верхнего.)
(Дети хором вслух считают лепестки, на которые указывает учитель.)
-Сколько у нас получилось лепестков? (9.)
-А сейчас давайте начнем считать с другого лепестка. Я буду показывать, а вы хором считайте.
-Попробуем посчитать еще раз и опять с другого лепестка. Сколько у нас получилось лепестков? (9.)
-Как вы думаете, почему у нас всегда получается девять лепестков? (Потому что мы не изменяли количество лепестков.)
А вот ежик посчитал, и у него получилось десять лепестков. В чем дело? (Он посчитал первый лепесток два раза.)
Физкультминутка. 6 слайд.
3. Работа над новым материалом.
-Сегодня мы поговорим с вами о таких отношениях, как «больше», «меньше», «столько же». Приготовьте для работы наши коробочки с фигурками, и будем выполнять действия вместе: вы у себя на партах, а я у доски. На первую полочку я положу четыре синих квадрата, а на вторую – три красных кружка. 7 слайд.
-Как, не считая, можно сравнить число квадратов и кружков? ( Можно составить пары квадратов и кружков.)
-Посмотрите, что у нас получилось? (Без пары остался квадрат.)
-Что можно сказать о количестве квадратов? (Квадратов больше.)
-Что можно сказать о количестве кружков? (Кружков меньше.)
--Что нужно сделать, чтобы квадратов стало столько же, сколько и кружков? (Добавить один кружок.)
-Нарисуйте у себя в тетрадях столько же кружочков. Сколько кружочков надо нарисовать? (3.)
-Ниже нарисуйте столько же квадратов, сколько на экране. Сколько вы нарисуете квадратов? (4.)
-Посмотрите на экран. От шариков оторвались веревочки и 8 слайд. разлетелись. Как нам узнать чего у нас больше: шариков или веревочек? ( Нужно привязать шарики к веревочкам.)
Правильно, сейчас вы по очереди будете подходить ко мне и прикреплять шарики к веревочкам. ( Школьники выполняют.)
-Ну вот последний шарик привязан. Что у нас получилось? ( Одна веревочка осталась без шарика.)
-Что мы можем сказать о количестве веревочек?
-Что мы можем сказать о количестве шариков?
-Что нам нужно сделать, чтобы шариков стало столько же сколько веревочек? ( Найти и привязать улетевший шарик.)
-А еще что можно сделать? ( Убрать веревочку.)
У нас есть две коробочки. Одна с карандашами, а другая с ручками. Давайте сравним количество ручек и карандашей. Будем одновременно вынимать по одному предмету из обеих коробок, пока в одной из коробок или в обеих сразу не останется ни одного предмета. 9 слайд.
-Что можно сказать о количестве карандашей?
-Что можно сказать о количестве ручек?
-Что можно сделать, чтобы ручек стало столько же, сколько карандашей? 10 слайд.
-Посмотрите на экран. Кто здесь изображен? ( Три поросенка.)
-Сравните и скажите: больше домиков или поросят? ( Одинаково, столько же.)
-Почему? ( Потому что у каждого поросенка есть домик.)
Физкультминутка. 11 слайд.
Раз, два,
(Поднять руки над головой.)
Три, четыре.
(Опустить и вытянуть прямые руки перед собой.)
Сосчитаем
(Развести прямые руки в стороны.)
Дыры в сыре.
(Опустить прямые руки по швам.)
Если в сыре
Много дыр,
(Сделать три приседания.)
Значит,
Вкусным будет сыр.
(Встать на носочки и потянуться вверх.)
Если в нем
(Наклониться влево, руки на поясе.)
Одна дыра,
(Наклониться вправо, руки на поясе.)
Значит, вкусным
(Наклон назад, руки на поясе.)
Был вчера.
(Наклон вперед, руки на поясе.)
-Мы с вами немного отдохнули, поэтому можем продолжить работу.
-А сейчас мы с вами поиграем. Весь класс делится на три команды: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Я буду показывать вам картинки и задавать вопросы. Вы должны поднять руку и правильно ответить на вопрос. Каждый правильный ответ приносит ряду один балл. В конце игры подведем итоги.
-Чего больше: яблок или груш? 12 слайд.
-Чего меньше: вишенок или клубничек? 13 слайд.
-Чего больше: машин или велосипедов? 14 слайд.
-Каких цветов больше? 15 слайд.
-Кого меньше? 16 слайд.
Картинки у меня закончились, поэтому давайте посмотрим, какой ряд у нас выиграл. Давайте скажем этому ряду: «Молодцы!» 17 слайд.
Откройте свои тетради. На доске по клеточкам я нарисую вам змейку.
Вы в своих тетрадях должны также по клеточкам продолжить эту змейку от начала строчки до ее конца.
Решите задачу. 18 слайд.
Поспорили жук и паук-
У кого больше ног, больше рук.
Жук говорит:
-У меня их шесть!
А паук говорит:
-У меня не счесть!
Хотя у него их – восемь.
Помоги им с этим вопросом:
У кого же из двух
Больше ног, больше рук? ( У паука.)
-Почему у паука больше ног и рук? (8 больше 6.)
4. Подведение итогов.
-Чему мы сегодня научились на уроке? (Сравнивать предметы.)
-Посмотрите на экран. 19 слайд.
-Сравните количество треугольников и квадратов. Что мы можем сказать о количестве этих геометрических фигур?
-Что нужно сделать, чтобы треугольников стало столько же, сколько и квадратов? 20 слайд.
-Так какие отношения между предметами мы с вами рассматривали?
Домашнее задание. 21 слайд.
Посчитать дома количество ложек и вилок. Ответить на вопрос, каких предметов больше, а каких меньше.

Методическая часть

Применение информационно- коммуникационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции их умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Предполагаемый урок предусматривает иллюстративный материал, занимательные задания, практическую работу.
Предполагается, что до проведения данного урока с учениками были проведены занятия по обучению компьютерным умениям, на которых учащиеся познакомились с тем, что представляет собой персональный компьютер, каковы его возможности, как можно управлять компьютером, для чего служит манипулятор – мышь. Данное учебное занятие проводится в учебной аудитории начальной школы, оснащенной одним персональным компьютером, подключенным к медиапроектору.


Технологическая часть

Технологическая часть работы представляет собой мультимедийную презентацию по теме «Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же». Математика. 1 класс.
Оборудование: компьютер, экран, презентация урока, выполненная посредством программы Power Point, входящая в состав Microsoft Office 2003.