Методические рекомендации учителю начальной школы для работы со слабоуспевающими детьми
Методические рекомендации и
педагогические инструменты учителю начальных классов для работы
со слабоуспевающими учащимися на урокеМетодические рекомендации подготовлены в связи актуальностью данной темы на сегодняшний день:
Почти в каждом классе обычного общеобразовательного учреждения есть дети слабоуспевающие;
Есть и отдельные классы, где сосредоточено много таких учеников.
Методические рекомендации в своей работе я изложу поэтапно, каждому этапу работы со слабоуспевающими детьми соответствуют отдельные рекомендации.
ЭТАП 1
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
В психолого-педагогической литературе выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
Физиологические причины – общая слабость здоровья, частые болезни, инфекции, заболевания нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе, отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1 – Недостатки познавательной деятельности: несформированность приемов учебной деятельности, недостатки развития психических процессов, неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
Рассмотрим подробнее первую группу причин неуспеваемости и приведем методические рекомендации.
Несформированность приемов учебной деятельности – такие дети просто не умеют учиться, так как учебная деятельность требует овладения определенными знаниями и способами учебных действий (счет в уме, заучивание наизусть). Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки закрепляются.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
ПРИМЕР: если ребенок на уроках литературного чтения вычленяет основные части текста по образцам, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: выделение опорных пунктов, составление плана, составление логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли. Постепенно ребенок привыкает к тому, любой текст в виде задания, правила он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
Недостатки развития психических процессов – здесь говорится, прежде всего, о недостаточной развитии мышления, так как именно мышление, в сочетании с памятью и вниманием, является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучение младшего школьника.
ПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где нужно уже использовать логическую память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретно операция страдает, и довести до уровня осознания.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей – здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности. Поэтому неуспевающим ребенком станет то ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя неуютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа, в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь), в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материал.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам, с учетом степени их подготовленности, при дозировке домашнего задания, определения вариантов классных и контрольных работ. А так же является целесообразным:
Дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
Не заставлять отвечать новый, только что пройденный на уроке материал;
Путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
Осторожно оценивать неудачи ученика;
Желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Перейдем рассмотрению второй группы причин неуспеваемости.
2 – Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка – несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника.
Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые ему посильны, выполнимы и соответствуют его возможностям.
Определение тех сфер деятельности, в ходе которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
Закрепление осознания школьником имеющихся у него достижений и успехов.
Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности.
Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, что они были понятны самому ученику.
Формирование учебных интересов, дополнительный развивающий материал, использование на уроке наглядного материала, широкое использование собственных наблюдений.
ЭТАП 2
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
обучающихся при организации учебного процесса
Психологи рекомендуют обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, то есть учить многосенсорно.
Многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников, что позволяет сформировать целостную картину мира. Однако при организации индивидуальной работы, при объяснении сложного материала следует учитывать особенности индивидуального развития модальной системы учащихся:
Работая с учеником – визуалом, используйте слова, описывающие цвета, размер, форму, местонахождение с высокой скоростью смены деятельности.
ПРИМЕР: визуалу необходимо иметь на уроке листок, на котором в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать. Замечания ученику необходимо делать на его языке – покачать головой.
Работая с аудиалом, используйте вариации голосом (громкость, паузы, высоту). Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами, без этого он не может справиться с заданием, а нужно сказать тихо, шепотом.
Работая с кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость психических процессов. Помните, кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, чем больше преувеличение, тем лучше для запоминания. Нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочно запоминание материала. Можно дотронуться до плеч.
ЭТАП 3
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ
Этапы урока Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложить примерный план ответа;
Разрешить пользоваться наглядным пособием;
Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала Применить меры поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, оформления доски к уроку и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснения сути проблемы, высказанной сильным учеником
В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях рядя простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
ВЫВОД: Основными факторами сохранения здоровья слабоуспевающего школьника являются:
1. Здоровая нервная система
2. Спокойная и доброжелательная обстановка не только в школе, но и в семье, создание условий для полноценного развития ребенка.
3. Психологически комфортный микроклимат в классе.