Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)


Министерство образования и науки, молодёжи и спорта
Республики Крым
Республиканское высшее учебное заведение
ГБОУВО РК Психолого-педагогический факультет
Кафедра начальное образование




КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ « Русский язык»
ТЕМА: «Заглавная буква в словах»




Выполнена Головской С.Д.
студентка 4 курса, группы КЗНО 5-11
специальность «Начальное образование»







«УТВЕРЖДАЮ»
Учитель начальных классов: Призова О.М.
___________
(подпись)





Керчь
2015г.

Учебный предмет: русский язык.
Школа, класс: МБОУ г. Керчь РК «Школа №15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой», 1 «Б» класс
студентка 4 курса РВУЗ ГБОУВО РК Головская С.Д.
учитель: Призова Ольга Михайловна
Дата проведения урока:03.03.15г.
Оборудование: рабочие листы, музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация
Форма урока: урок-путешествие.

Тема урока: «Заглавная буква в словах»
Цели урока: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.
Задачи урока: Образовательные: продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся;
Воспитывающие: формировать навыки сотрудничества; прививать любовь к родной стране.






Технологическая карта
1 . Организационный момент
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!

Слайд №1



II. Актуализация знаний и создание ситуации успеха.
Учитель
-Сегодня мы будем путешествовать по стране с интересным названием. Чтобы узнать название этой страны, разделите запись на слова.
Страна заглавных букв
Проблема: не открываются ворота, что-то неправильно написано.
-Какие буквы возьмём в эту страну? (заглавные)
-Исправим ошибку и начнём путешествие.
Ученики.
Название страны нужно написать с заглавной буквы.
Учитель
-Над каким правилом мы будем работать?
Ученики.
Имена, фамилии, клички, города-все с заглавной буквы пишутся всегда. Ещё названия стран.
Учитель
На уроке мы познакомимся и с другими словами.


Слайд №2



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



III.Повторение
Учитель
-Нас встречают сказочные герои. Отгадайте их. - Отгадайте загадки.
В одной весёлой книжке
Живёт смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает (Незнайка)

Летает, но не самолёт,
С пропеллером, но не вертолёт,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть (Карлсон)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)

Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин - мальчик Робин
Он зовётся (Пятачок)

Мальчик – луковка знаком
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся..(Чиполлино)

- Эти сказочные герои живут в разных странах. Посмотрите на карту и прочитайте, кто где живёт.
- Прочитайте ещё раз названия стран и сделайте вывод, как они пишутся.
- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы?
Книгу про Незнайку сочинил писатель Носов, который жил в России.
Карлсон - житель Швеции, а Пятачок -Англии.
Волшебная сказка про Золушку пришла к нам из Франции.
В стране Италии жил сказочник Джани Родари, который написал прекрасную сказку о мальчике Чиполлино.
-Как написаны названия стран? Сделаем вывод.
Ученики.
С заглавных букв пишутся названия стран.
На доске изображения сказочных героев появляются по щелчку. Буквы в именах перепутаны. Дети восстанавливают имена сказочных героев, записывают .
Слайд № 3

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415










Слайд №4
На карте появляются названия стран.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

IV.Словарно–орфографическая работа
1.Иван. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Город. Москва. Одежда.
Учитель
Разделить слова на 2 группы.
Работа в парах.
-Договоритесь, кто какую группу будет записывать.
(проверка )
-Что обозначают слова?
2. А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор,
то есть географические названия

V.Физкультминутка.
Игра «Карлики- великаны»
Учитель называет слова, если слово пишется с заглавной буквы, ученики поднимают вверх руки, подтягиваются, если с маленькой- приседают.

3. Работа в группах с таблицей.
( у каждой группы таблица и набор карточек со словами.),
Учитель
Распределите слова по этим группам.
1.
Имена, фамилии, отчества

2.
Имена сказочных героев

3.
географические названия
4.

















Слова для справок: Тейково
Пушкин Александр Сергеевич
Агния Львовна Барто
Москва Мурка
Зорька берёза
Лукина Ольга Сергеевна
камыш дуб
Жучка Байкал

3.4. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель.
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.
Написанием.
Учитель. А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
(имена собственные)

Учитель.
Значит, ребята, фамилии, имена, отчества людей , имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
В таблице встретилось название нашего родного города.
VI.Физкультминутка для глаз.
«Экскурсия по городу».
(фотографии)
Учитель.
Теперь посмотрим фотографии и найдём имена собственные и нарицательные.
-Как вы будете писать названия улиц, достопримечательностей?
-Напишите название своей улицы.

Слайд № 5

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












Показ слов в таблице. ( слайд № 6)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд № 7. Проверка13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд№8, 9, 10

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




VII.Самостоятельная работа.
-Спишите предложение, изменив порядок слов.
реке, Наш, стоит, город, на, Вязьма
нашем, протекает, Вязьма, в, городе, река.


1вариант.
Наш город стоит на реке Вязьма.
2 вариант.
В нашем городе протекает река Вязьма.


(взаимопроверка)

Постановка проблемы
1. Работа с текстом. Поочерёдно выходят к доске, читают и исправляют ошибки.
Учитель.
Один мальчик написал о себе в газету. Вот что у него получилось:
«Я живу в городе тейково. Он расположен на берегу реки вязьмы. Я люблю читать сказки и рассказы.. Буратино, карлсон – мои любимые сказочные герои. Ещё я люблю играть с шариком».

Учитель
-Спишите 2 последних предложения.
. Как написать слово шарик в предложении?
Ответы учащихся.

2. Создание проблемной ситуации.
Учитель.
Правильно! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!

3.Совместное «открытие» новых знаний.
1.Обсуждение - фронтальный опрос.
Учитель.
Что имели в виду, дети, которые написали бы слово с заглавной буквы?
Ответы учащихся
кличку животного- имя собственное.
Учитель.
А что имели в виду те, которые написали бы со строчной (маленькой)?
Ответы учащихся
Воздушный шарик- имя нарицательное
Учитель.
Чем отличаются эти слова?
Ответы учащихся
Смыслом, обозначением, значением
Учитель.
Вы все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением

В слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.


слайд №11
Переставить слова

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Слайд № 12

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Текст на доске
слайд №13

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415











VIII.Домашнее задание.
Учитель.
Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?
Ответы учащихся
У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. В зависимости от значения слова меняется и его написание.
Придумайте 2 таких слова и составьте с ними предложения.

Слайд № 14

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



IX. Закрепление.
Минутка для шутки.
Учитель.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё у них была курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка,

-Что заставило вас улыбнуться?
Ученики.
Смешно назывались животные.
Учитель.
Давайте наведём порядок.




слайд №15
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Ученики называют пары слов.


IX. Рефлексия.
Учитель.
- Чему учились на уроке?
- С каким правилом правописания познакомились?
- Как называлась страна, по которой мы путешествовали?
Вот и заканчивается наше путешествие.
Но оно обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.
- Дополните одну из фраз.
Сегодня на уроке:
я узнал
я понял
мне было интересно
мне было трудно


слайд №16


Дети выражают своё настроение, рисуя маркером либо солнечные лучики, либо капельки дождя









Рисунок 1Root Entry