Рабочая программа по литературе ланин 7 класс фгос

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караваевская основная школа


Утверждено:
Приказ № 39
от 28.08.2015г.
Директор школы:



Согласовано:
28 .08. 2015г.
Зам.директора по УВР:

Принято педагогическим советом школы.
Протокол №1 от 28.08.2015


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
Кривоносовой Натальи Вениаминовны
Д.Караваево Сычевского района
2015/2016 уч.год
I.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Уставом МКОУ Караваевская ОШ. Программа по литературе под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2010 года,федерального перечня учебников
Данная рабочая программа для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа адресована для учащихся 7 класса МКОУ Караваевской ОШ.
Концепция (основная идея) программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения и развития учащихся с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Обоснованность(актуальность , новизна, значимость)
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Очевидной новизной является активное использование
Интернета в процессе формирования читательской деятельности не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции ее развития, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.

Специфика программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особенно Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, становятся настоящим валом, захватывающим современного читателя и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.
Поэтому программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
«культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. и опираться на них;
умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;
навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).
Использование Интернет-ресурсов является принципиально важным новшеством программы. В начале XXI века количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года. Временное отставание от потребностей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Представление о гипертексте является ключевым для Интернет - чтения и для написания текстов с целью последующей публикации в Интернете. Противопоставление в программе (без использования излишних терминов) «линейных/нелинейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и открывает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершенствования преподавания литературы в школе XXI века.



Литература входит в образовательную область: «Филология»
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
- воспитание любви и привычки к чтению;
- приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы;
- формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.
Сроки реализации прогшраммы:2015-2016 уч год
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования
Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Предполагаемые результаты
приобщать учащихся к миру литературы;
формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;
развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников.
Система оценки достижения учащихся
Контроль осуществляется в форме : читательских конференций, тестов, сочинений (4), презентаций обучающихся. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.Балл: Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу:
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
-синтаксические конструкции, встречается
-неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Рабочая программа создана на основе программы по литературе под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2010 года



II.Общая характеристика учебного предмета, курса
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

-познакомить с содержанием литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- знать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, основные теоретико-литературные понятия;
- научиться работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.

Общая характеристика учебного процесса: технологии, методы, формы обучения
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия.Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников (говорение сменяется чтением или письмом, и наоборот).
В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно: в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;
парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл;
последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.
Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебнго плана
Литература тесно связана с русским языком, английским языком. Часто на уроках используются такие понятия из русского языка, как части речи, синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание и цитирование текста, идея, главная мысль, стихи, пословицы, и прочее. Происходит знакомство с произведениями английских писателей.

IV.Описание места учебного предмета в учебном плане
Информация о количестве учебных часов
Учебный план МКОУ Караваевской ОШ предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю (34 учебных недель) в соответствии с федеральным базисным учебным планом Российской Федерации).
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения , мировое сообщество».
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, планета земля, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество.
В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: формирование ценностно-смысловой сферы личности, способности учащихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Владение основами научных методов познания окружающего мира и мотивированность на творчество и инновационную деятельность; готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, проектную и информационно-познавательную деятельность важны для нынешнего школьника.
Неотъемлемой чертой становятся уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешное взаимодействие.
Ценностные ориентиры учебного предмета основаны на пропаганде правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Красной линией среди ценностных ориентиров становится мотивированность на образование и самообразование в течение всей жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 классаВ результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
^ Предметные результаты

Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться

7 класс
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,  выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;  пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;  выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
 рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;  сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;  сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;


 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
 дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;  сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;


Класс
^ Личностные результаты


Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться

7 класс
 выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .


Класс
Метапредметные результаты


Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться


 видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,  определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
 видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.


 воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;  определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;  определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;  анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;  сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;  вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;  создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


VI.Перечень и название разделов и тем курса
Учебно-тематический план
Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Контроль знаний

Внеклассное чтение

Введение

1




Литература XIX века

29
4
1
2

Литература рубежа XIX-XX веков

10
1
1
1

Литература XX века

30
2
1
2

ИТОГО:
68
9
3
5

Раздел III. Содержание программы учебного курса 7 класса
(70 часов – 2 часа в неделю)

Тексты для чтения и обсуждения
Теория литературы
Связь между видами искусства
Творческое задание, темы для обсуждения

Повторение.
Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.





Страницы классики. Литература XIX века

А.С. Пушкин
Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)
«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (другие - по выбору учителя)
Культ возвышенной дружбы и верности «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.
Роль картин природы в стихотворении. «Няне»

Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трехсложные размеры стиха.




А.С. Пушкин
«Дубровский»
Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.


Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романтический герой.

Экранизации повести «Дубровский» (режиссер А. Ивановский, 1936 г.; режиссер В. Никифоров, 1990 г.).



ф. Шиллер
«Разбойники» (сцены по выбору учителя)
Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обреченность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.

Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.


Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций.
(обсуждение)

М.Ю. Лермонтов
Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»
Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.
«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения
Романсы - «Горные вершины», «Парус» (муз. А. Варламова). Акварели Лермонтова.

Поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова: темы, образы, настроение.
(творчество)

Н.В. Гоголь
Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).
«Тарас Бульба»
Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев - Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.

Средства создания характера (повторение). Авторское отношение к герою.




П. Мериме
«Маттео Фальконе»
Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.



Русская литература в контексте мировой. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.
( обсуждение)
Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характеров.
( творчество)

Н.С. Лесков
Из биографии писателя.
«Человек па часах»
Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника. Историческое и вымышленное в повести. Своеобразие языка.

Сказ. Герой-праведник.



М.Е. Салтыков-Щедрин
«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу, интеллигенции. Абсурдный, перевернутый мир сказок сатирика: наделение героев-людей звериными чертами и «очеловечивание» животных. Связь с народной сказкой и басней. Новаторство писателя.


Аллегория. Гротеск и гипербола.

Народ и власть в произведениях русских писателей.
( обсуждение)
Эволюция жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
( творчество)

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы


Н.А. Некрасов
Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).
«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога»
Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданственность проблематики, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритм и эмоциональная напряженность.
«Саша»
Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.



Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.




Ф.И. Тютчев
Из биографии поэта.
«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...»,
«С поляны коршун поднялся...» (другие по выбору учителя)
Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.

Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.




А.К. Толстой
Из биографии поэта.
«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.
Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.




А.А. Фет
Из биографии поэта.
«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Облаком волнистым...», «Ласточки пропа-
ли...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие по выбору учителя)
Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.
Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.

Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора.


Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в. Некрасова, Тютчева, Фета.
( обсуждение)


А.Н. Майков
Из биографии поэта.
«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие па выбору учителя)
Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно - выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.

Романсы на стихи поэтов середины XIX в. ( муз. П. Булаховского, Н. Римского-Корсакова, А. Варламова).



Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков

А.П. Чехов
Вехи биографии писателя.
«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие по выбору учителя)
Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.

Виды комического: юмор, ирония, сатира (повторение).




А.И. Куприн
Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»
Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив
чудесного в рассказе.





Л.Н. Андреев
Вехи биографии писателя.
«Баргамот и Гараська»
Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».
«Ангелочек»
Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.

Реально-бытовой план и исключительность ситуации как основа сюжета.


А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору).
(творчество)

О Генри
«Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.



Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX-XX вв.)
( обсуждение)


Страницы классики. Литература XX века

И.А. Бунин
Вехи биографии писателя.
«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово» (другие по выбору учителя.
Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и
Красочность образов.




Б.Л. Пастернак
Вехи биографии поэта.
«Детство Люверс»
Духовный мир взрослеющей девочки. Тема становления человеческого характера.
Художественные особенности прозы поэта (начальное представление).





В.А. Каверин
Вехи биографии писателя.
«Два капитана» (фрагменты)
Замысел романа. Историческая действительность глазами героев. Высокие чувства юных героев, их верность данному слову. Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.

Роман как эпический жанр (начальное понятие). Роман и повесть.

Экранизации разных лент (режиссер В. Венгеров, 1955 г.; режиссер Е. Карелов, 1976 r.)J сравнение писательского замысла и кинематографического воплощения.

Реальность и мечта в мире детства.
( обсуждение)


Природа и человек. Природа и творчество

Н.А. Заболоцкий
Вехи биографии поэта.
«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).
Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.



Традиции русской поэзии XIX века и новаторство лирики Н.А. Заболоцкого.
(творчество)

К.Г. Паустовский
Вехи биографии писателя.
«Золотая роза» (отрывки)
Как рождается художественное произведение? Искусство и
художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
«Австралиец со станции Пилево»
Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэтичность языка писателя.

Жанровые особенности очерка и эссе.

К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя.
(творчество)

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».
О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов...».
С.П. Гудзенко. «Перед атакой».
Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный...».
М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».
С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...».
Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...».
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь...».
А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...».
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины».





Национальный характер

А.Т. Твардовский
Вехи биографии поэта.
«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)
Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность
произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.





М.А. Шолохов
Вехи биографии писателя.
«Судьба человека»
Андрей Соколов воплощение национального характера.
Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.


Экранизация повести «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959 г.)


В.Г. Распутин
Вехи биографии писателя.
«Уроки французского»
События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.


Экранизация рассказа режиссер Е. Ташков, 1978 г.).



В.М. Шукшин
Вехи биографии писателя.
«Микроскоп», «Чудик» (другие по выбору учителя)
«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.



Своеобразие национального характера в русской литературе XX века: традиции и новаторство.
( обсуждение)
Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе.
(творчество)

Круг чтения

Русская литература

Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход».
А.И. Герцен. «Сорока-воровка».
Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце».
В.Г. Короленко. «Мгновение».
Н.А. Некрасов. «Я за то глубоко презираю себя...», «Когда из: мрака заблуждения...», «Тройка», «На родине».
К.Г. Паустовский. «Ленька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар».
М.М.Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик».
А.С. Пушкин. «Полтава».
Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят».
С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости».
И.С. Тургенев. «Вешние воды».


Зарубежная литература

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».
Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».
Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно».














VII. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (68 часов)

Тема урока.
Планируемые результаты
Кол-во часов
Дата
план.
Дата
факт



Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты




1
Вводный урок. Напутствие.
Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.
Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
1
02.09


2
Страницы классики : литература 19 века - 21 часа А.С. Пушкин. – 9 часов А. С. Пушкин как яркий представитель литературы 19 века. Лицейские годы.

«Товарищам », «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.
Знать историю жизни Пушкина в период о бучения в лицее



Знать план анализа лирического произведения
Сведения о жизни и творчестве поэта, тематику стихотворений

Понятие былин. Особенности лексики, характерной для героического эпоса
Уметь отличать раннюю лирику поэта




Определять тему и идею стихотворений
1
07.09


3
«19 октября 1825 года»
Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству.
Знать план анализа лирического произведения
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения

Определять тему и идею стихотворений

.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

09.09


4
«Няне»
Эмоциональность стихотворения, средства его создания.
Знать план анализа лирического произведения
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения

Определять тему и идею стихотворений

.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

14.09


5
А.С. Пушкин. «Дубровский»
Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта
Знать содержание текста, время .когда происходили события. Анализировать отрывок
Понятие роман, романтизм. Отличительные особенности романтической лирики. Давать характеристику героям
Работать стекстом, анализ прозаического текста
3
16.09


6
Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

21.09


7
Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

23.09


8
Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

28.09


9
Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал




30.09


10
Р/Р. Сочинение «Благородство против подлости».

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта
Дать оценку прочитанному произведению, обосновать своё мнение
Умение анализировать произведение и письменно излагать свои мысли
Давать письменно характеристику происходящим событиям
1
05.10


11
Ф. Шиллер. 5 час Ф. Шиллер- представитель зарубежной классической литературы . Жизнь и творчество. Драма «Разбойники»
Знать новые литературные понятия и ,
Уметь отличить произведения по их жанровой принадлежности, находить средства выразительности языка
Знать творчество писателя,, теорию литературы
1
07.10


12
Карл Моор. Образ романтического героя.
Знать строениие драматических произведений.уметь характеризовать героев
Анализировать действия и поступки героев, соотносить слова и действия.
Анализ фрагментов, отличительные особенности пьесы
2
12.10


13
Разбойники.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов.


Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.


14.10


14
Карл Моор и Амалия. История любви.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов.


Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.


19.10


15
Р/р Сравнительная характеристика Карл Моор и Владимир Дубровский.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Уметь составлять сравнительную характеристику

21.10


16
М.Ю. Лермонтов – 5 часов + 1 час внекл чтения М.Ю. Лермонтов
«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»

Знать важные события из жизни писателя; анализировать произведение.
Находить художественные средства языка; выделять тему стих-ия
Знать содбержание; давать характеристику, сопоставлять героев с реальностью
1
26.10


17
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».




28.10


18
Образы главных героев.
владеть различными
видами пересказа, участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
Анализировать язык поэмы,
её связь с устным народным творчеством
Знать особенности сюжета поэмы,
его историческую основу.
2
09.11


19
Утверждение права человека на уважение и правду.




11.11


20
Проектная работа «Поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова» ( на выбор )
Углубить знания о жизни поэта,
Уметь сам-но находить информацию ,выделять главное, обрабатывать её.
Желать изучать творчесво поэта
1
16.11


21
Вн/ чт. А.К.Толстой «Василий Шибанов». Роль главного героя в балладе.




18.11


22
Н.В. Гоголь – 6 часов Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести
Знать содержание повести;
содержание понятия “деталь” произведения,
нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
Уметь выделять смысловые части
художественного текста, сопоставлять
эпизоды и сравнивать героев.
Самостоятельно делать выводы,
создавать свои художественные образы,
строить рассуждения на нравственно-
этические темы, выявлять авторскую
позицию, особенности изображения
человека и природы в повести,
писать сочинения в жанре проблемной
аналитической статьи
5
23.11


23
Запорожская Сечь как оплот товарищества и братства, как воинская школа для казаков – защитников РодиныТарас Бульба в Запорожской Сечи




25.11


24
Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю




30.11


25
(Прославление братства, боевого товарищества и воинской доблести. Осуждение предательства)




02.12


26
Судьбы сыновей Тараса. Нравственная сила и стойкость Остапа. Позорная смерть Андрия




07.12


27
«Тарас Бульба» - геолическая повесть (Характеристика Тараса)




09.12


28
Р/р Сочинение «Нет у нас никого равного ему в доблести»

Уметь сам-но находить информацию ,выделять главное, обрабатывать её.
Желать изучать творчесво поэта

14.12


29
П. Мериме – 1 час + 1 час внекл. чтения П. Мериме.«Маттео Фальконе»
Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Определять композиционные особенности новеллы,анализировать героев
Уметь давать харктеристику героям, находить отличительные
Анализировать текст, давать характеристику главным героям ,составлять словесные портреты
1
16.12


30
Н.С. Лесков.Из биографии писателя.«Человек па часах»..




21.12


31
Русская лирика середины 19 века – 6 часов Основные темы русской лирики 19 века ( обзор)
Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников). «Перед дождём», «Несжатая полоса»,
Знать основные темы периода
Уметь находить отличительные особенности лирики 19 века

1
23.12


32
Н. Н. Некрасов Гражданская поэзия «Железная дорога»
Знать о тяжелой жини людей данного периода , анализировать произведение,
Находить выразительные средства языка, усиливающие тяжесть происходящего
Выразительно читать ,оценивать лексику писателя
2
13.01


33
«Саша»
Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения




18.01


34
Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной»

Выразительно читать произведения; анализировать их
Проводить анализ лирического произведения, определять тему, сопоставлять
Знать творчество поэтов, анализировать стихи, находить изученные выразительные средства языка
1
20.01


35
А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад» (по выбору учителя)

Проводить анализ стихотворений ,опоределять тему.
Уметь воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворение
Знать стихотворения о родной природе -
состояние души поэта, переданное через
описание природы
1
25.01


36
А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина», «Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом», «Облаком волнистым», «Ласточки пропали», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи», «Учись у них у дуба, у берёзы» (по выбору учителя




27.01


37
А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат» (другие  по выбору учителя)




01.02


38
Проектная работа «Проба пера «
Использовать полученные знания для своей работы
Составлять план работы
Уметь использовать поэтический словарик для работы, создавать образы
1
03.02


39
Страницы классики : литература конца 19 –начала 20 века – 4 часа А.П. Чехов – 2 часа А. П. Чехов. Вехи бюиографии. Юмористические рассказы. «Хамелеон»
Анализировать рассказы, харак-ка героев
Уметь составлять словесные портреты главных героев
Различать чеховский стиль
1
08.02


40
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».
Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.





10.02


41
А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев»,
Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.





15.02


42
А.И. Куприн – 2 часа А. И. Куприн
Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»
Тема служения людям и добру.
Анализировать текст, события глазами главных героев
Давать оценку происходящим событиям, характеризовать «маленьких людей» в литературе
Сочувствовать, главным героям, передавать при помощи интонации всю тяжесть положения главных героев
1
17.02


43
Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе




20.02


44
Л.Н. Андреев – 1 час Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська»
Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».

Знать содержание текста; его значимость в творчестве
характеризовать героев, составлять словесный портрет писателя
Составлять план ответа
1
24.02


45
О. Генри – 1 час О. Генри. «Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия
Знать композиционный строй поризведения, анализировать фрагмента
Знать отличительные осбенности новеллы
Хар-ка героев произведения
1
29.02


46
Страницы классики. Литература XX в. 2 часа + 1 часВнекл чтения И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая», «Листопад», «Шумели листья, облетая», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя)
Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и красочность образов
Знать «детали»,при помощи которых создаётся образ,анализ стихов
Анализировать стихи, используя языковые приёмы
строить рассуждения на
нравственно-этические темы,
показывать выразительность и
точность художественной детали
в поэзии Бунина.
1
02.03


47
Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб»
Природа и человек. Природа и творчество
Знать тему стихотворений. Уметь анализировать

Уметь анализировать текст,определять худож-ные образы
1
09.03


48
Вн. чт. К.Г. Паустовский. Вехи биографии писателя. «Золотая роза» (отрывки).





10.03


49
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в.  8 ч А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»;




14.03


50
О.Ф. Берггольц. «Я говорю с тобой под свист снарядов»;




16.03


51
Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный», «Всё грущу о шинели», «Запас прочности»;




21.03


52
С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной»;




23.03


53
Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые»;




04.04


54
М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;




06.04


55
А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»;




11.04


56
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь»




13.04


57
Национальный характер в литературе ХХ в. 14 ч А.Т. Твардовский –3 часа А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ. Автор и герой. Роль рефрена в раскрытии смысла произведения




18.04


58
Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагедийность, лиризм отдельных страниц. Особенности её стиха: чередование стихотворных размеров и способов рифмовки




20.04


59
«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины»
Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвига народа. Тема памяти




25.04


60
М.А. Шолохов – 3 часа М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека»
Андрей Соколов воплощение национального характера.




27.04


61
Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига.




04.05


62
Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа




05.05


63
В.Г. Распутин – 3 часа Вехи биографии писателя. «Уроки французского»
События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.




10.05


64
Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости




11.05








16.05


65
В.М. Шукшин – 3 часа В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей».




18.05


66
«Микроскоп» Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.




23.05











67
Ф.А. Абрамов – 2 часа Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое»
Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?




25.05


68
Таинственный незнакомец на Курзии  метафора судьбы.




30.05






VIII. Перечень учебно - методического обеспечения
Литература. 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях.
[ авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова]
- М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2010.




15