Урок русской грамоты 1 класс Звук Ж и букваЖ Как дружили суслик и мышка
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока: Звук [ ж], буквы Жж.»Как дружили суслик и мышка»
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
учить давать характеристику звукам;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитывать интерес к чтению;
Ход урока:
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!!!
А девиз у вас какой?
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас всё получится.
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
Мозговой штурм.
Сегодня мы снова совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Буквоград. Но чтобы попасть в этот город, нужно вспомнить, сколько букв в русском языке, а сколько звуков? Чем отличается звук от буквы?
Как отличить гласные звуки от согласных?
На какие группы можно разделить все согласные звуки?
Постановка учебной задачи.
Нас встречает мудрая сова. Она давно живёт в этом городе, много читает и поэтому много знает. Мудрая сова хочет познакомить вас с новой буквой, а вот с какой, вы узнаете, отгадав загадки.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …
Назовите первые звуки слов - отгадок.
Произнесите, как жужжит жук.
А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
Изучить … звук и …букву.
Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
Выделение звука [ж ] в словах.
К мудрой сове часто приходят гости с подарками. Найдите предметы, в которых есть звук [ж].(Мороженое, пирожное, ежевика, баклажаны).
Создание проблемной ситуации.
Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
6. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Какой это звук гласный или согласный? Если это согласный звук, что вы ещё должны о нём рассказать? Как узнать какой он звонкий или глухой?
Как узнать бывает он твёрдым или мягким?
7.Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.
8. Представление результатов исследования.
9. Знакомство с новой буквой.
Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?
Какие слова со звуком [ж ] вы запомнили? На что похожа буква ж?
Стала снежинка буквою ж,
Солнце её не растопит уже.
Выложите букву ж из палочек.
10. Физминутка.
В букву можно превратиться,
Буквой можно притвориться.
Вокруг себя повернись,
В букву ж превратись!
11. Письмо букв Жж.
Где мы встречаемся с печатными буквами? А для чего нужны письменные буквы?
12. Чтение слогов и слов с буквой ж.
Букву новую узнали.
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
С какими гласными дружит буква ж? А с какой буквой она не дружит?
13. Чтение чистоговорок.
Не живут ужи,
Где живут ежи.
У ужа – ужата,
У ежа – ежата.
14.Сценка «Штранная история».
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
Ах, какая модница!
- Пожвольте пожнакомиться.
- Увазаемый прохозый.
Hу на сто з это похозэ:
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка...
Hаверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажатьсяВ положении таком?
Hужно шрочно жаниматьсяИноштранным яжиком.
Почему жук и оса не поняли друг друга?
Физминутка Чтение сказки «Как дружили суслик и мышка».
А теперь мудрая сова хочет послушать, как вы читаете. Кого вы видите на картинке? Кто к кому пришёл в гости на ужин? Что принесла мышка суслику? О чём говорили мышка с сусликом?
Подумайте над словами мышки : «Если посадишь мой подарок, то вырастет большой и красивый подсолнух. И у тебя будет много – много таких же подарков, на всю зиму хватит». Что же подарила мышка суслику?
Творческое задание. Придумать продолжение сказки.
У каждого из вас есть друзья. Кто хочет рассказать о своём друге. С кем и почему ты дружишь? О чём говоришь?
Хорошо, когда рядом есть надёжный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. А каким должен быть настоящий друг? Наверное, настоящий друг должен быть таким как в песне:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Помните, что люди, которые способны бескорыстно помочь другому, даже незнакомому человеку , заслуживают уважение.
Рефлексия.
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
Какой была тема урока?
Какие цели вы ставили?
Удалось ли достичь этих целей?
Возникали у вас затруднения?
Вы смогли их преодолеть?
Дополнительный материал.
А теперь блиц - опрос. Нужно быстро отвечать на вопросы. Все ответы на букву Ж.
Кличка собаки из сказки "Репка"
Животное с самой длинной шеей.
Птицы, летящие клином.
Что у человека дороже всего?
Цирковой артист.
Детская игра.
Плод дуба.
Детеныш лошади.
Девочка, у которой был цветик-семицветик.
Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины?