Рабочая программа по литературе УМК Ланин, 5 класс, ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебединская основная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________Н.Н. Грицина
«__»_____ 2014 г.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №__ от«__»_____ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________О.В. Спорыш
«__»_____ 2014 г.
Рабочая программа по литературе
5 класс
Программу разработала:
Храмова Вера Николаевна,
учитель литературы
д. Лебединка, 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Раздел I. Общая характеристика курса
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Раздел II. Цели и задачи курса
На основании фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений мировой и отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Раздел III. Описание места курса в учебном плане
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Программа рассчитана на 105 часов, т.е. по 3 часа в неделю, в том числе для проведения уроков развития речи – 16 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
- личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
- регулятивные УУД (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
- познавательные УУД (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
Коммуникативные УУД (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зренияпо поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX –XX вв, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа );
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, соспоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для учащегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.Раздел IV. Содержание курсаОснову содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 5 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования и допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер
Учебно-тематический план
5 класс (3 ч в неделю, всего 105 ч)
Малые жанры фольклора. - 2 часа. Пословицы, поговорки, загадки. Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
Русские народные сказки - 4 часа (повторение изученного в начальной школе)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки - 3 часа
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств
Античная мифология - 5 часов
Боги свои и чужие. Боги и герои
И.А. Крылов — баснописец - 6 часов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя) Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.
Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя) - 7 часов
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» - 5 часов
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека
П.П. Бажов. «Синюшкин колодец» - 3 часа
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств
А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль) - 3 часа
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования
В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал» - 4 часа Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» - 5 часов
Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» - 3 часа
Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя) - 5 часов
Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант» - 4 часа
Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа) - 3 часа
Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции
М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя) - 4 часа
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести
Ю.П. Казаков. «Тихое утро» - 4 часа
Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя) - 4 часа
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении
С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика» - 4 часа
История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа – 4 часа
Ф.А. Искандер. «Мальчик и война» - 2 часа
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро» - 2 часа
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…» - 2 часа
А.А. Фет. «Осенняя роза» - 2 часа
Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…» - 2 часа
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…». - 2 часа
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…» - 2 часа
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» - 2 часа
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень» - 2 часа
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» - 2 часа
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения
Повторение и обобщение изученного в 5 классе — 5 часов.
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение программы
Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч/1, Ч/2/Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина. – 3-е изд., испр. – М.:Вентана – Граф, 2014.
Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.:Вентана – Граф, 2014.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2013.
Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Под ред. А.Б. Воронцова. – М. Просвещение, 2013
Ю.В. Эльма, С.В. Федоров. Информационные технологии на уроках литературы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012
С.И. Зира-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений ФГОС. – М. Просвещение, 2011
Раздел VI. Календарно - тематическое планирование (ФГОС)
№ урока
Тема урока Основное содержание
урока Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне УУД) Планируемые результаты урока Виды контроля Домашнее задание
предметныеметапредметные личностныеВведение – 1 час
1 Введение. Роль книги в жизни человека. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре, цели и задачи предмета. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, ответы на вопросы.
Стр. 3-6 краткий конспект
Устное народное творчество, фольклор - 8 часов
2 Фольклор. Малые жанры фольклора.
. Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, особенности сказки как фольклорного произведения, отличать бытовые сказки от волшебных, жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.
Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Определяет характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Создает сказку, учитывая особенности жанра.
Стартовая проверочная работа, ответы на вопросы.
Стр. 13-15
Объяснить смысл пословиц.
3 Небылицы, загадки, пословицы и поговорки Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации Фронтальный опрос, ответы на вопросы.
Стр. 24 приведите примеры
4 Сказка как жанр фольклора. Виды народных сказок, фольклор, его жанры -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, Стр. 28 ответить на вопросы
5 Народные сказки
Виды народных сказок (волшебные и бытовые). Продолжение знакомства с миром сказок, сказочных элементов, жанров. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Мини-размышление, ответы на вопросы. Стр. 24-25 прочитать
6 Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Прославление творческого труда в сказке «Царевна-лягушка»; способы построения народной сказки -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Систематизация ЗУН Стр. 29-36 пересказ
7 Образ Василисы Премудрой в сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая как образ русской женщины в волшебных сказках. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Личные наблюдения учителя, работа на уроке. Написать мини-сочинение
8 Бытовые сказки
«Каша из топора» Совершенствование восприятия и понимания отличия бытовой сказки от другого литературного произведения; -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Мини-размышление, ответы на вопросы. Стр. 36 составить вопросы
9 Сказки о животных «Кот и лиса» Особенности сказок о животных. Метафорическое своеобразие сказки «Кот и лиса» -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Ответы на вопросы. Стр. 37 в. 2-3
Мифология – 5 часов
10 Мифы Древней Греции. Особенности древнегреческой мифологии. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать: происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие
героев мифов, их авторов; особенности языка, хронологические рамки Регулятивные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи; делает обобщения, выводы
Познавательные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем , одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Работа по вопросам и заданиям Подготовить презентацию
11 Античная мифология. «Дельфы» Развитие представлений о космогонических мифах отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр. 48-51 прочитать
12 «Боги свои и боги чужие». Сравнительная характеристика мифологических теорий -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою размышление с элементами самоконтроля Стр. 51-54 прочитать
13 Греческие боги: хронология и своеобразие произведений Выявление уровня литературного развития учащихся по данной теме. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, работа на уроке. Стр. 55 краткий конспект
14 Контрольная работа по теме «Мифология» Выполнение тестовых заданий по теме «Мифология» отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Контрольная работа Без домашнего задания
Басни – 6 часов
15 Басня как жанр литературы. Баснописец И.А. Крылов И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать художественные особенности басни, крылатые выражения; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей
Познавательные: обобщает материал со знаниями полученными ранее, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые умения, совершенствует имеющиеся Размышление с элементами самоконтроля Подготовить сообщение о И.А. Крылове
16 «Свинья под дубом»
Особенности языка произведения. Содержание произведения -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр. 64 пересказ
17 «Демьянова уха»
Содержание произведения. Особенности языка произведения. -находить примеры художественного выражения в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Лист самоконтроля Стр. 64 подготовить выразительное чтение
18 «Волк на псарне» Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».
-понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Беседа с учителем Стр. 65-66 выделить мораль
19 Мораль в баснях.
Крылатые выражения из басен Определение морали в баснях. Значение морали. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Работа по вопросам и заданиям Стр. 68 прочитать
20 Урок внеклассного чтения.
Басни Эзопа и Лафонтена. Отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена. Составление сравнительного плана -находить примеры художественного выражения в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Размышление с элементами самоконтроля Познакомиться с творчеством Эзопа
Литературные сказки: от классики к современности – 22 часа
21 Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Познавательные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Осознает свои трудности и стремится к их преодолению; имеет способность к самооценке своих действий, поступков. Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр. 72 вопрос
22 А.С. Пушкин. Гений русской литературы. Хронология творчества Пушкина, история рождения сказок -находить примеры художественного выражения в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”, идейное содержание поэмы. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Стр. 73-76 пересказ
23 «Руслан и Людмила» - сказочная поэма Особенности стихотворной сказки. «Руслан и Людмила» - художественный замысел отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Размышление с элементами самоконтроля Стр. 77 выучить вступление
24 Олицетворение добра и зла в поэме «Руслан и Людмила». Понятия добро и зло. Развитие навыков выразительного чтения. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Составить характеристику Черномора
25 Тема верности и любви в поэме. Анализ лирического стихотворения -находить примеры художественного выражения в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Лист самоконтроля Стр. 120 пересказ
26 Система персонажей. Образы Руслана, Наины, Черномора. Составление характеристик героев поэмы. Образы Руслана, Наины, Черномора. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Работа по вопросам и заданиям Стр. 149 вопросы (в.6 письменно)
27 Контрольная работа по теме «Волшебный мир Лукоморья» Урок контроля. Самостоятельное выполнение заданий -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Без домашнего задания
28 Х.К. Андерсен - великий сказочник. «Снежная королева». Снежная королева как символ бездушия и порабощения. -участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.
Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.
Понимать и объяснять
смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное Задания раздела «Решаем читательские задачи» Стр. 152-157 прочитать
29 Тема готовности к самопожертвованию, борьба со злом Тема самопожертвования собой ради ближнего в сказке «Снежная королева». -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр. 158-170 пересказ
30 Победа самоотверженной преданной любви и дружбы. Кай и Герда Кай и Герда – настоящая дружба. Влияние зла на чистую душу ребенка -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Размышление с элементами самоконтроля Стр. 188
в. 2-3 письменно
31 Образы героев в сказке «Снежная королева». Выражение авторского отношения. Составление характеристик героев сказки. Выбор автора отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Работа по вопросам и заданиям Составить характеристики
32 Тест по произведению Х.К. Андерсена «Снежная королева» Урок контроля. Самостоятельное выполнение заданий -отвечать на вопросы,
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Контрольная работа Без домашнего задания
33 П.П. Бажов. Путь писателя к сказу.
Своеобразие языка сказов П.П. Бажова. Особенности жанра сказа. Сказ и сказка — общее и различное. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,
знать черты романтизма; Регулятивные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи; делает обобщения, выводы
Познавательные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем , одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр. 194-195 прочитать
34 Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец». Иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Стр.194 – 208 пересказ
35 «Синюшкин колодец». Честность и бескорыстие - важные человеческие качества. Связь произведений П.П. Бажова с фольклором. Внутренняя сила персонажа -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Размышление с элементами самоконтроля Стр. 209 в. 4-5 ответить на вопросы
36 А.П. Платонов. Особенности авторского повествования Слово об авторе произведения. Отличие сказки от сказки-были. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были Регулятивные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи; делает обобщения, выводы
Познавательные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем , одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Подготовить сообщение о Платонове
37 Сказка-быль «Солдат и царица» Персонажи сказки, возможность их существования в реальной жизни -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Размышление с элементами самоконтроля Стр.212 – 220
пересказ
38 Сказочное и реальное в сюжете произведения. Урок обобщения пройденного материала. Сравнительная характеристика -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Лист самоконтроля Стр. 221 обоснуйте ответ
39 В.Г Губарев. «Королевство кривых зеркал». Знакомство с творчеством писателя -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Стр. 224 – 232 прочитать
40 Образ зеркала в сказках. Борьба за справедливость Справедливость, честность и бескорыстие как отличительные черты героев произведения -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Ответить на вопросы в тетради
41 Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек. Открытие «другого мира», сестры или соперницы. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Лист самоконтроля Написать сравнительную характеристику
42 Сочинение. Любимые герои произведения «Королевство кривых зеркал» Подробное описание характерологических особенностей героев произведения. -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Задания раздела «Решаем читательские задачи» Дописать сочинение
От сказки к фантастике – 5 часов
44 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Биографические данные о писателе. Знакомство с произведением. -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Знать особенности творчества писателя и произведения, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Размышление с элементами самоконтроля Стр. 288 выучить определение
45 Сказочные образы потерянного времени и его поиска. Важность времени в жизни человека. Раскрытие понятия «свободное время» -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Работа по вопросам и заданиям Стр. 290 прочитать
46 Приключения героев сказки. Фантастическое и реальное в сказке. Персонажи сказки, возможность их существования в реальной жизни -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Задания раздела «Решаем читательские задачи» Ответить на вопросы в тетради
47 Дружба и взаимовыручка –качества для победы над силами зла. Характеры героев глазами автора. Понятие «добро» в произведении Е.Л. Шварца -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр.295 составить план
48 Дискуссия. Чему учили и учат сказки? Дискуссионное занятие. Обобщение знаний по теме. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Беседа с учителем Без домашнего задания
Среди ровесников – 37 часов
49 Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Образы крестьянских детей в лирике Н.А. Некрасова. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей
Познавательные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее Осознает свои трудности и стремится к их преодолению; имеет способность к самооценке своих действий, поступков. Лист самоконтроля Стр. 4 подготовить реферативное сообщение
50 Авторское размышление о радостях и горестях детей. Отношение автора к героям произведения -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Работа по вопросам и заданиям Стр. 5-13 выучить отрывок
51 Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» Знакомство с автором произведения. Биографические сведения отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Подготовить презентацию М. Твен
52 Лучшие черты Тома Сойера. Тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Размышление с элементами самоконтроля Стр.18-34 прочитать
53 Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев Особенности развития сюжета в «Приключении Тома Сойера» -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Ответы на вопросы к произведению. Стр.34-49 прочитать
54 Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Сравнительная характеристика в произведении М. Твена -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Составить характеристики
55 Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Урок обобщения ранее пройденного материала. Мини-сочинение размышление отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Задания раздела «Решаем читательские задачи» Стр. 49-68 перечитать
56 В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Знакомство с творчеством В.Г. Короленко. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Уметь самостоятельно развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа Размышление с элементами самоконтроля Стр. 70-72 подготовить сообщение
57 Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Образ «слепого музыканта», авторское отношение к герою -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Ответы на вопросы к произведению. Стр.72-92 пересказ
58 Тема становления человеческого характера в повести. Петр Попельский – борец или жертва отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Работа по вопросам и заданиям Заполнить таблицу
59 Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Без домашнего задания
60 И.С. Шмелев «Лето Господне» (главы из романа). Знакомство с творчеством писателя. -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка) Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей
Познавательные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее Ответы на вопросы к произведению. Стр.116-132 прочитать
61 Рождение религиозного чувства у детей Ребенок и религия в литературных произведениях отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Регулятивные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и в умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы
Познавательные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет причины и пути их преодоления
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Ответы на вопросы к произведению. Стр. 133 ответить на вопросы
62 Ребенок и национальные традиции (обобщение) Обобщение темы «Национальные традиции в литературе» отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Повторить пройденное
63 М. Карим «Радость нашего дома». Знакомство с автором произведения -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать основное содержание рассказа понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Размышление с элементами самоконтроля Стр. 134 пересказ
64 Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды Совокупность человеческих качеств необходимых для преодоления трудностей -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Работа по вопросам и заданиям Стр.134-158 прочитать
65 Война как воплощение зла в произведении «Радость нашего дома» Тема войны в произведении. Страх и беспомощность маленького человека отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению; имеет способность к самооценке своих действий, поступков. Ответы на вопросы к произведению. Стр.158 выполнить задания
66 Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести. Урок обобщения ранее пройденного материала. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Ответить на вопрос 4
67 Ю. Казаков. «Тихое утро». Знакомство с автором произведения -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанноеЛичные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр.159 познакомиться с творчеством писателя
68 Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Составление сравнительной характеристики -отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Размышление с элементами самоконтроля Стр.160- 172 прочитать
69 Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Переломные сюжетные моменты в произведении -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Работа по вопросам и заданиям Выучить определение
70 Тестирование по ранее пройдённым темам. Урок контроля. Самостоятельное выполнение заданий -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Лист самоконтроля Без домашнего задания
71 Л .Касиль«Кондуит и Швамбрания». Знакомство с творчеством автора произведения. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Знать содержание прочитанного произведения.
Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей
Познавательные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее Ответы на вопросы к произведению. Стр. 174-192 прочитать
72 Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Исторические особенности отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Составить характеристику
73 Конфликт между взрослыми и детьми. Различие миров «детство» и «взрослость» -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Размышление с элементами самоконтроля Вопрос 2-3 ответить письменно
74 Сочинение на тему: «Страна, придуманная детьми» Составление сложного плана будущего сочинения. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Дописать сочинение
75 С.П. Алексеев
«История крепостного мальчика». Счастье Митьки и причина недолговечности этого счастья. Осуждение крепостничества в рассказе. -понимать смысл и значение произведений;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Уметь воспринимать и анализировать текст литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые умения, совершенствует имеющиеся Ответы на вопросы к произведению. Стр. 211-226
пересказ
76 История глазами ребёнка.
Исторические приметы эпохи в повести
Своеобразие исторических примет эпохи в повести. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Работа по вопросам и заданиям Стр.226-244 пересказ, ответить на вопросы
77 Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Сильный характер Митьки. Способность противостоять неприятностям. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр.245 в. 1-4 ответить
78 Трудная жизнь маленького крепостного. Формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Ответы на вопросы к произведению. Мини-сочинение размышление на предложенную тему
79 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Слово об авторе. Автобиографичность произведений Астафьева отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать ранее полученные знания
Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения Регулятивные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей
Познавательные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Подготовить рассказ о творчестве писателя
80 Приключенческая основа рассказа «Васюткино озеро» Васютка как герой-испытатель. Характер деревенского мальчика -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Работа по вопросам и заданиям Стр.247 – 250 пересказ
81 «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения «Васюткино озеро» в жизни маленького человека отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Ответы на вопросы к произведению. Стр. 250-272 пересказ
82 Урок внеклассного чтения. В.П. Астьфьев. Детство в деревне. Урок обобщения ранее пройденного материала. -понимать смысл и значение произведений;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Размышление с элементами самоконтроля Ответить на вопросы в тетради
83 Ф. Искандер.
«Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Знакомство с творчеством Ф. Искандера. «Мальчик и война» - актуальность и своеобразие -участвовать в диалоге;
-усвоить полученные знания
Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, давать характеристику герою. Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые умения, совершенствует имеющиеся Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр.277 прочитать
84 Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образы героев в произведении. Составление характеристик -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Задания раздела «Решаем читательские задачи» Повторить пройденное
85 Контрольная работа по теме «Мои сверстники в литературе XIX – ХХ вв.» (на примере любимых литературных героев) Урок контроля. Самостоятельное выполнение заданий -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Контрольная работа Без домашнего задания
Наедине с поэтом. Стихи о природе – 16 часов
86 А.С Пушкин «Зимний вечер» Эпитеты как средство художественного выражения в поэзии русских авторов -понимать смысл и значение произведений;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Регулятивные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и в умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы
Познавательные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет причины и пути их преодоления
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Работа по вопросам и заданиям Стр.290 выучить определения
87 Красота русской природы «Зимнее утро» Урок обобщения ранее пройденного материала. -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Ответы на вопросы к произведению. Стр.291-293
прочитать
88 Ф.И. Тютчев «Весенние воды», Средства создания образов родной природы в стихотворениях. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Размышление с элементами самоконтроля Стр.295 выучить наизусть
89 Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Смена картин природы в стихотворении -понимать смысл и значение произведений;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Стр.297 ответить на вопросы 1-3
90 А.А. Фет. «Осенняя роза» Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Ответы на вопросы к произведению. Стр.297 ответить на вопросы 4-8
91 Литературная мастерская. Эпитеты Эпитеты как средство художественного выражения в поэзии русских авторов отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Работа по вопросам и заданиям Повторить пройденное
92 Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…» Поэтическое изображение родной природы. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Ответы на вопросы к произведению. Подготовить выразительное чтение
93 С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».
Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А. Есенина -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Задания раздела «Решаем читательские задачи» Подготовить презентацию о творчестве поэта
94 О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…» Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. -понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Подготовить выразительное чтение
95 Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» Творчество Н.А. Заболоцкого как мотив литературы времени -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Размышление с элементами самоконтроля Стр. 298 прочитать
96 Урок внеклассного чтения. Учимся читать лирические произведения. Урок обобщения ранее пройденного материала. отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Составить план саморазвития
97 Б.Л. Пастернак. «Золотая осень» Средства и возможности художественного выражения в стихотворениях Б.Л. Пастернака -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». Стр. 300 выучить отрывок
98 Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. -читать язык условных обозначений;
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Работа по вопросам и заданиям Подготовить выразительное чтение
99 Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Значение образов природы в рассказе. Изо-бразительно-выразительные средства, их роль в произведении. -владеть навыками выразительного и эмоционального чтения.
-оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. Ответы на вопросы к произведению. Повторить пройденное
100 Настроение автора и средства его выражения Средства и возможности художественного выражения отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Размышление с элементами самоконтроля Без домашнего задания
Повторение и обобщение изученного в 5 классе – 5 часов
101 Повторение изученного в 5 классе Урок систематизации полученных знаний отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;
-усвоить и активизировать литературоведческие термины
Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества Работа по вопросам и заданиям Повторить пройденное
102 Итоговая контрольная работа за 5 класс Урок итогового контроля. Самостоятельное выполнение заданий -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Контрольная работа Повторить пройденное
103 Анализ контрольной работы Обобщение знаний, устранение пробелов в знаниях -понимать смысл и значение произведений;
-вырабатывать позитивное отношение к чтению Самоконтроль Подготовить проект «Удивительный мир книги»
104 Защита проектов «Удивительный мир книги» Выступление учащихся с проектом, -читать язык условных обозначений;
-работать с несколькими источниками информации:
-работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы. Без домашнего задания
105 Итоговое занятие. Определение списка литературы для летнего чтения. -передавать своё отношение к герою произведения,
-понимать авторскую позицию и отношение автора к герою Систематизация ЗУН Подобрать литературу для домашнего чтения
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литератураП.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»
Зарубежная литератураВ. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце» А. Дюма. «Три мушкетёра»Дж.Р. Киплинг. «Маугли»Дж.Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…»Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»