Урок обучения русской грамоте в 1 классе на тему «Звук и буква Щ»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя школа №18 города Тараза"



Открытый урок обучения
русской грамоте
в 1 «Г» классе.

Тема: Звук [щ'] и буква Щ, щ.













Учитель: Солякова Валентина Владимировна.


2014 год
Открытый урок обучения
русской грамоте в 1 «Б» классе.

Тема: Звук [щ'] и буква Щ, щ.
Цель урока: 1. Познакомить с новыми буквами,
формировать представление детей
о звуке [щ'] как о глухом мягком
непарном звуке.
2. Развивать навыки письма, чтения,
работы с текстом, умение
фантазировать, сопоставлять вымысел
и реальность по сказкам.
3. Прививать интерес к устному
народному творчеству.
Тип: урок изучения нового.
Вид урока: комбинированный.
Прогнозируемый результат: умение читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
Оборудование: Пропись №3; букварь; карточки с письменными буквами и словами; плакат с правилами: «Ча-ща пиши с буквой а, Чу-щу пиши с буквой у»; иллюстрации с изображениями щуки, Емели на печке, щенка, щетки; доска; мел.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он хочет научиться красиво писать букву щ строчную и Щ заглавную. Поможем ему?
Дети. Да!
III. Вводная беседа
У. А из какой сказки он приехал?
Д. Он приехал из сказки «По щучьему веленью».
У. Эта сказка народная или авторская?
Д. Это русская народная сказка.
У. Назовите героев этой сказки.
Д. Емеля, царь, щука, Марья-царевна.
У. B какое время года происходили события в этой сказке?
Д. Зимой, лежало много снега.
У. Столетиями создавал народ свои сказки. В XIX веке народными сказками заинтересовались писатели. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки, были от известных сказителей-сказочников: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой...» Этим неторопливым присловьем (присловье –поговорка, вставляемая в речь ради украшения, увеселения, шутки) начинаются многие народные сказки. Само слово «сказка» происходит от глагола «сказывать». В глухую старину по всей необъятной России в занесенных снегом избах при тусклом свете лучины (лучина – тонкая длинная щепка; зажженной щепкой в старину освещались крестьянские избы) наши далекие предки складывали и сказывали свои сказки. Так вот, сказка о Емеле – одна из них. Веселая и озорная эта сказка. Лежит себе Емеля на печи да приговаривает: «По щучьему веленью, по моему хотенью», – и начинают вещи куролесить: что Емеля ни пожелает – все у него получается, а причиной всему – щучье слово. Так с помощью волшебного присловья простой крестьянин заставил уважать себя. Вот тебе и Емеля-дурак!
Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ'], научимся вместе с Емелей писать букву Щ.
IV. Работа над новым материалом.
1. Артикуляция, характеристика звука.
(Вывод: согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.)
2. Придумайте слова с новым звуком.
3. Знакомство с буквами Щ, щ.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам!
В. Степанов.
4. Чтение слогов по таблице.
5. Объяснение правописания ЩА, ЩУ.
(Работа с плакатом «ЧА-ЩА пиши с буквой А
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У»)
V. Физкультминутка
У. Кто из вас был на рыбалке? Как вы забрасываете удочку?
Дети показывают руками.
– А когда рыба клюет, какие действия вы производите?
Ребята показывают, как вытаскивать рыбу, приговаривая:
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Вот она какая, Славная, большая!
Дети разводят в стороны руки, показывая, какая большая рыба.
Щука плавает кругами, Щука щелкает зубами. Ну и зубы – как пила! Где такие ты взяла?
VI. Графический анализ и письмо прописной и заглавной буквы Щ.
– Наш герой отправился за водой. Зачерпнул воду и... увидел в ведре щуку. Что было дальше?
Д. Щука заговорила с Емелей человеческим голосом и попросила отпустить ее, а за это обещала выполнить все, что он пожелает, только надо произнести волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью...» – и сказать свое желание.
У. А наше желание – красиво написать строчную букву щ. Какие знакомые элементы встречаются в этой букве?
Дети анализируют графический образ буквы щ.



Д. Элементы, которые мы писали в буквах и и у. Величина петли у буквы щ маленькая, на одну треть меньше петли буквы у.
Проводится орфографический разбор, анализ образца написания заглавной буквы Щ. Дети под руководством учителя хором разбирают образец написания буквы Щ заглавной (по аналогии с заглавной Ц).



Дети пишут в тетрадях заглавную букву Щ, проговаривая написание шепотом, а один ученик пишет у доски под руководством учителя.
VII. Комментированное письмо слов и предложений
У. Кто помог Емеле осуществить своё желание?
Д. Щука.
У. Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.
Учитель показывает иллюстрацию с изображением щуки. Далее в тетрадях дети пишут слово щука, шепотом его проговаривая. Один ученик выполняет эту работу у доски под руководством учителя.
У. А теперь придумайте предложения про щуку. Вспомните, какая это рыба.
Д. Щука – хищная рыба.
Дети по очереди выходят к доске и, проговаривая каждое слово, записывают предложение:
«Щука – хищная рыба».
У. С какой буквы мы написали начало предложения?
Д. Начало предложения мы написали с заглавной буквы.
У. Почему?
Д. Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы.
У. В каких еще случаях пишутся заглавные буквы?
Д. Заглавные буквы пишутся в именах и фамилиях людей, названиях городов, деревень, рек.
VIII. Игровой момент.
1. Составь слова из слогов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. «Доскажи словечко»
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
-Боимся мы щекотки
Сапожной строгой (щетки)

У меня пропал носок
Утащил его (щенок)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
IX. Формирование навыков чтения.
Чтение текста «Лягушонок и Ящерка» по ролям.
X. Рефлексия.
У. Какую букву мы изучили сегодня на уроке?
Д. Щ.
У. Какой это звук?
Д. Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
У. Какой сказочный герой помогал нам?
Д. Нам помогал Емеля, который учился вместе с нами.
У. Все вы, ребята, сегодня хорошо работали на уроке, старались писать красиво буквы и слова.
Учитель оценивает лучшие работы.
ЩЕ

КА

ЩУ

ЩЁТ

НОК

КА

3. «Прочитай–ка!»

ЩИ

ЩА

4. «Вставь нужный слог»

ПИ

РО

ЧА

ВЕ

ЛЕ

ОВО

5. «Разгадай ребусы»