Программа по литературе для 7 класса (Б. Ланин и др.)
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2013 года. В программу заложены взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
«культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. и опираться на них;
умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;
навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки,
Ведущая тема в 7 классе: литература и действительность.
Место предмета
Авторская программа (Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова) рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю). В связи с тем, что учебный план МОУ «Гимназия №7» в 7 классе рассчитан на 34 рабочие недели, программа скорректирована: на изучение литературы отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю. За счёт часов, отведённых на повторение и обобщение изученного в конце года, изменено количество часов на изучение отдельных тем с целью более глубокого их изучения.
Цели обучения:
- воспитание любви и привычки к чтению;
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы;
- формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса
Задачи:
- развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста;
- расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
Учебно - методическое обеспечение
Литература. 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях [авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова] - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2012.
Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. Б.А.Ланина. – М.: Вентата-Граф, 2013.
Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2013. – 470 с. – (В помощь школьному учителю).
Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Экранные пособия
Интернет-ресурсы. Справочно-информационные и методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
По программе Б.А.Ланина и др.
По рабочей программе
1.
Введение
0
1
2.
Страницы русской классики. Литература XIX века
22
25
3.
Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы
6
6
4.
Страницы русской классики. Литература рубежа XIX - XX веков
7
5
5.
Страницы классики. Литература XX века
4
4
6.
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии
5
4
7.
Национальный характер в русской литературе XX века
14
15
8.
Внеклассное чтение. Зарубежная литература
0
4
9.
Повторение и обобщение изученного в 7 классе
12
2
10.
Резервные уроки
0
2
Итого:
70
68
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата по календарю
Дата
по факту
Примечание
1.
Введение
1
Страницы классики. Литература XIX века. 25 часов
2.
А.С. Пушкин. Детство и ранняя юность. Лицейский период творчества.
1
3.
А.С. Пушкин. «Дубровский». Замысел и история создания произведения.
1
4.
Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков.
1
5.
Воспитание Владимира Дубровского.
1
6.
Дубровский и Маша Троекурова.
1
7.
Благородный разбойник.
1
8.
РР Сочинение «Благородство против подлости».
1
9.
Фридрих Шиллер. Драма «Разбойники». Жанровое своеобразие произведения.
1
10.
Карл Моор. Образ романтического героя.
1
11.
Образ благородного разбойника Карла Мора.
1
12.
Карл Моор и Амалия. История любви.
1
13.
Карл Моор и Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика героев.
1
14.
М.Ю. Лермонтов
«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»
1
15.
«Песня про купца Калашникова». Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова
1
16.
Образы главных героев в «Песне»
1
17.
Утверждение права человека на уважение и правду.
1
18.
Контрольный тест по творчеству А.С Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
1
19.
Н.В. Гоголь. Из биографии писателя. «Тарас Бульба». Историческая основа произведения.
1
20.
Два типа характеров Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора.
1
21.
Картина степи. Художественная роль фрагмента.
1
22.
Казнь Остапа.
1
23.
РР Сочинение «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем?»
1
24.
П. Мериме.«Маттео Фальконе»
Проблема нравственного выбора: долг и предательство.
1
25.
Н.С. Лесков «Человек на часах». Характеристика поступков героев произведения.
1
26.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Особенность сказок.
1
Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы. 6 часов
27.
Н.А. Некрасов.
Стихотворения. Особенности лирики.
1
28.
Н.А. Некрасов. «Саша». Тема поэмы.
1
29.
Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. Стихотворения.
1
30.
А.К. Толстой. Из биографии поэта.
Стихотворения.
1
31.
А.А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения.
1
32.
А.Н. Майков. Из биографии поэта.
Стихотворения.
1
Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков. 5 часов
33.
А.П. Чехов «Хамелеон». Как проявляется авторская ирония.
1
34.
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики». Деталь в ранней прозе Чехова.
1
35.
А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям и добру.
1
36.
Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська». Идея человеческого братства и милосердия.
1
37.
О. Генри «Дары волхвов». Способность главных героев к самопожертвованию.
1
Страницы классики. Литература XX века. 4 часа
38.
И.А. Бунин. Пушкинские традиции в пейзажной лирике.
1
39.
Пейзажная лирика И.Бунина.
1
40.
Н.А.Заболоцкий. Природа и человек. Природа и творчество.
1
41.
Выразительное чтение наизусть.
1
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии. 4 часа
42.
Тематика и основные особенности военной лирики.
1
43.
Роль военных песен на фронте.
1
44.
Исповедальность и патриотический пафос военной лирики.
1
45.
Выразительное чтение наизусть стихотворений о войне.
1
Национальный характер в литературе XX века. 15 часов
46.
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения и художественный вымысел.
1
47.
Василий Теркин как собирательный образ.
1
48.
Автор и герой.
1
49.
А.Т. Твардовский. Тема памяти.
«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины»
1
50.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Характер главного героя.
1
51.
Андрей Соколов – воплощение национального характера.
1
52.
РР Сочинение «А был он лишь солдат»,
«Солдатами не рождаются».
1
53.
В.Г. Распутин. Из биографии писателя. «Уроки французского».
1
54.
Образ литературного героя как воплощение идейного замысла.
1
55.
Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.
1
56.
В.М. Шукшин. «Микроскоп». «Сокровенный» герой рассказов Шукшина.
1
57.
В.М. Шукшин «Чудик». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.
1
58.
Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей».
1
59.
Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое» образ главного героя.
1
60.
Тема памяти.
1
Внеклассное чтение. Зарубежная литература. 4 часа
61-62.
Ч. Диккенс. « Приключения Оливера Твиста». Проблема воспитания в романе.
2
63-64.
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада». Долгий путь главного героя к счастью.
2
65-66.
Итоговая читательская конференция.
2
67-68.
Резервные уроки.
2
15