урок математике по теме «Арифметические действия. Запись результата выполнения действия сложения с использованием знака «+» Закрепление понятий «слагаемые» и «сумма» ( 1 класс)
УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
«Арифметические действия. Запись результата выполнения действия сложения с использованием знака «+» Закрепление понятий «слагаемые» и «сумма»
Разработала учитель начальных классов: Маковская В.В.
Конспект урока по математике.
1 класс
Тема: «Арифметические действия. Запись результата выполнения действия сложения с использованием знака «+» Закрепление понятий «слагаемые» и «сумма»
Цели урока:
продолжить знакомство с терминами “слагаемое”, “сумма”, использовать эти термины при чтении записей; продолжить работу над формированием умений прибавить и вычесть 2, повторить и закрепить знания обучающихся о составе чисел первого десятка, умение решать задачи; формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе; развивать логическое мышление, речь, внимание, память учащихся.
Оборудование:
рисунки сказочных героев – гномики “Умник”, “Задачкин”, демонстрационная таблица с компонентами при сложении (интерактивная доска), набор геометрических фигур, схема – опора для решения задачи, карточки для групповой работы, учебник “Математика”.
Ход урока
1. Организационный момент. (Обеспечение готовности школьников к работе на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность).
- В начале урока мы создадим друг другу хорошее рабочее настроение.- Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы наш сегодняшний урок получился интересным и полезным? (Ответы детей)
Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся по ранее изученному материалу).
Давайте начнем наш урок с улыбок друг другу. От ваших улыбок стало так светло, что к нам пришел весёлый человечек. Он просит отгадать 2 числа, сложив которые мы получим 9:
+ = 9
Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
6 + =10
5 + = 8
8 + = 8
6 + =8
7 + = 10
5 + = 10
Устный арифметический диктант:
- назовите число, которое следует за числом 5;- назовите число, которое предшествует 4;- назовите соседей числа 8;- назовите число, которое стоит между числами 6 и 8. Ребята, как вы считаете, сколько разрезов нужно сделать, чтобы разделить верёвку на 4 части.
А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:
Вот восемь зайчатПо дорожке идут.За ними вдогонку Двое идут.Так сколько ж всегоПо дорожке леснойТоропится в школуЗайчишек зимой?
Три гуся летят над нами,Три других за облаками.Два спустились на ручей.Сколько было всех гусей?
Есть у Нади пять тетрадей.Папа девочке их дал.Дал и Ире он четыре.Ты б тетради подсчитал.
А это задание для очень внимательных детей:
Игра “День – ночь” (ребята закрывают глаза и стараются сосчитать предложенный учителем пример):
4-1-1-1+2
Работа по теме урока. (Применение изученных знаний в новых практических ситуациях).
- Мы прибавляли числа. Вспомните, как называются числа при сложении. (Числа при сложении называются слагаемыми).- Как называется число, которое получается в результате сложения? (Сумма)- Чему равна сумма чисел 4 и 3?- Назовите 1 слагаемое, 2 слагаемое.
- Ребята к нам в гости пришёл гномик. Зовут его “Умник”. (На доске появляется изображение гномика, в руках у которого знаки “+”, “-”). Он очень любит решать примеры. Но особенно ему нравится читать математические выражения разными способами. Расскажите гномику, как умеете это делать вы…
Сумма чисел 4-х и 3-х равна 7
4- это 1 слагаемое, 3- это 2 слагаемое, 7 – это сумма
4 плюс 3 равно семи
К 4 прибавить 3 получится 7
- Чему равна сумма чисел 6 и 1?- Прочитайте математические выражения по-разному…
Повторение и систематизация ведущих идей предыдущих уроков:
Работа над задачей:
- А вот этого гномика зовут “Задачкин” (На доске появляется изображение гномика с вопросительным знаком в руке). Он очень любит решать задачи. Над одной из них он предлагает поработать вам:
У Кати было 5 кукол. На день рождения ей подарили 2 куклы.
- О чём можно спросить в задаче? (Сколько кукол стало у Кати?) - Больше или меньше кукол стало у Кати?- Как записать решение задачи?
(Дети записывают решение задачи и ответ)
Творческая работа:
- Ребята, а теперь составьте мне подобные задачи, чтобы они решались так: 5+2=7
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.Поднимаем руки мы по команде “раз”А над нами весело шелестит листва.Опускаем руки мы по команде “два”.Соберём в корзинки ягоды, грибы-Дружно наклоняемся по команде “три”.На четыре и на пятьБудем дружно мы скакать.Ну, а по команде “шесть”Всем за парты тихо сесть!
Работа над геометрическим материалом: (работа ведется с использованием ИКТ)
- Что это такое за линия? (Прямая). Докажите.- Сколько прямых линий можно провести через одну точку?- Сколько прямых линий можно провести через две точки?- Чем отличается прямая линия от отрезка?- Начертите отрезок, длина которого равна 4 см.
Геометрическая игра “Какая фигура исчезла?”
- А теперь поиграем в игру “Какая фигура исчезла?”
(На доске геометрические фигуры: красный треугольник, синий круг, жёлтый квадрат, зелёный треугольник, красный прямоугольник. К доске выходят два ученика. Одному ученику закрывают глаза. Другой ученик прячет одну фигуру. Затем первый пытается отгадать исчезнувшую фигуру). Коллективная работа учащихся. (Работа в группах).
Ребята, прежде, чем мы начнём работать в группах, я хочу, чтобы вы вспомнили правила дружной работы. На доске появляется плакат:
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса
Исправляй товарища так, чтобы не обидеть.
Береги каждую минуту.
Каждая группа получает карточки с заданиями, в которых необходимо расставить числа в порядке возрастания и отгадать зашифрованное слово:
№ 1
6 1 5 2 4 3
а с ц и и н
№ 2
6 1 5 2 4 3
а в но о р
№ 3
6 1 5 2 4 3
а с к о о р
№ 4
6 1 5 2 4 3
а л ц и и с
На доске появляются отгаданные слова:
синица
ворона
сорока
лисица
- Какое слово лишнее? Почему? (Дети доказывают своё решение)
Работа по учебнику:
- Кто ошибся Буратино или Чиполлино? Почему?
(Закрепление алгоритма сложения и вычитания двух)
Самостоятельная работа на уроке. (Для самостоятельной работы детям предлагаются дифференцированные задания)
- Надеюсь, вы не допустите ошибок и решите примеры правильно:
4+2=
6-2=
5+2=
8-2=
Сильные ученики решают следующие неравенства:
5+2 *7
4+1 * 5
3-2 * 2
2-2 * 0
(Проверка результатов работы осуществляется в парах.)
Подведение итогов. Рефлексия.
- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего задания. (Дети продолжают предложения записанные на доске)
Сегодня на уроке я сомневался…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Какие задания вы бы включили в урок…
- Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что всё то новое, что мы сегодня узнали на уроке, нам очень пригодится в нашей дальнейшей учёбе.