Обновленная рабочая программа по литературе (Ланин)


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии:
с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ;
с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО);
примерной программы основного общего образования по литературе;
авторской программы «Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013
основная образовательная программа основного общего образовательного учреждения МБОУ СШ №19
Учебник: «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014
Количество часов:
Всего –102 часа, в неделю – 3 час
Формы итогового, промежуточного и текущего контроля по литературе.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: практическая работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, письменные домашние задания, тестирование. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МБОУ СШ №19.
Изменений, внесенных в авторскую учебную программу: сроков и времени изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем; последовательности изучения тем учебного курса; логики изложения материала, предусмотренные авторской программой нет.
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа
5-В класс
1. Количественный состав: _26____ человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний. 
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: учащихся привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабо. Учащиеся умеют рассуждать и делать выводы, умеют организовать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, осознанное принятие решения
5- Г класс
1. Количественный состав: _27 человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний. 
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: учащиеся обладают логическим рассуждениям, развито теоретическое мышление (мышление в понятиях), могут свободно работать с понятиями, делают выводы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса
1. Малые жанры фольклора (4+1)
Пословицы, поговорки, загадки
В данной главе фольклор описывается как — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. А так же народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
2.Русские народные сказки (4+2)
Описание сказки как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).
3.Мифы Древней Греции (4)
Античная мифология. Боги свои и чужие.
4.Басни (5+1)
Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
5.Литературные сказки (19+6)
Особенности литературных сказок и их отличие от народных. Художественный вымысел в сказке.
6.От сказки — к фантастике (2)
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Время в сказке. Фантастика и сказка.
7.Среди ровесников (32+7)
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Тема становления человеческого характера.
8.Наедине с поэтом (9+2)
Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме.
9.Повторение и обобщение (4+1)
Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.
Календарно – тематическое планирование по литературе
№ урока Глава Тема урока Количество часов Дата
По плану Фактическая
1 Глава 1. Малые жанры фольклора (4ч +1ч) Ведение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся. 1 2 Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора. 1 3 Пословицы как хранители народной морали. 1 4 Поговорки как хранители духовных ценностей народа. 1 5 Загадки как малый жанр фольклора. Народная психология, идеалы и представления в загадках. 1 6 Р.р. Творческая работа по теме « Малые жанры фольклора» 1 7 Глава 2. Русские народные сказки (4ч +2ч )Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок. 1 8 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. 1 9 Образы героев сказки «Царевна-лягушка» 1 10 Сказки о животных. Бытовые сказки. 1 11 Р.р. Подготовка к сочинению сказки. 1 12 Р.р. Сочинение сказки. 1 13 Глава 3. Мифы Древней Греции (4 ч) Мифы и мифология. Мифы Древней Греции. 1 14 Дельфы. 1 15 Боги свои и чужие. 1 16 Защита проектов по теме «Мифы». 1 17 Глава 4. Басни (5ч +1ч) Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы). 1 18 И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. 1
19 И.А. Крылов «Демьянова уха». Особенности языка басни. 1 20 И.А. Крылов. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк на псарне» 1 21 Р.р. Урок – концерт по басням. Выразительное чтение наизусть. 1 22 Защита проектов по творчеству И.А.Крылова. 1 23 Глава 5. Литературные сказки: от классики к современности (19ч+6ч) Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение. 1 24 Р.р. Чтение фрагментов поэмы «Руслан и Людмила» наизусть 1 25 Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном 1 26 Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы. 1 27 Песнь 3. Встреча витязя с живой головой. 1 28 Песнь 4.Сказочные события. 1 29 Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка. 1 30 Р.р. Составление характеристики героя. 1
31 Р.р. Творческая работа «Мой любимый герой» 1
32 О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева». 1 33 Мальчик и девочка (Кай и Герда). 1 34 Помощники Герды. 1 35 Герда и Снежная королева. 1 36 Р.р. Диспут «Поспорим о героях сказки «Снежная королева». 1
37 Р.Р. Творческая письменная работа (сочинение)
« Сказки Х.-К. Андерсена» 1 38 О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец» 1 39 Композиция сказа. Образ Синюшки. 1 40 Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа. 1 41 Вн.чт. Сказы « Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка». 1 42 О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица». 1 43 Находчивость и смекалка героя. Сказочное и реальное в сюжете сказа. Особенности авторского повествования. 1 44 О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». 1 45 Р.р. Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики . 1 46 Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек? 1
47 Защита проектов 1 48 Глава 6. От сказки – к фантастике (2ч) О жизни и творчестве Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени. 1 49 Приключения героев. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. 1 50 Глава 7.Среди ровесников (39ч)
О жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». 1 51 Образы крестьянских детей. Авторские размышления. Тревога и боль автора за судьбу русского народа. 1 52 Р.р. Работа над выразительным чтением. 1 53 О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера». 1 54 Забавы и шалости Тома Сойера. 1 55 Том и Гек в повести. Дружба мальчиков. 1 56 Том Сойер и Бекки Тэтчер. Лучшие черты Тома Сойера. 1 57 Р.р. Сочинение-размышление стр.69. 1 58 О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант». 1 59 Петруся и природа. 1 60 Мальчик и музыка. Образ Петра Попельского. 1 61 Дружба Петруся с Эвелиной. Становления человеческого характера. 1 62 Р.р. Диспут « О чём заставила задуматься эта повесть?» 1
63 О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Повесть «ЛетоГосподне» (главы из романа) 1 64 Рождение религиозного чувства у ребёнка. «Чистый понедельник» 1 65 Ребёнок и национальные традиции «Благовещенье», «Пасха» 1 66 О жизни и творчестве М. Карима. Повесть «Радость нашего дома» . 1 67 Главные герои произведения: Ямиль и Оксана. Дружба детей. 1 68 Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести. 1 69 О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро». 1 70 Два мальчика – два разных жизненных опыта. 1 71 Испытание Яши критической ситуацией – основное сюжетное событие. 1 72 Р.р. Работа с текстом произведения. Сравнительный анализ со стихотворением И.С.Никитина «Утро». 1 73 О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания» 1 74 Образы главных героев: братьев Лели и Оси. 1 75 Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. 1 76 Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в повести. 1 77 О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика». 1 78 Сюжеты рассказов и сюжет повести «История крепостного мальчика». 1 79 Характер главного героя. 1 80 Р.р. « Кем станет крепостной мальчик?» 1 81 О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро». 1 82 Приключенческая основа рассказа. Образ главного героя. 1 83 Открытие « Васюткой нового озера». Автобиографичность произвдения. 1 84 Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1 85 Р.р. Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?». 1 О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны. 1 87 Рассказ «Мальчик на войне». Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи. 1 88 Р.р. Диспут «Откуда в людях берётся жестокость? Стал ли человек добрее за историю человечества?»
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе 1
89 Защита проектов на тему «Мои ровесники в художественной литературе» 1 90 Глава 8.
Наедине с поэтом. Стихи о природе (9ч+2ч) О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер». 1
91 Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения. 1 92 Р.р. Учимся читать лирическое произведение. 1 93 Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…», А.А. Фет. «Осенняя роза» 1 94 Вн.чт. Н. Бараташвили «Цвет небесный»…» , Б.Л. Пастернак «Осень» 1 95 С. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…» 1 96 Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» 1 97 Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». 1 98 РР. Анализ лирического текста (по русской поэзии ХIХ - XX в.в.). 1 99 Вн.чт. Вечер поэзии «Пейзажная лирика». 1 100 Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX- XX веков.
Защита проектов
«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» 1 101 Глава 9. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (4ч +1ч) Повторение и обобщение, изученного в 5 классе 1 102 Урок контроля. Контрольная работа по литературе или тестирование. 1 103 Р.р. Урок читательского мастерства 1 104 Урок – праздник «Творчество любимого писателя». 1 105 Итоговый урок. Задание для летнего чтения. 1