Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе Тема урока «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».
Тема урока: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».
Цель: формирование навыка грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, через решение поставленной проблемы.
Задачи:
1. Образовательные: формирование навыка грамотного письма слов с парными согласными; уточнение произношения звонких и глухих согласных (с голосом или без голоса); закрепление умения подбирать проверочные слова к словам с парными согласными;
формирование навыка работы с деформированным предложением.
2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия; развитие устной и письменной речи, орфографической зоркости; коррекция внимания и памяти; коррекция зрительного восприятия;
3. Здоровьесберегающие: воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий:закрепление навыка правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики кисти.
4. Воспитательные: воспитание мотивации к учению; воспитание коммуникативной культуры учащихся; воспитание аккуратности и усидчивости.
1.Оргмомент.
Хором произносим стихотворение и выполняем действия.
Слайд №1
Я тетрадь свою откроюИ наклонно положу.Я, друзья, от вас не скроюРучку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я примусь!
2.Чистописание
Игра «Угадай буквы».
Д. угадывают буквы (зашумленные)
У. На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы?
У. Запишите их парами по глухости –звонкости (1 ученик у доски).
Д. Записывают в тетрадь.
3. Темы и цель урока.
Прочитайте стихотворение.
Слайд №2
Добрый доктор АйболитОн под деревом сидит.Он не просто сел под дуб,Он лисице лечит зуб.
У. О каком литературном герое это стихотворение?
Д. Добром докторе Айболите, который лечил зверей.
У. Кто придумал этого литературного героя?
Д. Корней Иванович Чуковский.
Слайд №3
У. Сделайте звуковой анализ слов: дуб, зуб.
Как вы думаете, почему именно эти два слова взяли? (значит это орфограмма).
4. Постановка проблемы.
У. Не только лисица больна, но и другие звери, что же у них болит, прочитайте слова.
Слайд №4
Глаз Нос Лоб
У. Какие особые согласные есть в этих словах?
У. О каких согласных будем говорить на уроке?
Д. Мы будем учиться проверять парные согласные на конце слова.
5. Физминутка.
Доброму Доктору АйболитуПрислали по почте карту.Ему поможем найти путь,А нашим глазкам отдохнуть.
Слайд №5 (зрительный тренажор)
6. Изучение нового материала.
У. Доктор Айболит оказался в лесу, к нему на приём записались звери. Кто они вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге (медведь)
Слайд №6
7. Справка слово медведь произошло от двух слов мёд и ведать (знать).
2. Сердитый недотрогаЖивёт в глуши лесной.Иголок очень много,А ниток ни одной.(ёж)
Слайд №7
3. Комочек пухаДлинное ухо.Прыгает ловко.Любит морковку.(заяц)
Слайд №8
4. Всё изрыл и луг и садземлеройный аппарат.В темноте, в часы прогулкирыл под лугом переулки.И из сада в огородсделал новый переход. (крот)
Слайд №9
У. Назовите слова-отгадки, в той последовательности, в которой вы их называли.
- Какое слово лишнее?
Запишите отгадки, объясняя орфограмму, подбирая проверочное слово (у доски), по алгоритму:
Алгоритм:
1. Читаю слово2. Слышу звук3. Проверяю4. Пишу букву
У. Ребята, давайте подведём итог, как нужно проверять парные согласные.
8. Закрепление.
Задание по вариантам:
1 группа – списывают 1 и 2 предложения стихотворения, рядом (в скобках) со словами с парной согласной на конце слова записывают проверочные слова.
2 группа – списывают 1 и 2 предложения стихотворения, подчеркивают в словах парные согласные на конце слов.
3 группа – выписывают слова с парной согласной на конце слов, к любым 2 словам, подбирают проверочные слова.
Слайд №11
7. Словарная работа.
Слайд №12
У. Что такое аппарат? Какие бывают аппараты? Обратитесь к словарю.
Д. Находят в словаре, зачитывают значение.
Аппарат-1.Прибор, техническое приспособление.2.Совокупность органов выполняющих какую-нибудь функцию организма.3.Совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль. 4. Совокупность сотрудников учреждения, организации, какой-нибудь области управления.
У. Такие слова называют многозначными.
- Как вы считаете, почему у зверей болят и зубы, и лбы, и носы?
8. Физминутка
Встаньте возле парты дружно.
Разговаривать не нужно.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Повернулись, улыбнулись.
Наклонились, потянулись.
И за парту тихо сядем,
Никому мешать не станем.
9. У. Вы хотите узнать кто еще из зверей приходил лечиться к Айболиту?
Д. На карточках спрятанных в разных укромных местах класса находят слова, при этом они двигаются свободно по классу, и на доске составляют предложение:
Айболита в лесу встречали ё_ и у_.
В гнезде сидели чи_ и стри_.
В норке пряталась мы_ь.
Утка спряталась в камы_.
- Составьте предложения, запишите их, подчеркните в словах главнее и второстепенные слова.
10. Подведение итогов.
У, Когда и как нужно проверять парные согласные.
Д. Парные согласные на конце слова нужно проверять, изменять слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
У. А ещё в подарок за хорошую работу вы получите от доктора Айболита такие открытки
Слайд 14
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб- на зубы, лёд- на льды-
Будешь грамотным и ты.
Запомните правило и будьте здоровы!
У. А вы знаете что делать, чтобы быть здоровым?
Д. Делать утром зарядку, гимнастику для глаз, заниматься спортом, делать прививки и т.д.
У. Наше последнее задание. Расставьте предложения по порядку:
3) Я буду здоров! 1) Я хочу быть здоров! 2)Я могу быть здоров!
Итог урока
– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)– Кто назовёт способы проверки? – Какой литературный персонаж был у нас в гостях? – Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.
Оценивание.
Домашнее задание.
На карточках (по группам)
15