Разработка урока по русскому языку для 1 класса «Заглавная буква в словах»
Разработка урока по русскому языку для 1 класса «Заглавная буква в словах»
Учитель: Тогой Светлана Васильевна
Тема: «Заглавная буква в словах»
Цели:
1. Развивать умения писать с заглавной буквы имена собственные, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия;
2. Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах существительных;
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Постановка задачи.
- Сегодня мы с вами отправляемся в Страну заглавных букв. Но перед этим я предлагаю вам, ребята, вспомнить, когда вы впервые познакомились с заглавной буквой и что о ней узнали.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
Запись на доске: СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ
- Разделить на слова, их здесь три.
- Запишите. О чём надо помнить.
- Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце предложения ставлю точку.
3.Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение Е.Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги
Буква расти, не сама захотела.
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Назовите тему урока (высказывания детей).
Хором:
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело [6, с.146].
- Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, что же пишется с заглавной буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны замечать всегда.
Задание 1.
- Найдите начало своего предложения и запишите его.
(Работа выполняется по рядам)
очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут.
Задание 2.
- Прочитайте имена. (Прочитав, дети записывают только те имена, которые они встретили впервые).
Мила, Миля, Маша, Маня
Тома, Тима, Толя, Таня
Надя, Нюра, Неля, Нина
Лена, Лёня, ЛинаАда, Аля, Ася, Аня
Задание 3. Образуйте от имени фамилию и запишите её. (Работа по рядам)
Михаил, Иван, Сергей.
Задание 4. Образуйте от имени Николай отчество и фамилию, запишите в тетрадь.
- Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец - это фамилия или отчество? (Свободные высказывания учащихся)
-В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
-Как же звать героев по имени - отчеству. Запишите.
- Илья Иванович Муромец.
Учитель читает:
Жили - были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка,
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла -
Сивка да Бурка. .
- Что заставило вас улыбнуться?
- Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
- Давайте наведём порядок и запишем правильно. (Дети выполняют задание).
Вопросы после выполнения задания:
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Бурёнкой? Любую ли корову можно называть так?
Беседа.
- Люди дают имена (клички) своим маленьким друзьям, как бы выражая тем самым свою любовь к ним. И в деревнях коровам - кормилицам часто дают имена. А вот овцы клички имеют реже или вовсе не имеют, как и куры. Петуха чаще всего называют Петя (Петя - петушок). Иногда люди приручают ворона и называют его Карлом, Карлушей, потому что ворон каркает.
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красотка синичка,
Как напишешь клички? [6, с.147].
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
1. Упражнение в написании слов с заглавной буквы.
- Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать и с маленькой и с большой буквы:
Ваня Пенал Собака Петров Ученик Барсик Сосновка Море Москва Одежда
(Каждое названное слово сначала прочитывается орфографически, затем орфоэпически, потом стирается).
В результате остаются слова: Ваня, Петров, Барсик, Сосновка, Москва.
- Что вы можете сказать об оставшихся словах?
- Это все слова - имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
- А о чём вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка.
- Эти слова обозначают географические названия, которые всегда пишем с большой буквы.
- Приведите свои примеры слов - географических названий.
6. Комментированное письмо.
Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Прибыл Клим из Клина в Крым.
7. Рефлексия.
Работа выполняется по вариантам. Дети, выполняющий 1 вариант, выписывают слова с большой буквы, 2 вариант - с маленькой буквы.
Город Орёл - родина моей мамы. Орёл - хищная птица. Чёрное море омывает берега разных стран. Чёрное поле зазеленеет весной. Белое море находится на севере нашей страны. Белое платье у Кати.
- Как вы справились с заданием?
- Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока.
Учащиеся рассказывают, где и почему встречается заглавная буква, приводят свои примеры.
9. Домашнее задание.
Придумать, сочинить сказку о заглавной букве.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Александров А.М. Дидактический материал по русскому языку. 1 класс. М.: Просвещение, 2016 г. - 19 с.
2. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М.: Просвещение, 2002 г. - 38 с.
3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2004 г. – 367 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2009 г. - 944 с.
5. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы.- М.: Просвещение, 2015 г. - 156 с.
6. Поурочные разработки по русскому языку.1 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 160 с.
7. Владимирова Н. Азбука для самых маленьких. - М.: АСТ - Пресс, 1999 г.- 237 с.