Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования
Донская М.В., МДОУ «Детский сад №2 г. Черемхово», г. Черемхово
Проблема профессионального выгорания приобретает все большую актуальность на сегодняшний день в связи с возросшими требованиями общества к качеству образования. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения [1]. Но наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания является категория педагогов дошкольного образования. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую нагрузку, самоотверженную помощь воспитанникам и семьям воспитанников, высокую ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, дисбаланс между интеллектуально – энергетическими затратами и морально – материальным вознаграждением, поведение детей с особыми образовательными потребностями[2].
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторах, способствующих его появлению, однако в практическом плане актуальной стала проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования[4]. Ведущим симптомом выгорания было выявлено психоэмоциональное истощение. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей[3].
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Структура синдрома профессионального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз: напряжения, резистенции, истощения.
Риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов, при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, трудно ощутимыми результатами работы, неразрешённых личностных конфликтов[4]. Профессиональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности педагога и требует коррекции - программа профилактики эмоционального выгорания педагогов[5].
При решения данных задач была создана программа коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии», в которой приняли участие 27 человек. Программа реализовывалась на базе МДОУ «Детский сад №2» в 2013-2014 учебном году.
Диагностика профессионального выгорания педагогов осуществлялась с помощью следующих методик.
1.Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (модификация методики В. В. Бойко);
2.«Определение психического «выгорания» А.А. Рукавишникова.
Целью программы является создание организационных условий способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Задачи программы:
1.Формировать позитивное отношение педагогов к себе, своим воспитанникам, к жизни;
2.Создавать условия для активизации личностной рефлексии, стимуляции интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию;
3.Повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов;
4.Обучать педагогов способам саморегуляции, технологиям снятия психоэмоционального напряжения;
Программа рассчитана на 20 часов: 10 занятий по 2 часа, 1 занятие в неделю.
Для организации условий профилактики эмоционального выгорания по реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: пространство для проведения занятий (музыкальный зал), музыкальное сопровождение, компьютерные программы с видеозаписями релаксационного действия, коврики и маты для выполнения упражнений лежа, канцтовары.
Новизна программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы, принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции.
Программа коррекции эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии» эффективна в работе и имеет практическое значение. Универсальность и гибкость программы позволяют успешно использовать ее и для профилактики эмоционального выгорания у тех, кто много работает, общается, чья работа связана с ответственностью и руководством.
Методологической основой программы составили исследования, посвященные проблеме эмоционального выгорания педагогов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, С.Джексон, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
После завершения программы мы провели повторную диагностику для оценки ее эффективности с использованием тех же методики, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов показывает, что педагоги стали использовать более эффективные способы снятия напряжения, повысилась комфортность состояния, улучшился эмоциональных фон, и поэтому возросла продуктивность деятельности. Большое значение для достижения таких результатов имело повышение осознанности собственных действий и состояний в результате анализа с помощью разных игры и упражнений.
Прежде всего, нами было выявлено, что количество педагогов со сформированными фазами эмоционального выгорания уменьшилось, а с несформированными, наоборот, увеличилось. У педагогов уменьшилось ощущение неудовлетворенности собой, снизилась тревожность и депрессивные проявления, повысилась уверенность в себе.
О положительной динамики свидетельствует и то, что количество педагогов с низкий индексом выгорания возросло до 40%, с высоким индексом уменьшилось до 17,2%,со средним уменьшилось до 42,8%. Качественные изменения проявились в снижение утомления и повышение работоспособности, уменьшение раздражительности, повышение активности и продуктивности деятельности.
Полученные результаты указывают на то, что создание организационных условий для профилактики эмоционального выгорания явились эффективными. Результаты констатирующего эксперимента показали, что среди педагогов наименьшее количество составляют педагоги, у которых пока еще не происходит формирование синдрома эмоционального выгорания и фазы выгорания не сформированы – они составляют 22,8%. У 45,7% педагогов не наблюдается формирование фаз эмоционального выгорания, что указывает на отсутствие риска возникновения синдрома.
Успешному преодолению фаз выгорания способствует выраженное стремление к приобретению знаний и умений переживать настоящий момент своей жизни во всей его полнота, хорошо рефлексируя свои потребности и чувства, умение видеть свою жизнь целостной. Легкость в установлении глубоких и телесных эмоционально – насыщенных контактов, гибкость в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, осмысленность жизни[5]. Данная модель взаимодействия была успешно усвоена и закреплена благодаря программе коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии».
Литература
Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания. Монография. – Иркутск: ИПКРО, 2011. – С.4-5.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2005. – 105 с.
Зеленова И.В. Эмоциональное выгорание. – М., 2002.
Копытова Н.Н.. Справляемся с профессиональным выгоранием // Методист ДОУ. 2012.-№9. – С.6-41.
Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. Волгоград, 2008.