Разработка урока Политическое сознание и политическое поведение с презентацией


Т ема урока: «Политическое сознание и политические идеологии»
Цели:
Познавательная - сформировать у обучающихся целостное представление об основных видах политической идеологии, сформировать и закрепить понятия: политическая идеология, либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм.Развивающая - способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы и работы в группе, умения выделять из текста главное, сравнивать и характеризовать выделенные объекты изучения, делать основные выводы.
Воспитательная - формирование мировоззренческой позиции, потребности социально-активного поведения.
Методическое оснащение урока:
Презентация (Приложение №1)
Раздаточный материал (Приложение №2, Приложение №3)
Межпредметные связи: история, экономика.
Основные понятия для усвоения: политическая идеология, либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм.
План урока
Организационный момент. Приветствие. Сообщение и актуализация целей урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала
Понятие "политическая идеология"
Виды политических идеологий.

Ход урока
1. Организационный момент.
В начале урока я предлагаю посмотреть слайды. С их помощью, в результате логического размышления, мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Помогут вам это сделать вопросы-подсказки:
1) Какую сферу общественной жизни отражают показанные слайды?
2) Кем являются лица, представленные в сюжете? (Приложение №1, слайд№1)
Учащиеся (предполагаемый ответ): показанные слайды отражают политическую сферу жизни общества, на них мы видим политических деятелей, лидеров разных партий.
Учитель: Кого мы называем политическим лидером?
Учащиеся (предполагаемый ответ): тех, кто стоит во главе политических партий, политических движений.
Учитель: А какие политические партии современной России вы знаете?
Учащиеся (предполагаемый ответ): ЛДПР, "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия".
Учитель: Чем отличаются эти партии друг от друга, в чем вы видите разницу между ними?
Учащиеся (предполагаемый ответ): эти партии отличаются идеями, целями, партийными программами, методами политической борьбы.
Учитель: Совершенно верно! Все, что вы перечислили можно объединить и назвать одним термином - идеология. Следовательно, тема нашего урока - "Политическое сознание и политические идеологии".
(Учащиеся записывают название темы в тетрадях)
Учитель: В ходе сегодняшнего урока вы должны получить четкое представление о том, что такое политическая идеология и какие существуют виды политических идеологий, что их объединяет, в чем их отличия; узнать, роль политической жизни . В 10-м классе мы уже изучали блок тем по политике. Для актуализации этих знаний и в рамках подготовки к ЕГЭ я предлагаю вашему вниманию несколько тренажеров по теме «Политика».
Приложение №1 «Мы общество».
Приложение №2 «ЕГЭ. Блок ПОЛИТИКА».
2. Изучение нового материала.
Учитель: Термин "идеология" - "наука об идеях" впервые вошел в научный обиход во Франции в конце XVIII века. В настоящее время идеологию определяют как систему взглядов определенной социальной группы на устройство и развитие общества (учащиеся делают запись в тетрадях. Учитель: итак, политическая идеология - какую же роль она играет?
Роль политической идеологии выражается в том, что она формирует ценности людей в системе отношений: государство-человек, государство-власть-человек, государство-экономика. Побуждает людей к политическому действию, мобилизует их волю и активность. Оказывает влияние на выбор метода политической борьбы, политического действия. Если интересы представителей определенной социальной группы соблюдаются, то они стремятся к сохранению существующего положения вещей, если же их потребности не удовлетворяются, они становятся на путь борьбы. Политическая борьба может проводиться либо в рамках существующих норм закона, либо с их нарушением, то есть достижение власти осуществляется через свержение существующего строя. Люди, разделяющие одну идеологию, объединяются в политические организации - партии, движения.
Политическая идеология выражается в лозунгах и программах партий. Часто бывает так, что лозунги и программы партии противоречат друг другу. Поэтому, чтобы не стать объектом идеологического манипулирования, необходимо критически относиться к тому, что предлагают нам в качестве ценностей политические партии. Только в этом случае мы сможем выбрать то, что нам действительно подходит и действительно отражает наши интересы.
Учитель: Для того чтобы вам как будущим или уже состоявшимся избирателям сделать правильный выбор, определить свои политические пристрастия, мы на этом уроке познакомимся с основными видами политических идеологий, которые являются основой, ядром программ существующих ныне партий.
Учитель: Сейчас мы начинаем самостоятельную работу по изучению основных политических идеологий. Класс делится на 4 группы, каждая получает раздаточный материал с изложение основных положений либерализма, консерватизма, социализма.
(Ответы учащихся сравниваются с ответами на слайдах презентации. Приложение №1, слайды №№ 5,6,7)Таким образом, политическая идеология включает в себя:
во-первых представление о модели желаемого общественного устройства в социальной, политической и экономической сферах;
во-вторых - пути построения желаемого общества (Приложение №1, слайд№8)
Учитель: Задание№2 (Приложение №3). Проследить взаимосвязь политической партии и идеологии на примерах российских партий, выдвинуть своего кандидата в парламент и представить "Модели желаемого общества".

анализа всех идеологий выдвигает проект своей национальной идеи
Итак, на сегодняшнем уроке мы
выяснили сущность понятия «идеология»,
изучили структуру и функции идеологии,
основные идейные направления современности: либерализм, консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни общества.
сделали вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.
Учитель: Как мы с вами уже отмечали в начале урока, в основе программы любой политической партии лежат принципы той или иной идеологии. Политическая идеология - явление развивающееся. Программы современных политических партий, в том числе и российских, нельзя четко отнести к той или иной идеологии, они базируются на принципах нескольких политических идеологий. В этом мы с вами убедимся на следующем уроке, посвященном партийной системе современной Росси
Вводится понятие электорат.
3. Подведение итогов урока.
1. Какие конкретные взгляды либералов вам близки, которые вы разделяете? Почему?2. С какими принципами консерваторов вы не можете согласиться? Почему?
3. Как вы думаете, играет ли фашистская идеология важную роль в современной политической жизни России? Какие профашистские движения в России вы знаете?
4. Как вы думаете, можно ли создать четкую политическую программу на основе коммунистических взглядов, которая будет поддержана большинством населения России?
5. В чем преимущество реформаторского пути развития общества перед революционным, а в чем его недостаток?