Урок письма Строчная буква э (1 класс)
Предмет: Письмо.
Образовательная система « Школа 2100»
Урок проведён в 1 Б классе.
Учитель: Петрова О.И.
Тема урока: Письмо строчной буквы э.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Цели урока: научить писать строчную букву э.
Задачи:
Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Звуки речи», звуковичок Э, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и оранжевый), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами , карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ», рисунки пирамидок (кольца не закрашенные), разные элементы букв. ПК.
Формы и методы обучения :фронтальная,
игровая, работа в паре, индивидуальная работа,
технология личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающая, репродуктивная.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- находить общие элементы в буквах;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении.
Ход урока.
Содержание урока УУД
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесьИ тихонечко садитесь.
Настрой на урок.
Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает). Регулятивные УУД:
-Умение учиться и способность организовать свою деятельность;
2. Сообщение темы и задач урока.
- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук она обозначает?
Это звук гласный или согласный? Почему гласный?
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?
1-й слайд - Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
3.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения.
2-й слайд- Ребята, к нам за помощью обратились сказочные герои. У них рассыпалась пирамидка и они не могут кольца поставить в правильном порядке. Поможем им? Давайте выполним первое задание.
Игра «Помоги буквам»- Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч. Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.
Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
- Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).
- Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)
- Когда они обозначают два звука?
- В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).
3-й слайд. Первое кольцо - ПИРАМИДКИ: ЗВУК – БУКВА Познавательные УУД:
-умение структурировать свои знания;
-отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию;
-сравнивают предметы, объекты;
-группируют предметы, объекты на основе существенных признаков;
Регулятивные УУД:
Выделение и осознанность учащимися того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений.
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)
- Когда мы используем заглавные буквы на письме?
1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.
Конструирование буквы из элементов
Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?
4-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А. Шибаев.)
Комментированный показ учителем на доске.
- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.
5-й слайд .Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.
2. Отработка написания новой буквы в прописи
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.
Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.
- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).
Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.Помнить о правилах письма:1. Посадка и наклон букв.2. Расстояние между буквами.3. Высота букв.
Письмо буквы э в рабочей строке.
- Обведите самую красивую букву, покажите другу по партеДети проводят самоанализ.
Физминутка активная
6-й слайд- Надеваем второе кольцо - СЛОГ.Пальчиковая гимнастика
Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локотки ты подними,Пальчики ты разведи.
7-й слайд- 3 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: СЛОВО.
4. Работа над словами.
Запись предложения с комментированием.
Вывод. Что можно составить из слов? (Предложение)
8-й слайд. 4 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- Как называется все, что мы сейчас произносили? (Речь)
- Какая бывает речь? (устная и письменная речь)
9-й слайд. 5 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: РЕЧЬ. Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои мысли;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
6. Рефлексия.
Цель: формирование самооценки и самоанализа.
- Посмотрите, какую пирамидку мы собрали. Давайте прочитаем еще раз порядок колец (Всё, что мы произносим – это речь. Она состоит из … и т.д.). На партах у вас тоже лежат пирамидки, но одно кольцо не раскрашено:
если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
если вам многое не понятно, то в красный цвет.
Используется метод “Светофор”:
зеленый – иди,
желтый – подожди,
красный – стой.
- Спасибо за помощь сказочным героям. Они вас благодарят за хорошую дружную работу.
Продолжи предложения:
Я научился….Я узнал……….Я смогу………Было интересно… Было трудно…….Коммуникативные УУД:
-совершенствуют коммуникативные навыки;
-участвуют в диалоге на уроке;
-отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдают простейшие нормы речевого этикета;
-слушают и понимают речь других;
- умеют объяснить свой выбор;
Регулятивные:
-обучающиеся
контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников